search
main
0

Три блока. или Педагогика сотрудничества в виртуальном режиме

Информатизация школ Нижнего Новгорода идет непрерывно, причем процесс этот можно разделить на несколько самостоятельных модулей. Ректор Нижегородского института развития образования (НИРО) Николай Бармин деятельность в этой сфере рассматривает в виде трех блоков: использование ИКТ в учебном процессе, в организации образовательной деятельности и в развитии творчества учеников.

Конечно, в первую очередь для эффективной работы во всех этих направлениях необходима техническая составляющая. За последние несколько лет Нижегородская область очень продвинулась в этом плане благодаря совместной целевой программе – региональной и федеральной. На условиях софинансирования в оснащении школ техникой участвуют и муниципалитеты. Практически в каждом образовательном учреждении есть компьютерные классы, кроме того, рабочие места оборудованы и для администраторов. Сегодня в целом по региону на 28 учеников приходится один компьютер. Большую роль сыграл и ПНП «Образование», поскольку школы-победители львиную долю средств тратили на информатизацию – приобретали новые компьютерные классы, заменяли устаревшую технику. Наряду с миллионом рублей, который получают победители нацпроекта на федеральном уровне, существуют и региональные гранты.

Отрадно, что эта программа постоянно расширяется, а вместе со школами в ней второй год участвуют и детские сады. «Сегодня уже ставится вопрос об информатизации дошкольных образовательных учреждений. У нас даже есть экспериментальные площадки, где отрабатывается использование компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада, – говорит ректор НИРО Николай Бармин. – В этом году в региональный «нацпроект» включаются и учреждения дополнительного образования. И это очень важно, поскольку для развития детей, для создания разных творческих проектов компьютеры просто незаменимы. Надеюсь, что грант в сто тысяч рублей тоже позволит им обновить учебную базу в области ИКТ, продвинуться дальше в организации досуга детей».

Помимо государственных структур в деле информатизации региональной системы образования активное участие принимают корпорации, которые занимаются выпуском программного и технического обеспечения, а также некоммерческие фонды. Продолжительное сотрудничество с компанией Intel позволило нижегородскому учительству участвовать в его многочисленных проектах. В рамках последнего – «Мобильные технологии школам»* – на первом этапе конкурса 11 сельских и городских школ области для учеников третьих-четвертых классов получили более пятисот мини-ноутбуков. На втором этапе еще 16 нижегородских школ получат мобильные классы из 440 таких же портативных компьютеров. Повезло и младшим школьникам Автозаводского района Нижнего Новгорода, где аналогичный проект по информатизации реализует вместе с НИРО некоммерческий фонд «Вольное дело».

Между тем участники первого этапа конкурса Intel получили компьютерную технику в январе этого года, а уже через три месяца некоторые из них выступали на конференции в Киеве, обмениваясь наработанным опытом. Удивительную находку по чистописанию с использованием «волшебного пера» представили, например, учителя начальных классов школы №8 с углубленным изучением отдельных предметов города Кстово. А в дзержинской школе №11 уроки чтения и природоведения проходят теперь гораздо интереснее, чем раньше, потому что у учителей «началки» с появлением мини-компьютерного класса стало больше возможностей по созданию своих материалов и использованию их в учебном процессе. Безусловно, и остальные девять школ порадуют «изюминками» в своей обучающей деятельности с использованием ИКТ. Тем более что в ноябре предполагается провести конкурс методических разработок среди учителей, получивших такой подарок.

«При рассмотрении заявок-проектов мы как раз исходили из того, насколько готовы школы принять этот подарок, чтобы он не лежал, а эффективно использовался, – поясняет заведующая кафедрой информационных технологий и дистанционного обучения НИРО Людмила Шевцова. – Поэтому конкурс по отбору был очень сложным. Школы хотят участвовать в этом проекте, и они с радостью воспользуются новой техникой».

И все же, по мнению учителя с большим стажем Людмилы Шевцовой, нужно решать вопрос не только насыщения техникой, но и грамотной ее расстановки, и самое главное – создания локальной школьной сети. Только тогда можно говорить о коэффициенте полезного использования ИКТ в школе. В частности, в школе обязательно должны быть администраторы локальной сети. К сожалению, на сегодня далеко не каждое образовательное учреждение может позволить себе содержать подобного рода профессионала. Проблема в том, что у таких специалистов должен быть высокий уровень знаний, однако вряд ли кто пойдет работать в школу на низкую зарплату, когда и самой официальной ставки здесь нет. И эту проблему нужно решать комплексно, на федеральном уровне, потому что если мы стремимся насыщать школу техникой, то надо думать и о том, кто ее будет обслуживать. Вешать же все на учителя информатики – в корне неверно. Кроме определения статуса администраторов школьной сети, в Нижегородской области предлагают организовать подготовку таких специалистов в техникумах.

Что же касается повышения квалификации учителей, то уже достаточно давно в курсовой подготовке регионального института развития образования для всех есть блок, формирующий ИКТ-компетентность. В целом за пять лет 70 процентов педагогов прошли в НИРО обучение пользовательскому элементу. Однако на кафедре информационных технологий и дистанционного обучения считают, что обучение работе на компьютере должно проходить в самом образовательном учреждении. В НИРО же выстраивают сетевую структуру, предусматривающую работу над повышением квалификации в области ИКТ при участии учителей-тьюторов, которые в свою очередь непосредственно на местах будут формировать компетентностную базу своих коллег. Помимо очной подготовки тьюторов планируется создать и дистанционные формы повышения ИКТ-компетентностей преподавателей, которые апробируются уже второй год.

Но что же должно быть в арсенале современного учителя с точки зрения ИКТ? Разумеется, он должен уметь работать на компьютере, должен иметь к нему неограниченный доступ и уметь применять его в своей профессиональной деятельности. Увы, пока эти требования далеко не везде реализуются в полном объеме. Что касается беспрепятственной работы с техникой, эту проблему решают по-разному. Например, в кстовской школе №8 действует класс свободного доступа, но и это сопряжено с некоторыми трудностями – нужно попасть в расписание. Второй путь – учителю-предметнику поставить технику непосредственно в его кабинет, и, если учитель готов к ее применению, это дает хороший результат. Но сегодня нижегородцы пришли к выводу, что эффективнее покупать ноутбуки, потому что учителя могут использовать их в любом классе. Последние два года школы, пополняющие свою техническую базу, следуют этому варианту.

Желание и умение учителей применять ИКТ в своей профессиональной деятельности способно заметно ускорить процесс информатизации в школе. Что может помочь в решении этого вопроса? Рецептов много, но один из них, по мнению педагогов Людмилы Шевцовой и Татьяны Каняниной, – творческое взаимодействие учителя и ученика. Ведь не только педагог может чему-либо научить школьника, но ребенок способен дать учителю новые и полезные знания и умения. И если правильно организовать это взаимодействие, то в конкурсах, предметных олимпиадах, социальном проектировании профессионализм преподавателя и энтузиазм, творческие способности детей раскроются полностью.

Мы часто говорим о педагогике сотрудничества. Сегодня, что греха таить, она не всегда получается, хотя мы и стремимся к этому. А вот в виртуальном режиме такое взаимодействие подчас гораздо эффективнее. Так может это и станет дорогой в педагогику нового тысячелетия?

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте