search
main
0

Тропинка меж колосьев и трав

Каждый новый учебный год в старших классах своей школы я начинаю с урока о патриотизме. Первым делом записываю на доске потрясающие слова полководца Александра Васильевича Суворова: «Я – русский, и это великое счастье». А рядом: «Люби Родину больше, чем свою жизнь. Сердце отдай людям, душу – Господу Богу, а честь оставь себе».

Ребята записывают эти цитаты на обложке своих конспектов, и мы ведем разговор о том, что значит быть настоящим патриотом.

Я прямо говорю ребятам, что нередко приходится слышать такое: «А за что мне любить ее – Родину, что она мне дала: трудовой хомут, нищенскую зарплату, вечную нужду? А вот кучке проходимцев позволила безнаказанно обворовать себя, неправедно разбогатеть».

Приходится объяснять ребятам, что истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Он верен ей в самые тяжелые минуты. И пусть сегодня многим живется тяжело, задавила нужда, безнадега, однако по этой причине нельзя отвернуться от своей Родины. Пожалуй, ее надо любить крепче, чем когда-либо. Родина – это мать. А «нищенку-мать любят и в горьком ее унижении», утверждал Константин Паустовский.

Родину надо не только любить, но и делать все для того, чтобы она становилась лучше, богаче, сильнее. При этом отнюдь нельзя занижать свою роль – дескать, от меня ничего не зависит, я всего лишь пылинка на ветру. Это не так. Многое зависит от активной жизненной позиции каждого из нас. На память приходит одна старая притча. Маленькая птичка упала на землю и вытянула вверх свои тоненькие лапки. У нее спросили: «Что ты делаешь?» «Неужели вы не видите – небосвод падает». – «И ты хочешь своими крохотными лапками удержать небосвод?» Птичка ответила: «Я делаю то, что могу».

Если каждый из нас будет делать все, что может и должен сделать для Родины, то непременно увидит, что все вокруг меняется к лучшему. Всю свою жизнь я добросовестно исполнял свои обязанности на любом участке работы, будь то место грузчика, техника, инженера, фининспектора, солдата, офицера или учителя. И везде добивался успеха. Вот только один пример. Срочную службу я проходил в Прибалтике, в учебном подразделении школы младшего начальствующего состава ПВО. Школу я окончил с отличием, и был оставлен в ее стенах как младший командир. За два года я прошел путь от курсанта до старшины роты. В моей роте были курсанты четырнадцати национальностей: русские, украинцы, белорусы, прибалты, уроженцы Средней Азии, закавказских республик, молдаване, еврей, цыган, чуваш, башкир, удмурт, татарин и даже финн. В короткий срок рота стала лучшей в школе, а моя фотография была занесена на стенды «Лучшие методисты школы» и «Лучшие спортсмены школы». Мне, единственному в части, была посвящена стенгазета «Служить Родине, как служит старшина Кузнецов», которую я храню как самую дорогую реликвию, а перед увольнением моя фамилия была занесена в «Книгу почета части».

Немало наших соотечественников в трудную для Родины годину в поисках лучшей доли отправились жить за границу. И большинство из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России.

…Всякий раз, когда мне выпадает счастливая возможность заглянуть на малую родину, в свою Богом забытую деревеньку Любестово, что на Смоленщине, от которой ныне остался один-единственный покосившийся и вросший в землю домик Елизаветы Тимофеевны Петруниной, я опускаюсь на колени и целую едва заметную меж колосьев и трав полевую тропинку. Если я и добился чего-то важного в жизни, то только благодаря тому, что никогда не порывал связи со своей малой родиной, любил ее сыновней любовью.

Петр КУЗНЕЦОВ, учитель, подполковник в отставке, член Союза журналистов России, Сельцо, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте