Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие

Три в одной

Учительская газета, №09 от 3 марта 2020. Читать номер
Автор:

Командный дух и триединство царили на первом полуфинале конкурса «Учитель будущего»

На конкурсе должно быть интересно. Не важно, творческий это конкурс или профессиональный. Потому что, когда интересно, тогда расходиться не хочется. Не хотелось покидать стены академической гимназии №56, которая стала площадкой первого полуфинала профессионального конкурса «Учитель будущего», педагогам из 7 регионов Северо-Западного федерального округа. И это не приукрашенная действительность. Как заметил руководитель конкурса Андрей Богданцев, за три насыщенных конкурсных дня ни одна из команд не сошла с дистанции. Мало того, после испытаний, а они, как на всяком соревновании, требовали серьезной интеллектуальной и творческой работы, учителя с удовольствием общались как между собой, так и с экспертами.

С окружного полуфинала, состоявшегося в Петербурге, началась серия полуфиналов конкурса «Учитель будущего» – нового проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». Они пройдут во всех федеральных округах России. В полуфиналах примут участие 1200 педагогов, а в финал выйдут 300 человек, то есть 100 команд. Из них 30 команд станут победителями. От СЗФО приглашение в полуфинал получили 150 учителей – 50 команд из Санкт-Петербурга, Псковской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Архангельской областей и Республики Карелия, показавших лучшие результаты на этапе дистанционного тестирования.

Как рассказал Андрей Богданцев, самым сложным в конкурсной истории было ввести в обиход школ понятие учительской команды. Конечно, каждый учитель – индивидуалист, но организаторы конкурса и хотели показать, насколько интересно работать в команде и насколько это перспективно. Например, учителя, объединяясь между собой независимо от того, какой предмет преподают, могут показать в рамках испытания «Методический конструктор», каким образом можно объединить начальную школу с физикой и иностранным языком, или трое учителей начальной школы могут показать взаимодействие между тремя разными классами. При этом отличительной особенностью «Учителя будущего» стало то, что все команды в нем – это команды одной школы, а членами команды могут стать учителя разных предметов. Это позволяет показать междисциплинарность, объединение разных наук, взаимопроникновение наук и школьных предметов и т. д. И, к слову, уже первый день конкурсных испытаний продемонстрировал, что принцип команды близок педагогам: в ходе испытания «Педагогические дебаты» учительские команды активно болели друг за друга.

По замыслу организаторов, в новый конкурс заложена концепция триединства. Прежде всего потому что педагог, во-первых, является носителем знаний по определенному предмету, во-вторых, обладает определенными компетенциями по психологии и педагогике, в-третьих, владеет гибкими компетенциями, чтобы донести эти знания в правильной форме. Исходя из концепции три­единства членов команды тоже трое. Также дистанционный этап включал в себя три этапа тестирований, а сам полуфинал состоял из трех конкурсных испытаний – своеобразного педагогического триатлона.

Кроме того, организаторы конкурса изначально позиционировали его не столько как испытание, сколько как программу непрерывного профессионального мастерства. К примеру, все участники, прошедшие электронное тестирование, получили на один год доступ к электронной библиотеке, где собрана подборка книг, демонстрирующих современный взгляд на психологию, на новое поколение. При этом педагогам предоставлена возможность скачивать их в неограниченном количестве, делиться и использовать в учебном процессе. А уже весной для участников конкурса будет проведена серия вебинаров, где экспертами будут разобраны типичные ошибки в рамках предметного тестирования.

Специфика конкурса «Учитель будущего» еще и в том, что здесь нет домашних заготовок. И это осознанное решение организаторов. Как считает Андрей Богданцев, когда учитель приходит в класс, он находится с детьми здесь и сейчас и с коллегами он тоже, работая, находится здесь и сейчас, поэтому, дабы не создавать искусственную среду, все конкурсные задания были составлены таким образом, чтобы выполнять их с большой долей импровизации.

За три конкурсных дня, прошедших в режиме нон-стоп, трудно осмыслить все достоинства и оригинальные особенности нового профессионального соревнования, однако для экспертного сообщества уже понятны принципиальные отличия «Учителя будущего». Так, по словам кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой педагогики и психологии детского отдыха Новосибирского государственного педагогического университета Елены Богдановой, первой и главной особенностью конкурса является командная работа, когда учитель показывает не себя как профессионала, а себя как часть профессионального сообщества, свое умение работать в команде, принимать подчас сложные решения.

Экспертов порадовало то, что учительские команды все время объединяли, и это давало пространство для профессионального общения и рождения новых решений и новых предложений. Среди них, к слову, были такие интересные, что эксперты уже сейчас мечтают о банке методических разработок, идей, ситуаций и образовательных продуктов, которые потом можно использовать в работе.

Напомним, что на трехдневном полуфинале участников ждали такие конкурсные испытания, как «Педагогические дебаты», в ходе которых коман­дам предстояло обозначить свою позицию по ряду дискуссионных вопросов, связанных с образованием, «Методический конструктор», на котором команды разрабатывали технологию межпредметного профиля для решения определенной задачи образовательного процесса, а также «Кейс-игра», в рамках которой нужно было разобраться и решить проблемные ситуации.

На взгляд учителя истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского (Ленинградская область), победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017 Ивана Хеорхе, испытанием, самым близким к школьной жизни, он бы назвал «Кейс-игру». От учительской команды требуется увидеть проблему, расписать задачи и от задач перейти к решению. К чести составителей конкурсных заданий, все эти ситуации реальные, с ними учитель сталкивается в жизни. А самым трудным конкурсным заданием Иван Хеорхе назвал «Методический конструктор», когда за 2,5 часа с командой, которую ты видишь впервые, нужно создать готовый образовательный продукт. Но если в целом оценивать конкурс, то первое слово, которое приходит на ум, – это «необычный», считает гатчинский педагог.

– Ведь что такое конкурс? Если честно, это жесткая конкуренция и нацеленность на победу, а на «Учителе будущего» мы сразу попали в ситуацию командной работы, причем не только в рамках команды своей школы, но и в рамках взаимодействия с командами других школ. Через кооперацию мы должны были прийти к единому результату. Это очень полезный опыт.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург, фото автора

Слово мастеру

Майя ПИЛЬДЕС, председатель совета академической гимназии №56, народный учитель России:

– Думается, что такой подход – новый в конкурсном движении. Понятно, чем это продиктовано, ведь педагогическая работа в школе – это командная работа, один человек в школе мало что решает. Но я бы хотела внести предложение для организаторов. На мой взгляд, такой конкурс хорошо бы проводить среди выпускников педвузов, с тем чтобы работодатели могли отобрать педагогическую команду. Когда в новую школу придет готовая команда, то это будет уже другая школа. Такой конкурс мог бы стать новым форматом подготовки будущих учителей. Один человек, пришедший в школу, может потеряться, но, если придет команда разных предметников, это уже сила.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt