Город Орел. Начало октября 2022 года. Образовательные чтения Центрального федерального округа «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», на которых я выступил с презентацией «Православное воспитание детей средствами изобразительного искусства в содружестве «учитель и ученик». Ребенок учится видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого открывает прекрасное в самом себе, учится его самовыражению.
Учитель и ученик. Как важно встретить того, кто станет примером, ведь ничто так не сподвигнет человека к действию, как пример, образ, впечатливший его. Все мы родом из детства, памятны образы, звуки, краски…
Мой наставник Владимир Акимович Рожков, педагог по дисциплине «Рисунок» в московской детской художественной школе №1, заведующий учебной частью. Добрый, мягкий по характеру, очень земной человек, никогда не возвышался над учеником, а старался быть всегда с ним наравне. Он никогда не говорил, что ученик не умеет рисовать, а всегда был рядом, чтобы вовремя дать совет или почти неуловимым движением карандаша довести до достойного результата то, что казалось художественным святотатством. Его методика была проста и понятна: не навреди, сохрани и приумножь данное, поддержи каждого. Очень часто ученые, искусствоведы говорят, что художественная школа, обучая юного художника рисунку, живописи, композиции, уничтожает индивидуальность и творческую личность. Педагогическая методика Владимира Акимовича помогла раскрытию творческих способностей и развитию мастерства у всех его учеников, а впоследствии и стала напутствием в выборе жизненного пути.
Спасибо вам, мастер.
Уже с тех лет я понимал, чем хочу заниматься. И в 1997 году зародилась авторская мастерская-студия изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трехозерье», обучающая детей и подростков многим видам пластических искусств: графике, живописи, плакату, мелкой пластике, дизайну, моделированию и конструированию одежды, проектированию интерьеров, выставок и рекламе.
Для создания условий раскрытия творческой личности ребенка и подростка, воспитания духовной нравственности был разработан межрегиональный историко-образовательный арт-проект «Природно-исторический парк «Косинский» в творчестве художника-педагога С.А.Платонова», педагога дополнительного образования школы №2127.
Помните, выше мною были упомянуты образовательные чтения? Так вот, коллеги из разных регионов Центрального федерального округа проявили интерес к работе авторской мастерской-студии «Трехозерье», связанной с познанием красот своего края, изучением духовных и культурных традиций своей малой родины, через которые передается и воспитывается любовь к большой Родине.
«Не навреди, сохрани и приумножь данное, поддержи каждого» – эти слова стали и моим девизом. Наша учебная деятельность – это взаимосвязь педагога и ученика через проведение мастер-классов, пленэров, тематических и отчетных выставок, что способствует формированию творческой мотивации, профессиональной ориентации, мастерству юного художника, изучению окружающего мира.
«Учитель и ученики» – идея такой выставки важна в работе с детьми и подростками. Экспозиция творческих работ, когда рядом с картинами педагога-наставника представлены работы студийцев, – большой стимул для творческого подъема учащихся, роста мастерства.
Проведение персональных выставок учеников в музеях и выставочных залах, а также мини-выставок в выставочном зале мастерской-студии имеет воспитательное значение для активного развития личности, стремления к творческому росту, профессиональному самоопределению. Авторские персональные выставки учеников заставляют активно заниматься и других обучающихся, ведь, оказывается, стать канвой, основой интересной выставки подвластно каждому юному автору. Это направление в воспитательном процессе занимает важное место.
На персональной выставке размещаются фотография юного художника, творческая биография, информация об участии в выставках, наградах. Данные выставки являются ретроспективными. В них отражаются творческое развитие ребенка, художественный рост на протяжении нескольких лет. Более того, персональные выставки в выставочном зале мастерской-студии становятся системными. Наши выпускники, которые уже окончили художественные факультеты вузов, а кто-то и стал членом Союза дизайнеров России, продолжают свое участие в выставках альма-матер. Секрет один: любовь к культуре, искусству, живописи… Памятны образы, звуки, краски…
Данный опыт работы распространяется и трансформируется на различных конференциях, выставках, семинарах. На проводимых на базе мастерской-студии межрегиональных, российских, международных выставках детского творчества. Факультет дополнительного образования в Московском государственном педагогическом университете представил данную педагогическую практику на кейсе-практикуме «Наставничество: эффективные технологии» в рамках городского проекта «Академия «Наставник+» в Городском методическом центре. А юбилейная выставка «Учитель и ученики», посвященная 25‑летию создания авторской мастерской-студии «Трехозерье», продолжает знакомить с нашей общей педагогической историей в библиотеке №101 до 30 мая 2023 года, а также на выставке «Уроки гармонии» в галерее «Взгляд ребенка». Мы готовы поделиться секретами, ждем студентов Московского государственного педагогического университета на мастер-класс к нам, в «Трехозерье».
Как хорошо сказала моя коллега, педагог дополнительного образования Дарья Сергеева из Нижнего Новгорода: «Это придаст профессии новые импульсы». Это она о создании виртуальной Доски почета. А ведь верно, помня про эти образы, отдавая дань памяти нашим наставникам, мы продолжим работать так, чтобы наши дети когда-нибудь пополнили памятную доску и для своих птенцов стали теми наставниками, которые позволят им взлететь выше, увидеть дальше, но помнить свою малую родину.
Сергей ПЛАТОНОВ, педагог дополнительного образования школы №2127
Комментарии