Наступило утро. Дети проснулись и стали готовиться к школе. Им предстояло умыться, позавтракать, одеться, собрать все необходимое (кто не сделал этого вечером – есть и такие). Много всяких важных дел. А Паша Блинчиков еще и завел список нужных и ненужных уроков, каждое утро на него внимательно посматривая.

А в это время в школе еще тихо. Но уроки уже проснулись и столпились у расписания. Им скучно. Вот и заспорили между собой от нечего делать. Стали выяснять, какой урок самый трудный. Математика сразу же в своей манере безапелляционно заявила, что и спорить тут нечего. Так она еще и не одна была – Алгебра с Геометрией добавляли ей веса и солидности. Вспомнили слова Михайло Ломоносова о том, что математика ум в порядок приводит. Кто же будет возражать классику и светиле? А тут еще и обязательные экзамены. Знаешь математику – обеспечиваешь качество образования в школе! Казалось, спор на этом и закончится. Но вмешался вечный конкурент Математики – Русский язык:
– Позвольте! Давайте все-таки посмотрим на предмет нашего спора филологическими глазами. Обращу внимание на слово «трудный». Тут речь идет про количество труда. Даже Математике должно быть ясно (конечно, без уколов в отношении вечного конкурента за внимание детей и педагогов школы не обошлось), что подразумевается цепочки простых действий сложения. Она понятна каждому, но требует терпения, сил и времени. Одним словом, затраченного труда. Не спорю, Математика сложна. Но разве нет таких учеников, которые быстро и без труда решают задачи. Есть еще такое выражение: «Щелкают задачи как орехи». Мы спутали трудное со сложным.
Уже при упоминании филологии многие уроки затихли. Ведь нет такого слова в расписании. Чего только Русский язык не придумает. А что не сможет – возьмет из других языков. У него много союзников – иностранные языки, да еще и Литература. В общем, авторитет несомненный. Математику можно не знать, а вот считаться безграмотным в Русском языке вряд ли кто-то согласится. Всем понятно, на что намекалось в выступлении. Но тут неожиданно вступила Литература, которая всегда тревожилась нахождением в «языковой» тени:
– Да, дети не любят сегодня читать. Буквы и цифры, слова и числа все знают, а вот большие тексты и толстые книги их пугают. Лень сидеть и читать, пусть каждый это умеет. Что тут говорить, если даже математические задачи дети читают невнимательно. Вот где корень многих учебных бед. Тексты, тексты, тексты … Трудно ученикам с Литературой. А взрослые книги за тебя не прочитают, во всех деталях не перескажут – самому надо.
Умеет Литература быть убедительной. Это все знают. Чаша весов явно стала склоняться в ее пользу.
Но тут раздался возмущенный голос недавно влившегося в коллектив Труда:
– Наш спор изначально глуп. Ответ всем хорошо известен. Трудный урок так и называется. Вчитайтесь в расписание, если умеете хоть немного читать. Если нет – Литература поможет (без иронии и сарказма и тут не обошлось). Найдете там легко и просто. Трудный урок – это труд. И не надо мудрить, дети обязаны трудиться. А это ох как трудно. Мне ли не знать? Поверьте! Или приходите ко мне на урок.
Растерялись остальные. Сначала всем были смешны претензии Труда. Но уловили и здесь определенную логику рассуждений. Увидели свои сильные аргументы.
Наверное, спор продолжался быть и дальше. Тем более, что другие уроки уже набрали в свои легкие (кстати, интересно порассуждать об этих легких урока), чтобы открыть собравшимся глаза. История объединилась с Обществознанием, а рядом с ними стояла и География. Музыка в союзе с Изобразительным искусством (его еще часто называют Рисованием) были готовы внести в спор эстетический элемент (их симметричный ответ на страшное слово «филология»). К ним готова была присоединиться Физическая культура (в просторечии Физкультура). А тут уж и Физика с Химией, Биология с Зоологией и Окружающим миром. В расписании много разных известных и не очень уроков.
Но тут прозвенел звонок. Быстро свернулось обсуждение. Уроки разлетелись по своим местам и кабинетам согласно расписанию. А там их уже ждали учителя. Дети тоже рассаживались и готовились. Где-то установилась напряженная тишина с усиленной работой мысли, в других классах шли бурные дискуссии учителя и учеников или в группах между собой. В общем, по-разному уроки выглядели внешне.
Школа была хорошей, поэтому педагоги творчески подходили к делу. И везде требовался труд – записывать главные мысли, находить решения, отвечать на вопросы и задавать их, искать информацию, обтачивать детали, создавать тексты и презентации, чертить и рисовать, петь и читать. Всего и не перечислить. На каждом уроке есть свой труд, потому что без него нет души и невозможно учение. Только с виду кажется, что одни школьные предметы трудные, а другие – легкие, какие-то простые, а есть и сложные, часть важные, а остальные – второстепенные, отдельные интересны при наличии скучных и бессмысленных. То, что на первый взгляд кажется проходным и дополнительным, может стать для кого-то основой будущей жизни и профессии.
Утренний спор уроков нельзя решить однозначно и правильно. Значит ли это, что зря они спорили? Конечно, нет! Они много узнали друг о друге. Так и в общении людей происходит. Споры и сомнения неизбежны. Только надо быть готовым прислушиваться к другим, признавать разные точки зрения. Но и выбирать то, что интересно лично каждому ученику.
В споре уроков не было одного важного вопроса, который мог все изменить и развернуть: «Для кого урок трудный?» А было бы интересно послушать ответы. Но это уже другая сказка, потому что звонок прозвенел, и не стоит сильно отвлекать внимание учеников и учителей. Дадим им возможность потрудятся «на здоровье» и с пользой.
А Павел Блинчиков пусть продолжает делить уроки на важные и не очень. Надеемся, что рано или поздно он поймет суть и душу учения. В каждом учебном предмете есть свой Урок для человека – надо только к нему прислушаться и приглядеться, приложить труд и быть терпеливым. Этого и пожелаем Паше.
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии