Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Трава зеленая – молоко белое

Учительская газета, №49 от 4 декабря 2007. Читать номер
Автор:

Благодарен газете, что напечатали мое первое письмо («УГ» от 14 августа 2007 года). У нас в семье два педагога – я и мама. И очень нам важна и нужна профессиональная газета, такая как «Учительская».

Хорошо, что на страницах говорится о наших школьных проблемах. Важные вопросы воспитания газета не обходит стороной.

Педстаж моей мамы 40 лет, мы часто обсуждаем вместе педагогические проблемы. Недавно зашел разговор о детской жестокости. В одной из деревень Толочинского района восьмилетний мальчик, придя на ферму, забил металлическим скребком несколько телят. Причиной оказалось то, что он не смог оседлать непокорных телят. А мальчику так хотелось покататься. Этот случай мы обсуждали с мамой и в коллективе. И вот что думаю.

Воспитание – это прежде всего правильная жизнь родителей на глазах у детей. Если постоянно не делать вместе с ребенком добрые дела, если не заполнять его душу добром, там поселится зло.

Помню, как однажды весной (мне было лет 10-11) мы шли с мамой по улице. Она остановилась у забора. Весь огород за ним зарос бурьяном. На крыльце ветхого домика грелась на солнышке старая бабулька. Мама спросила: «Что ты понял?» Я: «Она старая и не может ничего делать, давай поможем».

Помогали несколько дней: пропололи огород с клубникой, вскопали землю, посадили лук, морковь, убрали темный и глубокий погреб, в котором шныряли ящерицы. Бесплатно!

И какое же было наше удивление, когда эта бабулька каким-то образом отыскала нас в нашей пятиэтажке и принесла баночку с клубникой. Мы не хотели брать, но она оставила ее.

Или вот еще случай из детства. Весной и осенью возле нашего дома глинистая улица раскисала так, что люди (и мы тоже), преодолев ее, шли дальше в грязной обуви. Мама сказала: «Надо что-то делать». Я предложил замостить дорогу. Мы носили в ведрах камни, кирпичи, которых вокруг было много, работали долго, к нам присоединились два соседских мальчика. И мы замостили дорогу. А потом, когда люди останавливались и благодарили, мама говорила: «Это вот два соседских мальчика постарались».

Часто мы ездили в деревню к бабушке, поле деятельности для творения добра там было большое: копали, сеяли, поливали, пололи, красили, сушили сено, заготавливали дрова. А заодно мама воспитывала у меня любовь ко всему живому.

Под крышей бабушкиного дома свили гнезда ласточки и воробьи. Мы наблюдали, как они выкармливают птенцов. Иногда, придерживая лестницу, прислоненную к стене, мама говорила: «Посмотри, подросли ли?» Я видел только раскрытые пищащие рты, но радостно сообщал: «Подросли!». Мама: «Наблюдай, как пойдут в первый полет, скажешь мне». Бегал, наблюдал. А в августе радовался, что яблони и сливы не червивые, раз мы птиц охраняли.

А сколько было радости и страха («корова малых не любит»), когда вечером приходила с пастбища корова Милка. Я забирался на высокое крыльцо и наблюдал, как она грузно шагает по двору, пьет воду и отдает бабушке почти полное ведро молока. А потом, наслаждаясь творогом со сметаной и клубникой, я повторял слова мамы: «Только Милка может такую вкуснятину сочинить». Никак я не мог понять, как корова, поедая зеленую траву, дает белое молоко.

Моей обязанностью было перед приходом Милки заметать веником со двора обратно в огород выпрыгнувших оттуда лягушек и жаб, чтоб корова их не раздавила. Мне объясняли, что они, поедая вредителей, защищают морковь и другую «гароднину».

А когда поросенок, выпущенный во двор для прогулки, беспрерывно рыл землю, я думал: «Как его носу больно!». И носил ему разную траву, чтоб отвлечь от этого, как мне казалось, небезопасного и бесполезного занятия.

Но самым большим чудом был умнейший пес Ангар, серый, поджарый, быстрый, похожий на волка. Мы с ним быстро подружились. За лето я научился понимать, что означает его лай и визг. И с гордостью всем объяснял: «Почти как человек, только не говорит».

Я убежден, если ребенка с самых ранних лет приучили делать добрые дела, приохотили к чтению, воспитали трудолюбие, показали истинные ценности в жизни, то тогда у родителей проблем с детьми не будет. Или почти не будет. Но сами родители должны быть примером.

На вопрос «Откуда столько злобы в детях?» отвечают так: «Родители, близкие не посеяли в ребенке любовь ко всему живому, значит, и пожали злобу!».

Александр ВАСИЛЬЕВ, учитель, Витебск, Беларусь


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту