search
Топ 10

Тренинговые занятия

Мы такие разные и такие похожие

На каждой возрастной ступени образования дети проходят определенный процесс адаптации. Первый класс, переход из начальной школы в среднюю связаны с формированием нового коллектива, появлением новых учителей, многообразием требований, новыми предметами. В этом возрасте актуальны межличностное общение, формирование навыка разносторонней коммуникации. Кто-то становится лидером, кто-то чувствует себя лишним, у каждого определяется своя социальная роль, начинается разделение по интересам. И зачастую при распределении этих ролей могут возникать недопонимание и конфликты.

Следовательно, одной из первостепенных задач любого педагога, классного руководителя становится формирование дружного коллектива, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Нередко случается, что школьный класс (группа) представлен детьми разных национальностей и конфессий, и наша задача помочь каждому ребенку занять свое удобное место в этом коллективе.

При этом необходимо сформировать у детей умение строить взаимоотношения с одноклассниками на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения, быть терпимыми друг к другу. Сплочению и объединению обучающихся внутри классного коллектива способствуют психолого-педагогические приемы, используемые в психологических тренингах и играх.

Цель – сплочение класса как многофункционального и многонационального коллектива. Это необходимо для:

– создания благоприятного психологического климата;

– сплочения обучающихся, формирования доверия друг к другу;

– преодоления барьеров в межличностных отношениях;

– развития коммуникативных навыков;

– выявления индивидуальности каждого участника тренинга и общих черт;

– развития умения понимать чувства окружающих людей и адекватно выражать свои чувства.

Упражнение «Снежный ком»

Знакомство участников между собой, создание благоприятной атмосферы.

Участники по очереди называют свое имя, прибавляя к нему прилагательное, максимально характеризующее его, начинающееся на первую букву имени. Следующий по кругу участник должен назвать предыдущего, затем себя, таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих и себя. Это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Продолжительность 15 минут.

Упражнение «Кем я хотел стать в детстве»

Цель – сформировать в группе доверительные отношения, пробудить интерес к общению друг с другом.

Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему.

После этого карточки сдаются ведущему, который их перемешивает, складывает в коробочку и, вынимая в случайном порядке, предлагает участникам угадать, чья эта карточка.

Продолжительность 10 минут.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель – активация группы, расширение информации о других членах группы и подача информации о себе. Упражнение помогает познакомиться друг с другом, узнать друг о друге новое, может быть, схожее, понять, что в группе много людей, у которых много общего.

Участники сидят в кругу, а один стоит в центре и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто…» – указывая какое-то качество личности, хобби, любовь к чему-то, присущие ему самому. Ведущий называет несколько вариантов, затем предлагает участникам продолжить самостоятельно.

Те, кто обладает тем же качеством, меняются местами. Если участник встал со стула, то обратно на свой стул садиться он уже не может. Задача ведущего – занять свободное место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

Вместе с ведущим дети делают выводы о том, сколько у них общего, что многие не знали, кто чем увлекается, что у них много общего и есть темы для общения.

Пример: кто любит читать книги, часто гуляет в парке, любит готовить.

Продолжительность 15 минут.

Упражнение «Что с тобой было, когда ты…»

Цель – сближение участников тренинга, рефлексия чувств в заданных ситуациях. Предлагаемое упражнение помогает понять, что, несмотря на то что все мы очень разные, чувства, которые мы испытываем в той или иной ситуации, схожи.

По кругу участники задают друг другу вопрос: «Что с тобой было, когда ты…» Участник отвечает реалистично, так, как будто это было на самом деле.

Начать игру следует с общих тем, можно фантастических или невероятных, не затрагивающих личных чувств и эмоций, а завершить заранее намеченными проблемными ситуациями, актуальными для класса.

Продолжительность 10 минут.

Рефлексия. Упражнение «Дом»

Цель – способствовать осознанию участниками группы (класса) своей роли в данном коллективе, формировать умение договариваться.

Нужно будет вместе построить дом. Каждому следует решить, какую деталь вы привнесете в дом, договориться нужно всей командой, чтобы решение было общее. Фундамент, крыша, окна – это качества, интересы, эмоции вашего класса. Вспомните, что обсуждали сегодня на занятии, о чем вспомнили, что самое важное в команде. Без любой детали дом не будет считаться построенным.

Вместе с ведущим дети обсуждают то, что для них важно, что бы было в их доме обязательно. Создают образ класса/дома. Дом должен храниться в классе на видном месте, напоминая о ценностях класса и об общей работе.

Оксана ГМЫРИНА, социальный педагог школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова;
Ольга АНТОНЕНКОВА, педагог-психолог школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту