Мы были высоки, русоволосы… Мы стояли на сцене Филармонии имени Дмитрия Шостаковича в Питере, и каждый из нас троих, призеров Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования, думал о чем-то своем. Кто-то – о своем месте, кто-то – о коллегах, кто-то – о детях, кто-то – о семье. Я же думал об удивительных поворотах судьбы и о подарках, которые она, непредсказуемая, преподносит нам.
Незадолго до конкурса один из авторитетов в области дополнительного образования Виктор Голованов подошел ко мне на педагогической конференции и сказал, что я занимаюсь несвойственным многим, но так нужным сейчас направлением в работе с детьми – территориально-средовой педагогикой. Я часто замечал, что доктора наук всегда умеют назвать нашу деятельность какими-то забавными научными терминами, которые практики не всегда понимают. Вот и я очень долго думал о территориально-средовой педагогике после нашего общения, вспоминал случаи из общения со своими ребятами, которые иллюстрировали территориально-средовую педагогику и насыщали ее эмоциями.Вот мы идем с несколькими ребятами по Газетному переулку. В одном из домов когда-то жили мой дедушка и его родители. Я делюсь рассказом о дедушке со своими ребятами, вспоминаю историю, как ребята из двора в Газетном переулке ходили играть в футбол в Александровский сад, о секрете превращения трехкопеечной монеты в двадцатикопеечную с помощью ртути из градусника. Дедушка рассказывал мне, что так (еще до войны) они обманывали продавщицу мороженого, которая стояла на углу улицы Горького и которая, взяв «20 копеек», давала мальчишкам не только мороженое, но еще и сдачу.Вспоминал я и случай, когда мы с ребятами организовали игру для младших по городскому ориентированию. Маршрут игры проходил мимо дома, где жили в 30-е годы прошлого века другие мои родственники. Это место служит напоминанием мне и всей моей семье о трагедии XX века – сталинских репрессиях. Из этого дома в бывшем Большом Вузовском переулке «воронок» забирал моего прадеда в 37-м. Говорю я об этом своим ребятам – чудным, искренним, озорным детям – со слезами на глазах, так как вспоминаю эмоции моей бабушки, которая об этом рассказывала когда-то мне.После этого мы идем с ребятами по бульвару, говорим о том, как можно сохранить воспоминания наших бабушек, как оцифровать семейный архив, о том, какие есть в семье реликвии и легенды, где жили их предки. Каждый делится своим дорогим осознанием принадлежности к истории, принадлежности к семье, к городу, к стране.Для многих сегодняшних детей искренний рассказ об истории своей семьи непривычен, немногие родители уделяют этому внимание, немногие взрослые считают первостепенным говорить о корнях, о тех местах, где жили, о занятиях предков, об их увлечениях. Для многих ребят услышанный и пережитый рассказ об истории своей семьи повод задуматься о себе. Важное, что я замечаю в ребятах, которые начинают спрашивать о своих бабушках и дедушках у родителей, – это гордость за само приобретение знания о семье. Вспоминаю девочку, которая после занятия о семейных реликвиях узнала у мамы, что есть в семье золотое колечко, которое передается от матери к дочери, об этом мама просто как-то забыла, а дочь, спросив, напомнила об этой семейной традиции, получила таким образом «послание» от своей прапрабабушки. Это кольцо – символ, подобные символы, привязки к местам, к людям, к событиям очень важны при разговоре с детьми. Это то вещественное, что помогает осознать принадлежность, привязанность к истории, это материальное – повод к диалогу о духовном.Есть масса способов, чтобы пробудить интерес детей к изучению истории. Когда историю ребенок воспринимает лично как пространство, в котором находит свое место, он воспринимает историю человечества как периодическую систему элементов. Даже если есть пустые места в системе, они могут быть заполнены им. Может, не сейчас, может, через год или через десять лет, но он чувствует, знает о белом пятне, в которое может встать история о его предке, информация о месте захоронения прадеда, эмоции от общения с мамой за совместной готовкой борща или от общения с папой во время летней рыбалки на озере.После в эту систему элементов добавляются более весомые для всего мира знания, которые занимают свое место, система становится полноценной и полновесной. Ребенок, в системе элементов которого много личного, семейного восприятия всей истории, всегда сможет, словно сканер, прочесть тайные знаки и смыслы архитектуры, полотен картин, улиц городов, языков наций. Этот ребенок будет видеть сквозь материальное духовное, проводить аналогии, сравнивать, анализировать и систематизировать. Такому ребенку все предметы интересны, так как даже на первый взгляд нелюбимая физика или химия для него – способ познать мир, узнать технологии изготовления вещей, понять, какие законы заставляют всех двигаться и какие законы помогают жить и развиваться. Ребенок, умеющий вписывать себя в социокультурное пространство, способен на великие открытия!Каждый из призеров конкурса – тридцатилетний педагог. Победитель Василий Минин из Омска – замечательный сибиряк, он занимается с ребятами реконструкцией войска сибирского. До них никто из реконструкторов нашей страны не занимался этой темой. Они самые авторитетные люди в этом вопросе: он и его воспитанники. Через изучение технологий, культуры, через предметы, которые они воссоздают, дети учатся искать свое место в истории.С Сережей Андреевым мы тезки по отчеству и фамилии, это добавляет иронии в распределение мест конкурса. Два Андреевых, два Алексеевича – два тридцатилетних педагога занимаются историческим направлением. Сережа – кандидат исторических наук, ученый, работая с ребятами, он пытается передать знание истории через археологию, через конкретные предметы. На открытом занятии Сергея питерские дети искали артефакты в настоящей Симбирской земле (Сергей из Ульяновска). Сергей разговаривает с детьми так, как будто открывает дверь в сказку. Дети ожидают чуда от происходящего, Сережа это чудо дарит, увлекая в изучение истории, в изучение своего края – земли Симбирской.Все мы трое – тридцатилетние педагоги. Все мы чувствуем необходимость исторического осознания себя. Все мы возим ребят в экспедиции, желая показать им не только красоты нашей страны, но и пытаясь научить дружить, общаться, чувствовать, помогать друг другу. Каждый из нас в конкурсных самопрезентациях говорил о своих корнях и семьях, считая это важным в формировании нас как личностей. Каждый из нас открыт взаимодействию, понимая, что в профессиональном общении кроется потенциал развития не только нас как педагогов, но и наших воспитанников, наших учреждений, наших регионов.То, что мы втроем оказались призерами этого конкурса, не случайно! Изучать свою историю актуально. Да, именно свою историю! Но изучая свою историю, нужно помнить и о нашей общей истории, гордясь своими предками, нельзя исключать такой возможности для своих потомков.Каждый из нас думал о своем. Я же, находясь на сцене Филармонии имени Д.Шостаковича, вспоминал события, связанные с именем этого композитора. Я десятиклассник, рассказываю о блокадном Ленинграде пятиклассникам в своей школе, в руках у меня кусочек блокадного хлеба. Я студент, мы едем с воспитанниками в Самаре к дому, где жил Шостакович и где он дописывал известную ленинградскую симфонию. Я педагог, меня пригласили воспитанники на концерт по произведениям Шостаковича в детскую музыкальную школу.Молниеносно воспоминания яркими вспышками мелькают в моей периодической системе. Система работает! Я живу! Я педагог!Константин АНДРЕЕВ, педагог Московского городского Дворца детского и юношеского творчества
Комментарии