Сто лет исполнилось со дня премьеры чеховских “Трех сестер” на сцене МХАТа. Пьеса включена в репертуары многих театров, в том числе и детских, обошла весь мир. О ней пишут и спорят. Школа, где долгое время изучали только “Вишневый сад”, и на “Трех сестер” обратила внимание. Между тем спектакли по этой пьесе – не “близнецы-братья”, похожие друг на друга, они порой бывают разные до неузнаваемости…
Надеемся, что опубликованные сегодня статьи помогут поближе познакомиться с “Тремя сестрами” и с современным пониманием чеховской драматургии. Ведь у каждого – свой Чехов. И это подтверждают наши короткие интервью.
Елена АМИНОВА, заслуженная артистка Украины, снималась в фильмах “Формула любви”, “Под знаком Скорпиона”, “Любить по-русски-3”. Играла роль Маши из “Трех сестер” в Одесском русском драматическом театре (постановка режиссера Виктора Терентьева):
– Чехов, как и Тургенев, – очень эмоциональные и страстные люди, а их почему-то ставят очень грустно и томно. Если человек интеллигентный, это не значит, что у него нет никаких эмоций… Мне, например, непонятен спектакль, в котором Маша – амеба, у которой нет выхода страсти. И встречает она тоже страстного человека, а не такого, который только разглагольствует. Говорят, Вершинин многословен. Но вдумайтесь в его судьбу и поймете, что ему так необходимо выплеснуть, что на душе. Это трагедия духа. В нем кипит страсть, а он не может полностью отдать ее Маше, у него жена больная, он жалеет ее. “Жалеет” – это слово, мне кажется, ключевое в русской литературе, и все любовные отношения на нем завязаны. Либо “жалеет”, либо нет…
Если режиссер “посягнул” на Чехова, он должен обладать определенным уровнем культуры, такой же страстью и эмоцией, как автор, а не переделывать Чехова под себя. Надо досконально понять, что это был за человек. Чеховские пьесы не нуждаются в переработках и добавлениях. Дело не в тексте, а в подтексте. Чем больше подтекстов сумеет режиссер вложить в спектакль, тем он будет талантливей. То же относится и к актерам.
Олег БАРЫШИХИН, просто учитель литературы:
– Чехов для меня – загадка. Прочтите названия пьес “Вишневый сад” и “Чайка” и опустите глаза вниз. Вы увидите слово “комедия”. Возьмите любую пьесу. Люди не делают ничего, но, с другой стороны, они как-то лихорадочно живут: любят и ненавидят, куда-то стремятся, стреляются, сходят с ума. Почему? Ответ требует немалой душевной работы и собственного поиска. Мне кажется, в Чехове “копаются” очень много, но мало кто его по-настоящему понимает. Когда один из наших театров показывал “Трех сестер” в Америке, пьеса до большинства зрителей не дошла. “А в чем проблема-то? Ну хотят они в Москву, так пусть купят билет и едут”. Центральные герои у Чехова часто женщины. И они то ли несут в себе разрушение, то ли стремление к чему-то высшему, чего не могут никак достигнуть… Словом, каждый понимает Чехова по-своему, опираясь на интеллект и личный жизненный опыт.
Я немного смотрел “Трех сестер” в Москве. Не так давно видел эту пьесу во МХАТе (постановка Олега Ефремова). Скучно! Нас было трое, и когда кончился первый акт, мы одновременно, ничего не обсуждая, друг другу сказали: “Пойдем отсюда”. Хорошо играли только два актера, а остальные ходили и только громко говорили свои слова…
Галина ЩЕБОЛЕВА, заведующая Музеем А.П.Чехова (Москва):
– В прошлом году в Англии было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что чеховские пьесы опередили по популярности даже Шекспира. Он актуален, потому что у Чехова мы находим ответы на свои вопросы. Недаром же к нему обращаются, правда? Драматургия его сложна и полифонична. Мне по душе те режиссеры, которые ставят целью не себя утвердить через чеховскую пьесу, а то золотое, что в ней заложено. У разных режиссеров чеховские пьесы по-разному звучат.
Марина ЛИТАВРИНА, профессор, доктор искусствоведения:
– Чехов – один из первых экзистенциалистов в драматургии, то есть человек, пишущий драму человеческого существования. Причина долголетия “Трех сестер” – в самой пьесе. Ничто человеческое зрителю не чуждо, в какой бы интерпретации ни была пьеса. Жизнь разворачивается и неумолимо идет к известному финалу. В этой пьесе все внимание сфокусировано на драме семьи, которая заключается в том, что жизнь складывается не так, как хочется, не там, где хочется, не с тем, с кем хочется. И это касается каждого.
Федор ТОННЕЕВ
Комментарии