Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Торжество разума и гуманизма. Тема «Художественная культура Европы эпохи Просвещения». 7-й класс

Учительская газета, №18 от 2 мая 2006. Читать номер
Автор:

Цель: Познакомить учащихся с деятелями культуры Европы конца ХVII – начала ХVIII века с выдающимися произведениями того времени.

«Нужно создавать искусствоСвоего времени».О.РЕНУАР

Форма: Комбинированный – лекция с элементами сообщения, использование фрагментов музыкальных произведений (исполняют учащиеся).

Ход урока

Эпоха Просвещения – одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов ХVIII в. – философов и писателей, выступавших со смелой критикой феодальных порядков, абсолютизма и религии. Они стремились ограничить веру в пользу разума, религию в пользу науки. Когда у власти еще стояло дворянство, то официальной идеологией была идеология церкви, внушая мысль о бессилии человека и человеческого разума перед Богом.

Просветители считали необходимым разбудить мысль человека, они верили в неисчерпаемые силы и возможности его. Идеи Просвещения выражали умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. ХVIII век вошел в историю как век Разума. Критическое постижение мира сочеталось с мечтательностью, с утонченной поэзией. Художников, как и писателей, интересует жизнь конкретного человека. «Это была красота будничного дня, наполненного новой творческой работой».

Выдающимся драматургом эпохи Просвещения во Франции стал Пьер Огюстен Карон, принявший имя Бомарше (1732-1799 г.). Сын часовщика, он с ранних лет проявляет необычайную энергию и предприимчивость: вносит усовершенствования в механизм часов, покупает должность при дворе, обучает игре на арфе дочерей Людовика ХV, составляет проект по торговле неграми. Во время войны за независимость США Бомарше является одним из поставщиков оружия.

В 1773 году Пьер Бомарше опубликовал «Мемуары», в которых разоблачил продажность судей, махинации судебных чиновников. «Я не видел никогда ничего сильнее, смелее, комичнее, интереснее, сокрушительнее для противника, чем «Мемуары Бомарше». «Мемуары» по приговору суда были сожжены рукой палача, но самому Бомарше это принесло громкую славу.

Популярны у зрителей и комедии, которые ставили на сценах театров и ставят до сих пор. Это «Севильский цирюльник». Исключительный успех выпал на долю второй части трилогии – «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поставленная в апреле 1784 года, за пять лет до начала революции, комедия Бомарше вызвала восторг у зрителей. Они аплодировали не столько игре актеров, сколько репликам Фигаро, они вместе с ним смеялись над знатным графом, над которым одерживал победу умный слуга. Действие развивается легко и непринужденно.

А великий немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805) родился и вырос в герцогстве Вюнтембергском под властью одного из самых жестоких и деспотичных немецких феодальных правителей. В ранние годы он вынес на себе военную муштру и придирчивый надзор в военной академии, которую современники называли «питомником рабов». Он видел, как отправляли за границу проданных герцогом солдат. Ненавистью к феодальным правителям пронизаны и ранние драмы Шиллера. Эпиграфом к драме «Разбойники» служили слова «Против тиранов».

Главный герой отмечал убожество окружающей действительности, насилие и несправедливость, царившие в немецких феодальных княжествах. Тиран – это «помещик, который дерет шкуру со своих крепостных», «негодяй в золотом шитье, который искажает законы и подкупает правосудие», «епископ, который публично скорбел об упадке инквизиции».

Поэт выступает в роли поэта-трибуна. Через два года из-под его пера выходит драма «Коварство и любовь», где Шиллер изобразил типичное для раздробленной Германии маленькое феодальное государство, в котором политический гнет сочетается с личным произволом.

В каждом произведении Шиллер призывает народ к революции, но когда он понимает, что немецкий народ не готов к бунтарству, он ищет новые пути. Начинает изучать историю, увлекается искусством Древней Греции, и ему кажется, что преодолеть мерзость окружающего мира можно только путем воспитания в людях идеала красоты. В своих стихотворениях 80-90-х годов он воспевает античность, утверждает достоинство человека, недаром Герцен советовал перечитывать Шиллера, чтобы поймать свою душу, «если она начнет сохнуть».

Самым выдающимся представителем Просвещения в Германии был Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832 г.). Родился в г. Франкфурт-на-Майне. Отец состоятельный, образованный, имевший степень доктора права. Гете получил прекрасное образование, изучал медицину, литературу и юриспруденцию. В юности собирал народные песни, увлекался немецкой стариной. Гете отказался от традиции аристократической лирики. В центре его стихотворения оказался человек с богатством его внутреннего мира. Лирический герой умеет любить, ненавидеть, радоваться. Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. Зеленый луг, невысокие горы, покрытые лесом, поле, поросшее вереском, – все это ожило, засверкало, заговорило в его песнях. В поздней лирике звучат мотивы примирения, успокоения, стихи утрачивают эмоциональную напряженность прежних лет. Все чаще Гете обращается к жанру баллад, созданных на материале народных сказаний. К примеру, «Рыбак»: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». В наше время вопрос о долге и ответственности приобретает особый смысл.

В ХVIII веке происходят изменения не только в литературе, но меняется требование к музыке. Первым из композиторов, кто стал использовать народные мелодии в своих произведениях, был немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

Его род, происходивший из немецкой области – Тюрингии, дал несколько поколений замечательных музыкантов. Много лет Бах был органистом в одной из церквей Лейпцига. Произведения его отличаются народностью, глубиной и силой чувств. Церковники и знать не признавали композиторской гениальности Баха, предпочитали развлекательную музыку, а церковные песнопения и светские концерты композитора звучали как волнующий призыв к борьбе за переустройство жизни. Великий композитор не был понят даже сыновьями, они считали музыку отца устаревшей. Лишь в конце ХVIII и ХIХ веках произведения Баха получили широкое распространение, а их автор признан одним из величайших композиторов мира. (Звучит «Прелюдия»).

Какая глубина!

Какая смелость и

Какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам

Того не знаешь!

А.Пушкин

Очень короткой была жизнь Вольфганга Амадея Моцарта. Но за неполных 36 лет им написано 600 произведений.

С 3 лет он начал импровизировать на клавесине, самоучкой освоил скрипку, а в 4 уже сочинял музыку. Причем записывал в партитуру голоса разных инструментов. Поездки по странам Европы принесли триумфальную славу вундеркинду из Зальцбурга. К 15 годам Моцарт – автор произведений для различных инструментов, но, несмотря на славу, он зависел от архиепископа, так как находился на службе и вынужден был писать музыку для церкви на заказ. Двадцатипятилетний Моцарт уезжает в Вену, где развивается национальная австрийская опера. Дебютировал Моцарт очень удачно – веселая и лирическая опера понравилась венцам, а император Иосиф II оценил ее так: «Слишком хорошо для наших ушей и ужасно много нот!»

В Вене было написано немного, но все его произведения стали шедеврами: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». В последние годы жизни он не был избалован материальным достатком, много писал на заказ. Неоконченным остался и «Реквием», который был заказан человеком в маске. Работая над этим произведением, Моцарт уверял всех, что скоро умрет. Действительно, «Реквием» зазвучал после смерти композитора, в память о нем. Похоронили Моцарта в общей могиле, след которой утерян. (Звучит «Реквием»).

Более двухсот лет прошло с тех пор, как родился великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Именно о нем сказал Моцарт: «Придет время, и о нем заговорит весь мир».

Родился Бетховен в семье бедного придворного музыканта, человека слабой воли, который пропивал вещи из дома, мать была больна туберкулезом. Учился в школе будущий композитор до 11 лет, потом не стало денег, и он стал изучать латынь, французский и итальянский языки самостоятельно. Научился видеть и понимать красоту, но основной чертой осталась замкнутость. Очень любил музыку, в 8 лет выступил с первым концертом. Отец постоянно требовал, чтобы мальчик играл, надеясь со временем, что сын будет получать много денег. Удары сыпались на юные плечи – смерть матери, оспа, тиф, заботы о семье. Учитель Бетховена Нефе называл его «второй Моцарт».

Его «Патетическая соната» вызвала у зрителей слезы. Главная ее цель – показать, что Человек в жизни может все. Эта тема человека и его места в жизни постоянно поднимается в бетховенских произведениях. Он борется с глухотой. Возможно, «Героическая соната» трагична из-за его страшного недуга. Но в то же время он пишет «Лунную сонату» и народные танцы. Теряя слух, Бетховен продолжал создавать великие произведения, гениальным чутьем определяя, как они будут звучать для других.

В ХVII-ХVIII веках при дворе монарха процветала пышная, но официально холодная живопись, где было много сцен из истории Древнего Рима, мифологии, религиозных сюжетов. (Например, картины Пуссена.)

Огромное влияние на живопись этого периода оказала острая борьба буржуазии против дворянства. Вместо галантных сцен на полотнах появились борцы за революцию. Картины писали на классические сюжеты, которые нравились буржуазии, а также стали создавать картины с образами реальных людей из третьего сословия.

Самым выдающимся художником стал Жан Луи Давид. «Клятва Горация» – отец благородного семейства благословляет сыновей на борьбу с врагами республики. Затем появляется картина «Зеленщица» и триумфом его творчества стала картина «Смерть Марата». Эту картину он начал писать спустя два часа после смерти известного революционера – друга народа. Марат изображен в ванне (из-за тяжелой болезни он вынужден был принимать ежедневно серные ванны, которые ослабляли боль), но продолжает работать. Рядом с ванной изображен чурбак, на котором стоит чернильница с пером и письмо. «Вы передайте эту пятифранковую ассигнацию матери пятерых детей, муж которой погиб, защищая Отечество». Здесь же мы видим и письмо убийцы, и ее кинжал. У любого, кто смотрит на эту картину, в душе рождается чувство боли и потери близкого человека.

Автором натюрморта является Жан Батист Шарден. Он изображал фрукты так, что зрители протягивали руки, чтобы взять гроздь винограда или яблоко. Правда, все эти прекрасные работы написаны художником в зрелом возрасте, после 55 лет. Он внимательно всматривается в жизнь третьего сословия и появляются картины «Прачка», «Гувернантка». Главные героини выписаны с такой любовью, что проникаешься к ним теплотой.

А Уильям Хогарт известен не только как певец третьего сословия, но и как живописец, пишущий нравственные картины. Его работы: «Девушка с креветками», «История распутника», «История шлюхи», «Четыре времени суток – современный Лондон».

О его произведениях Чарльз Лем писал: «Произведения Хогарта – настоящие книги… Другие картины мы рассматриваем, его картины мы читаем».

Итак, сегодня мы познакомились с яркими представителями века Просвещения, вы заполнили таблицу. Что вы заметили общего у всех этих деятелей культуры?

Все они писали о народе и для народа. Главными героями в искусстве ХVIII века является простой человек. Просветители считали: чем больше просвещенных людей будет в стране, тем быстрее жизнь станет лучше.

Светлана ЗВЕРЕВА, учитель истории, Тверская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту