Цель:
Познакомить детей с основными видами декоративно-прикладного искусства народов Камчатки.
Развивать интерес и любовь к творчеству камчатских мастеров.
Просмотр фильма “Традиции предков – в новый век”.
Оборудование:
Для учителя: таблицы “Традиционный корякский женский костюм”, “Северные просторы”; камчатские сувениры; видеофильм “Традиции предков – в новый век”. Для учеников: тетрадь, ручка, карандаш.
План урока:
Ознакомление с декоративно-прикладным искусством умельцев Камчатки – 10-15 мин.
Исторические сведения о появлении человека на Камчатке.
Взаимопроникновение древних культур Старого и Нового света.
Коряки – основное население Камчатки. (Жизнь и быт из описаний С.П.Крашенинникова).
Художественные изделия из меха. Корякский “вампум”.
Изделия из кости, рога оленя, моржа.
Просмотр фильма “Традиции предков – в новый век” – 15-20 мин.
Запись на доске:
Новые слова:
“Вампум” – индейские украшения из бисера (ожерелья, пояса, браслеты).
“Яранга” – жилище коряков.
“Юкола” – вяленная на солнце рыба.
Виды декоративно-прикладного искусства народов Камчатки:
Изделия из меха (национальная одежда, обувь, головные уборы, пояса, сумки, кошельки, коврики, нагрудные украшения, сувениры).
Изделия из клыка моржа, рога оленя, лося.
Рассказ учителя: В глубочайшей древности очертания Чукотки и Камчатки были не такими, как в наше время. На месте Берингова пролива существовала суша, соединявшая северо-восток Азии с северо-западом Америки. По этому своеобразному мосту и кочевал растительный и животный мир. Этим же путем примерно 25-40 тыс.лет назад через северо-восток Азии в западное полушарие проник человек.
Необычным был этот мир. С гор сползали ледники, по просторам тундры бродили стада мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей. Люди, приходившие с территорий, расположенных южнее северо-восточной Азии, селились на побережье Охотского моря, на Чукотке, переходили на Аляску. Часть древних охотников и рыболовов оседала на Камчатке. (Учитель работает с картой Камчатки).
Наиболее древние следы пребывания человека эпохи палеолита на нашем полуострове обнаружены археологами в 18 км. от поселка Козыревска на Ушковском озере. Обитатели стоянки выбрали удобное место – нерестовое озеро, незамерзающее зимой и обильное рыбой. Для исследователей было настоящим сюрпризом, когда в ходе раскопок они нашли… остатки трех огромных (каждое более чем в 100 кв.м) двухкамерных вигвамообразных жилищ. Внутри – первое на северо-востоке Азии и вообще на Дальнем Востоке погребение, вероятно, своеобразный мавзолей вождя или родоначальника общины. На дне могилы – большое количество мелких бусинок (900 штук) и различных подвесок, с поистине ювелирным мастерством сделанных из мягкого цветного камня – пирофиллита и янтаря. Типично индейским “вампумом” была украшена вся одежда погребенного.
(Сейчас и далее новые слова ребята записывают в тетрадь).
Одним из первых путешественников, побывавших на Камчатке, был С.П.Крашенинников. В своем “Описании земли Камчатской” он много поведал нам о жизни и быте коренного народа полуострова: “…Коряки – основное население севера Камчатки. По хозяйственным занятиям народность можно условно разделить на две группы – оседлых и оленных коряков. И первые, и вторые, несмотря на некоторые языковые и бытовые различия, осознавали себя единым народом”. “…Оседлые коряки занимались морским промыслом, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. Корякские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении орудий охоты и рыболовства. На морской промысел выходили на байдарках, обтянутых моржовыми шкурами. Добытое мясо шло в пищу и на корм собакам, жир употреблялся для отопления и освещения жилищ, из шкур вырезали ремни, шили сумки, делали подошву для обуви”. (Во время просмотра фильма обратите внимание, как мастерицы шьют из кожи и меха, украшая бисером, великолепные женские сумки, кошельки, коврики, нагрудные украшения…)
Жизнь оленных коряков заметно отличалась. Оленеводы кочевали по тундре, перемещаясь иногда на очень дальние расстояния. Стойбища состояли из нескольких яранг, крытых оленьими шкурами. В центре зимнего жилища раскладывали костер, внутри были меховые пологи по количеству семей.
Сегодня жизнь коряков не похожа на ту, которую вели их прадеды, но что касается прикладных ремесел, передаваемых от старшего поколения младшему, наблюдается утверждение традиционных материалов, используемых для работ. Рог оленя и снежного барана, клык моржа и кап березы незаменимы в малой скульптуре. Простейшими однофигурными скульптурами являются рыбы. Их форма, расположение плавников, особенности строения головы и хвоста точно указывают породу рыб. Эти фигуры не имеют ни подставки, ни приспособления для фиксации скульптуры на плоскости. Раньше они служили игрушками и амулетами в семьях коряков, на некоторые из них наносили орнамент.
Рассматривая скульптурные изображения животных и людей, следует обратить внимание на их удивительную выразительность. По позе, выражению морды, малочисленным деталям можно определить, что делает животное, в каком оно состоянии. Умение найти образ сочетается у корякских резчиков с абсолютным чувством формы.
Сюжетами многофигурных композиций могут быть сцены из жизни коряков: охота на медведей, оленей или соболя, плавание в лодке, езда на собаках. Изображается, как правило, кульминационный момент события: охотники стреляют в разъяренного зверя, вытаскивают моржа на берег. (Автор Сушко А.В.). Скульптор умело передает взаимосвязь отдельных фигур. Каждая непременно связана с другими, хотя вообще схемы расположения фигур в композициях в принципе очень просты и немногочисленны. Преобладают композиции, вытянутые по горизонтали в две параллельные линии: несколько пар собак везут нарты с возницей; шесть тюленей лежат двумя параллельными рядами по три, мордами наружу, в них стреляют два охотника, как бы продолжающие две параллельные линии композиции.
Иногда композиции бывают более сложными, но все равно они сохраняют в основе схему двух параллельных линий. Если парную параллельную композицию вставить в выемку кости, то получится новое изделие, на поверхность которого бормашиной наносится рисунок, отражающий эпизоды из жизни коряков, а затем втирается цветная сухая краска.
Наталья МАРКУС,
учитель изобразительного искусства и черчения средней школы N 3
Вилючинск,
Камчатская область
Комментарии