Для чего учителю нужен Интернет? Понятное дело, чтобы читать, писать, общаться. И, конечно же, для того, чтобы получить то, чего он не может получить в «реальном» мире. Всем этим требованиям соответствует созданная не так давно Сеть творческих учителей.
Предыстория
Осенью 2005 года ООО «Майкрософт Рус» объявил об открытии российского веб-сайта для учителей средней школы, интересующихся использованием ИКТ в процессе обучения. Цель инициативы – помочь педагогам более эффективно использовать компьютер и Интернет в образовательном процессе. Открытый в конце января 2006 сайт стал частью работ, которые Microsoft ведет в рамках Соглашения о сотрудничестве в области развития современных информационных технологий в системе образования между Минобрнауки и ООО «Майкрософт Рус», заключенного 30 сентября 2004 года.
Веб-сайт является российской реализацией глобального учительского портала Microsoft Innovative Teachers Network, который построен на новейших технологиях Microsoft и обеспечивает широкие функциональные возможности по организации виртуальных сообществ, ведению дискуссий, публикации материалов. В то время как ядро веб-сайта и его структура унаследованы от всемирного портала Innovative Teachers Network, информационное наполнение является чисто российским. И это немудрено, ведь над начальной библиотекой материалов трудилась команда российских учителей и методистов, активно использующих информационные технологии в своей работе. При разработке российской версии глобального портала были учтены особенности менталитета российского учительства, что позволило сделать структуру и информационное наполнение сайта максимально понятными и полезными.
В сентябре 2006 года теперь уже портал «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru был объявлен в качестве составной части совместного проекта ООО «Майкрософт Рус», Академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и издательства «Бином – Лаборатория Знаний» – «Академия учителей».
С января 2007 года работа портала находится под совместным патронажем «Майкрософт Рус» и АПКиППРО.
Убедительная статистика
О том, что же все-таки происходит на этом портале и в каком объеме, могут рассказать довольно красноречивые цифры. Каждый месяц портал посещают более 20 тысяч пользователей при общем ежемесячном числе посещений свыше 200 000. На портале зарегистрированы около 6500 человек, около 800 из которых являются активными участниками, что позволяет оценивать общую реальную аудиторию портала в 40000 учителей. Примерно каждый восьмой участник (или посетитель) портала проживает за рубежом. Общее число зарегистрированных федеральных и региональных сообществ на середину июня 2007 года достигло 80. Кроме того, создано 29 региональных разделов портала. Открыто около 900 тематических форумов, участники которых оставили около 15000 сообщений. Опубликовано почти 5000 материалов учебно-методического назначения. Целый ряд методических разработок создан в результате совместного творчества участников проекта.
Анатомия проекта
«Сердце» и «мозг» портала – это учительские сообщества. Именно здесь происходит основная деятельность, проявляется то самое творчество, заявленное в его названии. Большинство сообществ носит предметный характер и ориентировано на внедрение ИКТ непосредственно в учебный процесс практически по всем предметам базисного учебного плана. Однако немало и тех, которые основаны на внепредметном принципе. Они объединяют, в частности, классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, библиотекарей и т.д.
И, наконец, в третьей группе сообществ решаются вопросы проблемного или прикладного характера (научно-исследовательская и проектная работа в школе, здоровьесберегающие технологии, работа заграничных школ, проблемы методической службы и современного мультимедийного урока и т.д.).
Деятельность региональных сообществ, как правило, связана с реализацией регионального компонента образования, практикой работы школ и учителей – победителей ПНПО, региональными программами информатизации.
Изучение тематики сетевых сообществ, представленных на портале, позволяет не только определить интересы современного российского учительства, но и спрогнозировать основные векторы развития инновационных поисков педагогов в ближайшее время. А значит – понять, в каком направлении будет развиваться отечественная школа.
Созидательное общение
Каждое сообщество предполагает:
обсуждение актуальных проблем, интересующих его участников;
обмен накопленным методическим опытом, публикацию созданных ранее материалов в библиотеках сообществ;
создание новых методических материалов в рабочих группах по просьбам коллег и т.д.
Последнее обстоятельство представляется принципиально важным. Пожалуй, впервые в российском образовательном Интернете педагоги смогли перейти от разговоров о необходимости созидательного сетевого общения к систематической работе такого плана. Теперь уже никого не удивляет то обстоятельство, что выложенный в библиотеке сообщества урок начинает активно обсуждаться и дополняться коллегами. Удивить (и огорчить) автора может скорее обратная ситуация – если его урок никто не прокомментировал, не похвалил или покритиковал. Конечно, зачастую дело ограничивается лишь несколькими отзывами, но уже нередки случаи, когда методическая разработка вызывает многостраничные обсуждения, в результате которого в выигрыше оказываются все участники дискуссии, а главное – «конечные потребители», то есть дети.
И это еще не все!
В сообществах происходит значительная часть работы портала. Значительная – но не вся. Участники Сети творческих учителей принимают участие в очных и виртуальных конференциях, интернет-встречах с российскими и зарубежными специалистами, конкурсах по созданию VCT-проектов и NITI-методик.
Портал уже сейчас отличают широкий охват работников образования и изначальная ориентация учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, в своей работе ИКТ.
Здесь создана комфортная, «понимающая» среда профессионального общения педагогов; активно развиваются дистанционные коммуникативные умения, расширяется доступный для учителя круг профессионального общения, очень многое делается для сохранения единого образовательного пространства, создаются эффективные механизмы экспертизы профессионального опыта учителя; обеспечивается вхождение российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании.
Будете у нас на портале…
В заключение – несколько практических советов. Стать одним из членов Сети творческих учителей может любой работник системы начального, общего и среднего специального образования РФ. Приветствуется участие в работе Сети педагогических работников зарубежных государств, преподавателей вузов и институтов повышения квалификации, представителей педагогической науки и прессы, сотрудников муниципальных и государственных органов, связанных с системой образования, а также родителей.
Регистрация осуществляется путем заполнения на портале в on-line режиме специальной карточки-анкеты. Обязательным и необходимым условием участия в Сети является наличие личного действующего адреса электронной почты.
В общем, ничто не мешает вам присоединиться к нам прямо сейчас!
Александр ДРАХЛЕР, координатор направления «Сеть творческих учителей» проекта Майкрософт «Академия учителей»
Комментарии