Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Опыт

Три мешочка

Секреты обучения русскому языку
УГ - Москва, №40 от 5 октября 2021. Читать номер
Автор:

Я молодой преподаватель русского языка, веду уроки у студентов 1‑го курса. Хочется поделиться секретами о способах решения тех проблем, с которыми я столкнулась в прошедшем учебном году.

У студентов специальности «физическая культура» – будущих учителей физической культуры, к сожалению, есть мнение, что русский язык им не очень-то нужен. Действительно, современную молодежь трудно заинтересовать изучением русского языка. Все мы знаем, что культура речи страдает как у подростков, так и у взрослых. Одной из самых частых трудностей является нарушение орфоэпических норм.

Орфоэпические нормы – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи. Интересная ситуация с ударением в словах. Очень часто от детей я слышу: «созвОнимся», «урок уже нАчался», «эта тетрадь красивЕе», «я использовал следующие средствА», «там было столько вкусных тортОв», «закройте жАлюзи», «классный пуловЕр» и многое другое. Очень хочется научить их правильно произносить слова. Но как заставить студентов открыть орфоэпический словарь? Подростки, как и дети, тоже любят играть. Так вот, это именно тот случай, когда можно использовать дидактические игры.

Студентам достаточно знать орфоэпический минимум – 270 слов. Я распечатала карточки с этими словами, сформировала три «мешочка», к каждому приложила лист с правильным произношением. Студенты распределились на три группы, в каждой свой ведущий, у которого был лист с ответами. Ход игры заключается в следующем: карточки в команде делятся поровну, игроки не видят слов, написанных на них; по очереди студенты кладут на середину стола по одной карточке и правильно произносят слово. Если ударение в слове поставлено верно, об этом скажет ведущий, игра продолжается. Если студент допустил ошибку, он забирает все, что накопилось на столе. Задача игроков – избавиться от всех карточек. Игрок, который выходит из игры первым, получает пятерку за урок. Студентам очень нравилась эта игра, мы ее так и назвали – «Орфоэпический минимум». В такой атмосфере действительно проще запомнить нормы произношения.

В конце года у ребят повысился уровень культуры речи, они стали допускать меньше ошибок, а кто-то сразу же исправлял себя, допустив ошибку. Был один студент, которому трудно давались эти нормы, под конец игры он всегда оставался с большим количеством карточек. Он изо всех сил пытался, мужественно сражался с этими «бАнтами» и «тОртами». И к концу года я слышу восторженные крики от студентов группы:
– Вася первый вышел из игры!

Конечно, радовались все, и мне было очень приятно. Вот такую замечательную игру я рекомендую своим коллегам использовать в работе.

Дистант – еще одна проблема, с которой мы столкнулись. Как побудить детей работать, если они находятся далеко от тебя и могут заниматься чем угодно, только не учебой? Пришлось взять на вооружение все, что предлагали коллеги-преподаватели, методическая служба. Надо было организовать процесс обучения так, чтобы в работу включались все студенты. Это получилось! Среди моих фаворитов в цифровом мире хочется выделить такой сервис для организации обратной связи на занятиях с нашими студентами, как Kahoot. Возможностей в Kahoot много: проведение игры в прямом эфире с помощью видеоконференций или отправка игры для самостоятельного выполнения в рамках дистанционного обучения. Создание игры Kahoot занимает несколько минут! Можно менять типы вопросов викторины, количество ответов и многое другое. Конечно, студентам эта платформа очень нравится, она вызывает соревновательное чувство, в игру можно зайти с любого гаджета, что тоже является преимуществом. Многих очень заинтересовала эта платформа, студенты сами хотели создать игру. Ребята получали темы для индивидуального домашнего задания и создавали свои разработки.

Делайте так, чтобы процесс обучения для детей был увлекательным, а не скучным и нудным, только тогда вы увидите результат своей работы!

Анастасия СТРАМНОВА, преподаватель педагогического колледжа №18 Митино


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту