search
main
0

Трагедия на дороге. 36 тысяч человек погибнут в этом году под колесами автомобилей – считают специалисты

Три министерства: внутренних дел, транспорта и образования России в прошлом году подготовили Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Он одобрен на заседании Правительственной комиссии РФ по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Владимир Яковлев.

По представленному в нем прогнозу, который основан на данных последнего десятилетия, рост аварийности в 2004 году по отношению к 2002 году может составить: от 4 до 10% по числу погибших; от 7 до 15% по числу раненых и от 5 до 12% по количеству дорожно-транспортных происшествий.

Это, безусловно, печальный прогноз, но замалчивать его нельзя. Надо принимать все возможные меры, чтобы он не сбылся.

Аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибают и получают ранения более 10 миллионов человек. ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного банка, около 500 миллиардов долларов в год.

Ежегодно максимальное количество трагедий на дорогах регистрируется с июля по октябрь. В 2002 году в этот период произошло около половины (43,3%, или 79685 ДТП) всех происшествий, а пик аварийности был зарегистрирован в августе – 21033 ДТП.

Остается сложной обстановка с аварийностью в городах с населением более миллиона человек. Самым распространенным видом был наезд на пешехода. Средняя тяжесть последствий таких наездов – 15 погибших из 100 пострадавших. Это выше, чем ДТП других видов. Основная причина аварийности по-прежнему – низкая дисциплина водителей и в особенности пешеходов, которые сознательно пренебрегают правилами дорожного движения. Каждый пятый пешеход-нарушитель находился в состоянии опьянения.

Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

К 2004 году величина социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий может увеличиться на 7-13% от уровня 2002 г.

В Государственном докладе отмечается, что «количество федеральных органов управления, причастных к системе управления безопасностью дорожного движения, велико. Это и Минтранс, МВД, Минздрав, Минобразование, МЧС, МПС России. Практически у всех них обеспечение безопасности дорожного движения не является основной задачей. В Государственном докладе в деликатной форме была признана недостаточная роль Министерства образования России, и в первую очередь его низовых подразделений по обучению и воспитанию у подрастающего поколения серьезного отношения к проблемам безопасности дорожного движения.

Массовость нарушений Правил дорожного движения свидетельствует о низкой культуре людей как участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание детей и взрослых малоэффективна. Опросы общественного мнения показывают, что общество не придает значения опасности, которая потенциально присуща дорожному движению. Абсолютное большинство не знает, что в мирное время ежедневно на дорогах страны погибают около 100 человек!

Что нужно делать педагогам в школах? Во-первых, постараться обеспечить глубокое осознание каждым ребенком объективно существующей опасности в дорожном движении и разрушить часто встречающиеся иллюзии безопасности и вседозволенности, которые мешают формированию правильного поведения на дорогах. Во-вторых, необходимо добиться сознательного понимания причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, и прежде всего зависящих от самого ребенка; в-третьих, нужно убедить детей в том, что при рациональном, грамотном поведении можно избежать или свести к минимуму вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

В России существует целый ряд общественных и некоммерческих объединений, уставной целью которых стало осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Это Российский автотранспортный союз (РАС), Всероссийское общество автомобилистов (ВОА), Профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциация юношеских автошкол (ЮАШ), фонд «Человек-автомобиль-дорога-экология» (фонд ЧАДЭ), многочисленные общества защиты прав водителей, службы спасения, региональные фонды безопасности движения и иные организации. Нет сомнения, что и в системе образования есть резервы для активного участия общественности, родителей и детей в решении благородных задач по профилактике дорожного травматизма.

В настоящее время бытует мнение о достаточности знаний Правил дорожного движения. Вместе с тем эти правила – важнейшая, но вовсе не достаточная основа для транспортной культуры. Правила дорожного движения – это юридический документ, а населению, водителю, пешеходу нужны пособия, учебники, помогающие безопасно участвовать в дорожном движении.

Сегодня почти не ведется воспитательная работа по проблемам безопасности на дорогах в дошкольных учреждениях, а если и ведется, то на низком методическом уровне. Назрела необходимость более серьезного преподавания вопросов безопасности дорожного движения в общеобразовательных школах на уроках ОБЖ. Ведь детям нужны не столько общие представления о правилах дорожного движения, сколько навыки умения действовать в той или иной дорожной обстановке.

Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации предусмотрел значительное количество мер, которые необходимо осуществить в стране для стабилизации положения дел с аварийностью. Их много, и они затратны, а, следовательно, осознавая возможности нашей экономики, трудновыполнимы.

Но как с голубого ручейка начинается река, так и обеспечение безопасности дорожного движения начинается с каждого из нас, ибо все мы пешеходы и пассажиры. Именно поэтому Минобразованию следует разработать конкретные мероприятия по реализации Государственного доклада по обеспечению безопасности дорожного движения.

Александр БЕЛИНСКИЙ, капитан милиции

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте