Одна из главных сущностных проблем основного образования в том, что время меняется, а школа при всех внешних переменах – нет: ребенок в ней по-прежнему ничего не выбирает. В Перми решили в корне изменить ситуацию и перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик постоянно находился в условиях осознанного выбора. Для этого была разработана и внедрена муниципальная модель «Основная школа – пространство выбора».
Модель включает в себя шесть ключевых элементов: – поточно-групповой метод организации учебного процесса; – система краткосрочных практико-ориентированных курсов по выбору;- система профессиональных проб и практик; – тьюторское сопровождение детей; – участие родителей в реализации модели; – взаимодействие с социальными партнерами при организации профессиональных проб и практик.Как действуют основные элементы модели непосредственно в учебно-воспитательном процессе школ города? Поточно-групповой метод перестроил преподавание ряда предметов по потокам для каждой параллели. Суть в том, что предмет рассматривается с разных точек приложения к реальной жизни и на разных уровнях, которые и может выбрать каждый ученик. По результатам выбора дети объединяются в группы. Важный момент: ребенок всегда может проявить свободу выбора, поменяв группу после окончания четверти.Например, в 109-й школе, подключившейся к модели одной из первых, в 5-м классе потоками изучается история и география, в 6-м классе – история и обществознание, а в 7-9-х классах – обществознание и математика. В каждом из предметов предлагаются на выбор группы. Скажем, по истории это «История и игра» (при проведении уроков используются игровые технологии, да и проектные работы, обязательные в конце каждой четверти, дети готовят с помощью игр), «История – кино» (в уроки включаются видеосюжеты, дети готовят проекты в виде мультфильмов или роликов), «История – экскурсия» (часть уроков проводится в замечательном пермском Музее древностей, дети пробуют себя в роли экскурсоводов). Каждая школа в рамках одной модели выстраивает уникальную реальность под свои особенности. Например, в предметно-языковой школе «Дуплекс» практически по каждому поточному предмету прибавляется группа с изучением темы на английском языке. Так, в 5-х и 6-х классах история преподается в трех группах: «Исторические картины», «Исторические схемы» и «История. Группа CLIL» (ребята изучают все то же самое, но частично на английском языке). – Наша школа родилась из обычной общеобразовательной школы как раз благодаря участию в муниципальной модели, – говорит директор школы Вера Никольская. – Это механизм, помогающий школам найти свою индивидуальность. Мы тоже ее искали, исходя из запроса родителей учеников, – им не нужен был узкий профессиональный уклон, они хотели для детей более широкого культурологического образования, чтобы ребята могли поступать в разные вузы. И мы выбрали технологию CLIL (Content and Language Integrated Learning) – интегрированное преподавание иностранного языка и других учебных дисциплин. В лицее №4 своя интересная фишка. В школе с профильным изучением математики, обществознания, экономики и физики выбрали «царицу наук» как универсальный базовый предмет для своих учеников, начиная с 7-го класса. Но понимая, что каждому ученику математика нужна на разном уровне, они разработали внутри предмета собственные уникальные направления: «Математика для инженеров», «Математика для программистов», «Математика для экономистов» и, наконец, «Математика для гуманитариев» (думаю, последние были особенно благодарны учителям). Другая важная составляющая модели – краткосрочные практико-ориентированные курсы по выбору, которые предполагают в итоге конкретный продукт труда (в детсадах ту же цель преследуют КОПы). Каждая школа предлагает несколько десятков курсов – от маникюра и декупажа до дизайна кондитерских изделий и искусства спора. Дети действительно чувствуют себя королями: чтобы привлечь их внимание, учителя проводят презентации и мастер-классы, рекламу курсов размещают на стендах в фойе лицея, краткие аннотации выдаются на родительских собраниях по параллелям в буклетах. Кстати, к ведению курсов привлекают и родителей, и представителей различных профессий. А выбрать есть из чего! Так, в 8-м лицее, например, предлагают актуальный в период кризиса курс «Стратегии семейной экономии» (16 часов) – в финале ребята представляют проект бездефицитного семейного бюджета. В конце каждой четверти проводятся выставки, фестивали, ярмарки, где ребята показывают то, что создали на курсах.Еще большей степени осознанности выбора ребята достигают при прохождении профессиональных проб в 8-9-х классах. Это уже погружение в азы профессий, и происходит оно обязательно с привлечением реальных компаний и предприятий (школа заключает с ними договора о сотрудничестве). Помогают ребятам определиться тьюторская служба, созданная в каждой школе, и психологи. Школьникам предлагают большой выбор проб – от стилиста до театрального режиссера и инспектора полиции (список профессий тоже определяется анкетированием детей и родителей). Всегда популярны и извечные темы – азы парикмахерского и поварского искусства, косметологии и других нужных в быту профессий. – К моему удивлению, одной из самых популярных проб у наших мальчиков стала кулинария, – поделилась с нами директор 109-й школы Мария Шабунина. – А девочкам очень нравится пробовать себя в роли медсестры стоматологического кабинета и парикмахера. В 8-м лицее пошли еще дальше: дали детям возможность организовать собственное дело! Педагоги школы разработали собственную технологию «Ученические предприятия» с нормативной базой (в частности, бизнес-планом ученических предприятий), советом директоров предприятий и тьюторов для координации деятельности. В прошлом году запустили проект, и сразу 8 предприятий, 90 участников-школьников 8-11-х классов. Директорами и наемными работниками выступили сами ученики. В своих компаниях ребята делали рекламную продукцию, украшения (броши), маникюр, проводили экскурсии и т. д. Так, языковой центр «Well done!» занимался переводами текстов разной тематики с русского на английский и обратно. – Ученические предприятия, как ничто другое, дают нашим детям в полной мере ощутить ответственность за свое дело, научиться планировать деятельность, расходы и доходы, общаться с людьми, – считает директор лицея Ирина Петрова. В старшей школе изучение мира профессий углубляется профессиональными практиками и индивидуальными учебными планами. 4-й лицей активно привлекает здесь к сотрудничеству ведущие пермские вузы. К примеру, в прошлом году десятиклассники участвовали и победили в краевом сетевом проекте «Инженерное моделирование и создание материального объекта», который организовал аэрокосмический факультет ПНИПУ. У ребят была усиленная мотивация – каждый из участников группы получил дополнительные баллы к сумме ЕГЭ при поступлении в Политех. – Все методы муниципальной модели в комплексе работают на цель, заданную Стратегией-2030, – формирование у выпускников высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению, – считает директор лицея №4 народный учитель РФ Галина Иконникова. – Мы это видим по поведению ребят, по отзывам родителей и реакции потенциальных работодателей. Например, нашего одиннадцатиклассника Мишу Красикова включили в кадровый резерв предприятия ОАО «Протон».Думается, вскоре мы увидим и услышим, как изменяет пространство вокруг себя новое поколение волевых, ответственных, активных молодых людей, воспитанных этой моделью. Суть терминаПрофессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Комментарии