Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Экономика / Общество

Твой бюджет

У петербургских детей появился шанс оставить след в истории своей школы
Учительская газета, №39 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

В словосочетании «инициативное бюджетирование» главным можно считать слово «инициативное». В этом уверены петербургские эксперты, рассказавшие о старте проекта «Твой бюджет в школах». Официальный запуск мероприятий, связанных с реализацией проекта, назначен на середину сентября, а пилотным районом, где школьники будут пробовать себя в роли экономистов-финансистов, станет Центральный район.

Как пояснил на пресс-конференции, посвященной старту проекта, председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Алексей Корабельников, идея инициативного бюджетирования хоть и не российская, но уже прижилась в нашей стране. Например, в Петербурге с 2016 года реализуется проект «Твой бюджет», в рамках которого активные граждане предлагают свои идеи и в плане улучшения инфраструктуры, и в решении социальных проблем. Такой подход к распределению бюджетных средств влияет как на развитие города, так и на формирование гражданского общества в целом. Вторая позиция даже в приоритете, особенно когда дело касается школьников. По словам Алексея Корабельникова, проект «Твой бюджет в школах» – это возможность что-то изменить в собственной школе, оставить после себя наследие. Можно с полным правом назвать данный проект образовательным, потому что здесь важен не столько результат, сколько процесс. Получая параллельно навыки грамотного управления денежными средствами, дети чувствуют свою значимость, понимают суть финансовых решений, видят, что и как может на эти решения влиять.
В названии проекта первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Елена Владимирская тоже выделила главное слово – «твой». По ее мнению, то, что дети будут принимать участие в проекте от начала до конца, то есть видеть, как он воплощается в жизнь от замысла до реализации, очень важно. Это имеет большое воспитательное значение. Кроме того, это шанс для тех ребят, кто умеет творчески мыслить: иногда именно в детских проектах есть нестандартное, необычное решение.
На воспитательный эффект проекта обратил внимание и директор гимназии №209 Центрального района Дмитрий Ефимов. Он заметил, что участие в проектах далеко не новое явление в жизни школы, но то, что данный проект затрагивает, образно говоря, именно ее стены и ее территорию, не может не вдохновлять. Ведь к тому, что создано нашими руками, мы относимся бережно и трепетно. К слову, в гимназии уже есть идеи, которые будут представлены в рамках проекта. Например, уже 4 года здесь работает педагогический театр «Пауза», и ребята хотят подготовить проектную документацию, куда внесут свои предложения об обеспечении театра необходимым сценическим оборудованием. Дмитрий Ефимов также отметил, что участие в проекте дело сугубо добровольное, какие-то классы выдвинут свои идеи, какие-то нет, но, скорее всего, в гимназии развернется настоящая конкурентная борьба между несколькими классными командами. Сегодняшние подростки принимают активное участие в работе органов самоуправления образовательной организации, и включение в такой интересный проект является для них дополнительной возможностью проявить свою активность.
В проекте «Твой бюджет в школах» будут участвовать 28 школ Центрального района. Участниками станут ученики 9‑11‑х классов. Это примерно 4 тысячи ребят. Сначала и для учеников, и для педагогов, методистов и директоров школ пройдут обучающие семинары, а затем каждый класс в каждой из 28 пилотных образовательных организаций должен предложить свой проект. Путем общешкольного голосования будет выбран лучший школьный проект. Все 28 проектов рассмотрит экспертная комиссия, куда войдут не только специалисты Комитета финансов Санкт-Петербурга, но и сами ученики, представители высшей школы, органов управления образованием, административных органов и т. д. Предполагается, что из 28 проектов к реализации будут допущены лишь 10. Они должны соблюсти определенные условия, а именно: школьные проекты должны учитывать не длительную реализацию, не должны превышать стоимость в 3 миллиона рублей и не должны выходить за рамки школы и ее территории.
При этом Алексей Корабельников сделал очень серьезное заявление. В частности, он сказал, что, в случае если какие-то проекты нельзя будет по тем или иным причинам реализовать, это надо подробно объяснить детям. Подростки должны понимать, что стать идее былью мешают не бюрократические игры, а объективные обстоятельства. Кроме того, хотя нет никаких законных процедур, позволяющих детям контролировать реализацию их проектов, организаторы «Твоего бюджета в школах» постараются изыскать возможность того, чтобы старшеклассники проследили весь практический проектный путь.
Любопытно, что, когда речь зашла об участии в проекте старшеклассников, и журналистов, и некоторых школьников заинтересовал вопрос: разумно ли включать в эту деятельность одиннадцатиклассников, у которых в связи с подготовкой к ЕГЭ и так полно забот? Взрослые эксперты без колебаний ответили: разумно. Школьная практика показывает, что участие в различных проектах только усиливает учебную составляющую. Тем более что проект «Твой бюджет в школах» напрямую связан с такой популярной у выпускников дисциплиной, как «Обществознание». Когда человеку интересно, у него хватает времени на все.

По задумке организаторов проекта, конкурсные итоги будут подведены в декабре, а в начале 2020 года проекты уже будут реализованы, и тем ребятам, которые покинут стены школы в текущем учебном году, еще удастся увидеть, как их замыслы обретут реальную жизнь.
Санкт-Петербург
Параллельно с проектом «Твой бюджет в школах» в Петроградском районе стартует школьный проект инициативного бюджетирования «Перемена». Его модель такова: учащиеся предлагают инициативы не только для школы, но и для района. Тьюторы – архитекторы, художники, дизайнеры, урбанисты – помогают десятиклассникам проработать и визуализировать идеи, консультанты проекта «Твой бюджет в школах» читают лекции о полномочиях исполнительной власти, бюджетном процессе и законе «О закупках», а сотрудники администрации Петроградского района при необходимости корректируют финальные предложения, чтобы они могли быть реализованы в рамках полномочий района. Участники проекта – десятиклассники школы №86.
Администрация Петроградского района выделит на инициативы победителей 3 миллиона рублей, из них на реализацию идеи, связанной со школой или ее территорией, 500 тысяч рублей, а на реализацию идеи по улучшению района – 2,5 миллиона рублей. Выбирать проекты-победители будут сами школьники: за внутренний проект проголосуют учащиеся школы №86, за проект для района – представители всех школ Петроградского района.

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt