search
main
0

Требуются трактористы. Дефицитная нынче это профессия

Алла ВАСИЛЬЕВА, директор Опольевской средней общеобразовательной школы Кингисеппского района, уверена, что времена, когда сельская школа не жила, а выживала, остались в прошлом.

Сегодня мы живем полноценной жизнью. Очень трудолюбивы, творчески настроены и интересуемся каждой новинкой, которую стараемся внедрить в свою деятельность, – говорит она, как только заходит разговор о ее любимом учреждении.

И оно действительно любимо. Только представьте, сама выпускница Опольевской школы Алла Николаевна пришла в свою «единственную, родную, неповторимую» альма-матер учителем начальных классов, из которого через некоторое время выросла в руководителя. При этом на работу в деревню Ополье она ездит из города Кингисеппа! Как, впрочем, и многие другие учителя.

Опольевская школа построена в 1980 году, она сравнительно молодая: ей всего 28 лет. Располагается школа в центральной усадьбе деревни Ополье, обучаются в ней дети из 14 населенных пунктов. Ребят подвозят на школьном автобусе. Всего их на сегодня – 130 человек.

Как рассказывает Алла Васильева, школа изначально при постройке выполняла роль базовой, и обучались в ней дети не только из Опольевского поселения, но и из других поселений. Но поскольку в 1990-е годы повсеместно открылись средние школы, то охват из трех крупных поселений уже не осуществлялся, и школа стала учить ребятишек только из своего Ополья и близлежащих четырнадцати деревень. Помимо того, что школа находится в очень красивом месте, через деревню Ополье также проходит Таллинское шоссе. Это немаловажно, поскольку из деревни легко добраться и до Кингисеппа, и до Петербурга.

– Наша школа средняя… – с некоторой печалью замечает Алла Николаевна и тут же оптимистично добавляет, – пока. Пока у нас нет 10-х и 11-х классов. В 20 километрах от нас город Кингисепп, поэтому дети уезжают учиться туда. И все же на будущий год мы планируем открыть 10-й класс, тем более что в среднем наполняемость классов – 15 человек. К тому же в этом году у нас большая радость: набираем первый класс – 15 малышей. Три года назад их было всего 12 человек. На будущий год мы предполагаем, что первоклашек будет 18 человек, а за следующие пять лет, думаем, наберется до 30 человек. Все потому, что население в деревне оживает.

Еще один приятный момент в жизни школы в том, что в этом году к нам придет молодой специалист – учительница английского языка. А вообще средний возраст педколлектива – 45 лет.

Еще мы сдали документы на конкурс «Самая красивая сельская школа». Конечно, соревноваться тяжело: в области много красивых школ, но победить хочется. Кстати сказать, в этом году мы уже участвовали в одном конкурсе – конкурсе сельских школ по организации питания и заняли второе место. У нас в штате свои повара, а охват детей питанием – 96 процентов.

Школа давно работает в эколого-краеведческом направлении. В этом году открыли свой краеведческий музей, провели летнюю экспедицию, собрали огромный материал, так что разделы нашего музея пополнились новыми экспонатами. Дети все снимали на камеру, брали интервью у старожилов, и в этом учебном году будем эти записи использовать в проектной деятельности ребят старших классов.

– Алла Николаевна, вы заметили, что близость к городу имеет свои минусы – старшеклассники уезжают учиться туда…

– Дело в том, что многие ребята едут туда учиться не в 10-й класс, а в техникум или училище. И здесь проблема заключается в ЕГЭ. Наши дети успешны, они поступают в вузы. Два года назад наши дети сдавали ЕГЭ по русскому языку и получили высокий процент качества знаний – 62 процента. И все же есть тенденция к тому, что дети ощущают неуверенность в себе, страх, что не сдадут ЕГЭ. Поэтому многие предпочитают уйти после 9-го класса, лишь бы не сдавать экзамен.

Еще одна из серьезных проблем – большое количество малообеспеченных семей. К примеру, у нас из 130 детей – около 50 из малообеспеченных семей. Много семей риска. В этом плане приходится много работать.

– Спасать?

– Иногда и спасать. Поднимать с постели ребенка, привозить в школу на школьном автобусе. Отмывать, кормить, учить, то есть любыми силами вытаскивать из той среды, где на его будущее всем плевать. Слава богу, сегодня все меньше ситуаций, когда родители безработные. Многие все-таки находят себе занятие, но очень часто это тяжелый труд в сельском хозяйстве: родители работают доярками, скотниками. Поскольку это малоквалифицированный труд, отсюда и соответствующая зарплата. Я повторяю, учителям приходится трудиться очень много. Прежде всего для того, чтобы дать такому ребенку перспективы, чтобы он мыслил по-другому, чтобы у него появилась мечта, изменился взгляд на мир.

– Как складываются судьбы этих ребят потом?

– Судьбы у всех разные. Раньше многие ребята уезжали в Петербург, в последнее время большинство возвращается, потому что в большом городе жить тяжело, особенно когда появляются маленькие дети. Многие из наших мальчиков оканчивают Бегуницкое училище, где готовят трактористов, водителей. Это востребованная в селе профессия, и ребята, возвращаясь, садятся на комбайны, тракторы. С их приходом деревня снова молодеет. А сильнее всего радует, что на улице все больше и больше становится детских колясок…

Опольевская школа хотя не старая, но мечтает о ремонте. В последние годы за счет субвенций приобретены компьютеры, телевизоры. Приведена в порядок система противопожарной безопасности. И эта потребность в обновлениях, в том числе и материальных, понятна. Ведь, как говорит Алла Николаевна, увеличивающееся число грудных малышей обязывает.

Ополье, Кингисеппский район, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте