Будущих педагогов для системы дошкольного и начального образования Москвы обучают в Институте педагогики и психологии образования МГПУ.
Институт педагогики и психологии образования открыл свои двери 1 сентября 2008 года, объединив факультеты начального и дошкольного образования. Сегодня это крупнейшее учебное структурное подразделение университета, образованное путем объединения пяти факультетов, еще совсем недавно разрозненно готовивших педагогов. Объединение факультетов в единую структуру позволило не только по-новому решать управленческие задачи, но и сосредоточить силы профессорско-преподавательского состава на особо важных направлениях подготовки современных педагогических кадров в столичном мегаполисе. В институте осуществляют подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» и профилям «Дошкольное образование», «Управление дошкольным образованием», «Начальное образование», «Начальное образование, иностранный язык» и «Начальное образование, информатика», по направлению «Психолого-педагогическое образование» – по профилям «Психология и педагогика дошкольного образования» и «Психология образования», реализуют обучение по магистерским программам: «Дошкольная педагогика», «Математика в начальном образовании», «Детская журналистика», «Менеджмент в образовании», «Исследовательское и проектное обучение»; «Педагогическая психология», «Психология и педагогика высшей школы», «Начальное образование».В ИППО преподают ученые с мировым именем: академик РАО Ш.Амонашвили, члены-корреспонденты РАО В.Рябов, М.Богуславский; профессора С.Козлова, Г.Коджаспирова, А.Лебедев, Н.Светловская, Л.Стойлова; приглашенные профессора Дэвид Скотко (США), Оскар Бренифье (Франция), открыта аспирантура по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Педагогическая психология», «Теория и методика профессионального образования», «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, дошкольное воспитание)».В институте разработали и реализуют собственную концепцию подготовки педагогов. Профессора и преподаватели активно участвуют в разработке новых образовательных программ, в создании новых поколений учебников и учебных пособий, направленных на модернизацию образовательного процесса. Институт стал одним из ведущих в России интеллектуальных центров по работе в областях изучения психофизиологических, психологических и педагогических проблем развития личности ребенка в современной образовательной среде.Традиционная отечественная практика подготовки педагогов дошкольного и начального образования имеет массу достоинств. Между тем меняются внешние социально-экономические условия, меняются дети и их родители, радикально меняется все, что относится к образовательной среде. В современных условиях необходимо включение системы педагогического образования в процесс интенсивных перманентных изменений, где традиции и инновации работают как единый механизм. Это в свою очередь требует новых, продуктивных концептуальных подходов к организации образовательного процесса, одним из которых стал антропологический подход. Он предполагает рассмотрение структуры образования в тесной взаимосвязи со структурой целостной природы человека и современным культурно-историческим контекстом.Современная педагогическая антропология – педагогически интерпретированное знание о природе и сущности аффективного, когнитивного, физического развития личности в современной культурно-исторической среде. Это представление берет свое начало от задачи, поставленной еще К.Д.Ушинским, об изучении человека: «…во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания», но, будучи интерпретирована с позиций современных представлений, она наполняется новым смыслом и содержанием.Современный педагог кроме традиционной для отечественной практики педагогического образования общей и специальной подготовки должен иметь качественную профессиональную подготовку. В процессе реализации антропологического подхода особое внимание нужно уделять изучению практической психологии, иностранного языка и дисциплин гуманитарного цикла.Антропологический подход предполагает принципиально иные отношения в системе «педагог – обучающийся – образовательная среда». В современном понимании «образовательная среда» обозначает значительно более широкий круг явлений, чем это было принято прежде. Обращение к этому понятию вызвано признанием педагогической действенности не только непосредственного, целенаправленного, но и опосредованного или неподконтрольного средового воздействия на личность. Это требует принципиального пересмотра ключевых компетенций будущих педагогов:- принципиально иного отношения профессорско-преподавательского состава и самих студентов к новейшим информационным технологиям;- владения современной методологией, методикой исследовательского поиска и методами исследовательского обучения;- высокого уровня развития не только абстрактного интеллекта и креативности, но также практического интеллекта, в особенности таких его форм, как эмоциональный и социальный интеллект.