search
Топ 10

Тропинка в будущее

Краеведческий проект как ресурс развития

Петрозаводская школа №7 имени Федора Тимоскайнена находится на самом севере города. Отдаленный район напоминает больше небольшой поселок, в котором соседствуют одноэтажные и много­этажные, деревянные и каменные, современные и с печным отоплением дома. Район красивый, его разделяет мост, а на уступе стоит один из старейших каменных храмов города – Сретенский. Школе 183 года! Сейчас здесь учатся почти 500 детей, открыты дошкольные группы. Гордость школы – музей «Соломенное в годы войны». Он работает более 50 лет. В экспозиции музея представлена история города, района и самой школы.

Екатерина Чанцева руководит ею третий год. До этого Екатерина Васильевна работала в Олонце, где также занимала должность директора. Общий стаж в должности руководителя школы у Екатерины Васильевны 12 лет, в профессии – 26.

– Расскажите, чем живет школа сегодня?

– Мы являемся базовой площадкой Центра развития образования Петрозаводска по теме «Краеведение как ключевой фактор эффективного воспитания патриотических и гражданских позиций обучающихся».
Накоплен опыт по изучению истории микрорайона, реализуется программа внеурочной деятельности «Мое Соломенное». Благодаря школьному музею педагоги используют в воспитательной работе его ресурсы: фотографии и экспонаты, документы. Так что краеведческое направление оказалось оптимальной темой во вне­урочной работе школы. Родители, бабушки и дедушки наших учеников живут здесь много лет. Многие из них учились в нашей школе. Связь поколений с местом проживания – это отличительная черта нашей образовательной организации. Особенно интересным оказался проект «Историческая тропа», автором которого стала руководитель школьного музея Ирина Пименова. Этот проект – основа для освоения объектов историко-культурного наследия микрорайона.

– Поясните, что такое историческая тропа?

– Это разработанные пешие экскурсии, которые проводятся в виде квеста, для знакомства с историей района. Сейчас у нас созданы тропы по трем направлениям: Соломенное в годы Великой Отечественной войны, промышленное производство на территории микрорайона и история образования в Соломенном. Изначально все это входило в обзорную экскурсию, рассчитанную на два с половиной часа.
Мы с коллегами, разрабатывая материал, решили создать три маршрута, к каждому сделали карту с заданиями и интересными вопросами. И вот уже коллеги из других школ приехали к нам, чтобы пройти по этим маршрутам. Мы получили положительное заключение: экскурсию и подачу материала педагоги одобрили.

– В чем вы видите потенциал этой идеи?

– Мне кажется интересной идея создания исторической тропы в каждом районе города. Тогда мы могли бы в течение года приезжать в другие образовательные организации, с тем чтобы пройти по новому маршруту. В перспективе наша школа могла бы возглавить эту работу. Весьма экономный вариант знакомства с городом для всех школьников Петрозаводска. Есть и еще одна идея – создать туристическое объединение здесь, в Соломенном, под названием «Логм­озерье». Мы ведь разработали разные маршруты.
Так, есть экологическая тропа, геологическая тропа. Принимая школьников, мы могли бы ознакомить их с Соломенным более серьезно: география, биология, история. Знакомство это вполне могут проводить сами дети. Это была бы и профориентация для наших учеников, интересный выход на развитие.

– Есть ли опыт других школ, который кажется вам интересным?

– Да, опыт школы в Пряже. У них реализовывался проект под названием «Неизвестный пряженец», над ним работали филолог Ирина Велеславова и ее коллеги. Это проект о людях-тружениках, которые могут быть интересны современникам. Пока мы находимся в поиске идей. Для нас важно не только сделать что-то однажды, но и продолжить начатое.

– Почему для школы оказалось важным обобщение краеведческого опыта школы?

– Любой коллектив, в том числе и педагогический, должен двигаться вперед, развиваться. Самоценность коллектив ощущает, когда видит поддержку социума. Нам оказали методическую помощь с идеей развития краеведческой составляющей Центр развития образования Петрозаводска и особенно куратор Виктория Черемухина. Новые идеи рождались в обсуждении плана работы базовой площадки. В этом году, как никогда, мы ощутили необходимую для нас поддержку. Надеемся, проведем квесты для всех классных коллективов школы и родителей учеников.

От редакции

В октябре в школе №7 состоялся практико-ориентированный семинар для учителей образовательных организаций Петрозаводска, на котором коллеги поделились опытом включения школьников в изучение истории не только школы, но и микрорайона.

Практическую часть семинара в формате квест-игры провели педагоги школы, учитель биологии и заместитель директора по УВР Татьяна Шишова, учитель русского языка и литературы Эльвира Варшукова и руководитель школьного музея Ирина Пименова.

Во время пеших экскурсий участники семинара ознакомились с историей района по трем упомянутым выше направлениям.

Удалось побывать даже в музее лесозавода. Многие из гостей оказались здесь впервые, экскурсия по микрорайону произвела на всех весьма приятное впечатление, повезло с экскурсоводами и погодой.

Библиотекарь школы №9 Вера Егорова во время рефлексии рассказала, что пройденный квест натолкнул на мысль о создании подобного события у себя в школе. По мнению педагога, изложенная в брошюре информация, озвученная экскурсоводом-учителем и увиденная участниками события, – это как раз то, что запоминается надолго, к тому же форма организации экскурсии оказалась интересной даже для взрослых.

Учитель истории и обществознания школы №3 Ольга Пестрякова подчеркнула, что квест помог более глубокому проживанию истории. Дети во время него получают множество полезной информации в познавательной форме, уверена учительница.
В целом учителя – участники события отметили высокий уровень организации практической части. А самое ценное, по мнению большинства, – возможность спроецировать новый опыт на собственную педагогическую практику.

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту