Информация о том, что британские ученые выявили прямую зависимость между интеллектуальной активностью и продолжительностью жизни человека, выглядит очень интригующе. Умные живут дольше, утверждают авторы первых публикаций. Специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям проследили за состоянием здоровья более тысячи человек, принадлежащих к самым разным социальным группам и профессиям. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчеркивают при этом, что важна именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ. Связано ли в таком случае долголетие с образованием и всякая ли интеллектуальная деятельность продлевает жизнь? Разобраться в этом мы решили с помощью научного руководителя Института мозга человека РАН академика Натальи БЕХТЕРЕВОЙ.
– Знаете выражение: в здоровом теле – здоровый дух? – спросила в ответ на наши вопросы Наталья Петровна. – В нем дух и тело можно поменять местами, сказать, что здоровый дух оздоравливает тело. В организме человека таких взаимозависимостей много, и они довольно подвижны. У маленького ребенка роль интеллекта не слишком велика. Но с возрастом, по мере созревания, она увеличивается настолько, что постепенно становится главной. И если учесть, что каждая область мозга многофункциональна, то есть управляет не только мыслительной деятельностью, но одновременно и другими процессами, постоянно происходящими в организме, понятно, насколько одно зависит от другого.
– Но в связке здоровое тело – здоровый дух здоровье не гарантирует большого ума. Примеров сколько угодно.
– Если здоровье добывается однотипной деятельностью, однообразными тренировками, интеллект не только не будет развиваться, но может и разрушаться. Тут нужно учитывать особенности нашей природы. Известный ученый, физиолог Евгений Николаевич Соколов в свое время доказал, что мозг простых животных работает по определенной программе. Нейронная сеть у них формируется так, что нервные импульсы распространяются по так называемым меченым линиям, как поезда по рельсам с остановками в определенных местах. Мозг человека намного сложнее, но меченые линии есть и у нас. Именно они работают, когда мы занимаемся привычной деятельностью: отпираем дверь, включаем свет или чистим зубы. А «детекторы ошибок», следящие за точностью исполнения, вызывают смутное чувство тревоги, если что-то сделано не так. Особенность наша состоит в том, что мозг стремится автоматизировать любую повторяющуюся деятельность. В том числе и возможные формы так называемой интеллектуальной. Каждый, наверное, знает в себе этот автоматизм. Он, кстати, служит нам мощнейшей самозащитой. Представляете, во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы каждый день решали, как правильно завязать шнурки, взять в руки карандаш или ложку, – с ума сойти можно! Но также опасна и другая крайность. Если на такой автоматический режим переводится почти вся наша деятельность, многие области мозга остаются невостребованными, ослабевают, и активизировать их потом приходится специально, как ослабевшие мышцы тела. Человек может очень быстро отупеть и состариться.
– И что же может спасти нас от отупения?
– Творчество. Сверхзадачи, которые можно решить только с помощью своего интеллекта. Ни купить, ни украсть. Только силой собственной мысли создавать нечто новое, значительно изменять старое. Причем в зрелом возрасте творчество оказывается даже выгоднее для здоровья, чем физкультура. При нормальном качестве жизни долгожителей больше среди творческих людей.
Мы уже пять лет у себя в институте занимаемся изучением мозговой организации творчества. Исследования с применением современной техники – позитронно-эмиссионного (ПЭТ) и магнитно-резонансного (МРТ) томографов показывают, что при решении нестандартных творческих задач, как правило, активизируются все зоны мозга, включая зоны, имеющие отношение к самым разным процессам: здесь и память, и эмоции, и многое другое. Потом постепенно какие-то области отключаются и остаются только те из них, которые нужны для выполнения данной задачи. Начинает работать режим экономии.
– Получается, что для здоровья задачи сложные полезнее простых?
– Больше того: похоже, что сверхзадачи, требующие концентрации всех интеллектуальных ресурсов, способны привести к обновлению. В режиме напряженной работы в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи и, может быть, даже образуются новые нейроны – нервные клетки. А новые нейронные сети поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но, как я уже говорила, влияют на многие процессы в организме.
Представьте для примера, что человек неожиданно попадает в чужую языковую среду. Освоить новый язык необходимо, чтобы выжить. Он его освоит даже в том случае, если считает себя неспособным. Найдутся резервы, о которых он сам не подозревал. Я знаю случай, когда ученый, поставленный перед необходимостью решить сложнейшую творческую задачу, был вынужден сконцентрировать все силы и способности, что называется преодолеть себя, и вышел в итоге на новый уровень мышления. Заработала цепочка: творческая задача стимулирует мозг, активный мозг стимулирует творчество, которое, в свою очередь, требует мобилизации интеллекта и не позволяет останавливаться мозговым процессам…
– Тогда возникает вопрос, как создать сильную мотивацию? Вы привели примеры экстремальные: сверхзадача, новая языковая среда. А в обычной жизни, в школе, например, с чего начинается творчество?
– Чаще всего с эмоционального воздействия. У нас в классе все любили историю, потому что учительница была очень увлечена своим предметом, рассказывала так живо, красочно, что мы слушали ее с восторгом. А в принципе все новое, живое, неординарное вызывает интерес. Мозг имеет генетически заданный ориентировочный механизм опознания: рефлекс – что такое? Это как бы постоянная тренировка мозга, механизм сохранения его.
Для развития творческих способностей необходимо разнообразие. Чтобы ребенку не казалось, что он это уже знает. Простое дело: как перейти речку? Да мост поискать! А если приходится обходиться без моста? Видимо, нужно осмотреть берега, определить, где есть мели, где течение меньше, дно ровнее, соразмерить силы… То же и в решении задач. Чем они разнообразнее, неожиданнее, тем лучше. Стереотипы в мыслительной деятельности приводят к затуханию творческой активности.
– Значит, само по себе образование еще не является гарантией долголетия?
– Образование – только первый шаг к долголетию. Оно позволяет активизировать творческий потенциал, найти поле для его применения. А как дальше человек распорядится своими способностями, зависит только от него самого.
– Спасибо, Наталья Петровна.
Санкт-Петербург
Комментарии