В институте активно идет научная работа. Во все времена настоящую педагогическую науку создавали не в тиши академических кабинетов под еле слышный скрип пера или монотонный рокот компьютера, она рождалась там, где идет реальный педагогический процесс. Одним из научно-педагогических центров, где бьется пульс современной педагогической науки, и стал Институт педагогики и психологии образования, в составе которого действуют шесть крупных кафедр.В процессе формирования стиля планирования научной работы на кафедрах института отошли от практики выстраивания исследований, подгонки их тематики под проблемы, представляющиеся актуальными руководителям различного ранга. Заведующие кафедрами в первую очередь ориентируются на профессиональную интуицию ведущих профессоров. Так родилась и действует в институте разветвленная сеть научных школ. Каждый профессор, претендующий на оригинальный научный подход, имеет возможность и право консолидировать свою научную школу путем систематического проведения научных дискуссий и семинаров. Подобная практика, широко распространенная в математике, теоретической и экспериментальной физике и других науках, еще не получила повсеместного признания в педагогике и детской психологии. В настоящее время в институте успешно работают научные семинары «Гуманная педагогика» академика РАО Ш.Амонашвили, «Психология одаренности и творчества» профессоров А.Савенкова и Д.Ушакова (ИП РАН), «Педагогика и современное образование» профессора Е.А.Алисова. Дискуссии, разворачивающиеся на семинарах, далеко не всегда бывают комплиментарными, руководители нередко приглашают докладчиков, жестко критикующих их собственные научные идеи и подходы. Один из важных принципов организации научного семинара – все равны: и студент, и академик.Наработанное находит применение в образовательной деятельности института, в совершенствовании подготовки педагогов и детских практических психологов. Наши исследования показали, что при рефлексивных обсуждениях особенностей обучения в университете наибольшие нарекания у будущих педагогов вызывают занятия по методическим дисциплинам. Это неудивительно, ведь эти занятия очень трудно вписать в прокрустово ложе лекционно-семинарской системы. Чтобы уйти от этих проблем, в институте создан Центр детских программ; занимаясь в нем, профессора и преподаватели методических кафедр института могут работать в условиях, максимально приближенных к реальным условиям детских образовательных организаций. Студенческие аудитории детского центра, тщательно загримированные под помещения детских садов и начальных школ, провоцируют преподавателя не столько на чтение лекций и проведение семинаров, сколько на активное взаимодействие в режиме мастер-класса. Это существенно оживляет процесс обучения будущих педагогов, а для преподавателей выступает своеобразным тестом на профессиональную квалификацию.Наиболее интенсивно разрабатываемые научные направления института: разработка и внедрение эффективных моделей раннего развития в практику дошкольного и начального образования Москвы; адаптация и стандартизация широко распространенных в мире теоретических подходов и методических инструментов для диагностики раннего психофизического, когнитивного и психосоциального развития личности ребенка; проведение лонгитюдных исследований ранних предикторов жизненной успешности; эмпирическая оценка действенности педагогических моделей раннего развития личности в современной образовательной среде; исследования педагогических, психофизиологических и психологических проблем раннего развития личности в современной образовательной среде; разработка новых концептуальных подходов к проблемам раннего развития личности ребенка в современной образовательной среде; разработка новых методов и методик ранней диагностики для всех категорий участников образовательного процесса; разработка методов и методик прогнозирования развития личности ребенка; разработка теоретических, практико-ориентированных моделей содержания, форм организации и методов раннего обучения и развития личности ребенка в современной образовательной среде; изучение передового отечественного и международного опыта раннего развития детей; анализ и внедрение передовой практики раннего развития в современное образование; апробация и внедрение комплектов психодиагностических методик, ориентированных на диагностику раннего развития личности для всех участников образовательного процесса (психологи, педагоги, родители, дети).Так создается в институте инновационная, экспериментальная база подготовки педагогов, ориентированная на поиск принципиально новых решений проблем воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в современной образовательной среде.Александр САВЕНКОВ, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ
Комментарии