Все мы прекрасно понимаем, что проект «Образование» – не что-то оторванное от всех предыдущих действий по модернизации образования, понимаем, что комплексная модернизация образования и системные изменения невозможны без выделения ключевых направлений и их первоочередного развития. Что дает в этом смысле реализация национального проекта в образовании? На что нацелено особое внимание?
Во-первых, это организация воспитательной работы в школе через массовую, достаточно значимую по сравнению с прежней финансовую поддержку классных руководителей. Во-вторых, выявление, развитие, превращение в общесистемный ресурс опыта самой эффективной работы учителей, школ в целом через выделение таким педагогам и школам материальных поощрений. В-третьих, доступ к современным источникам информации через всеобщее подключение к качественному, скоростному интернету школ России.
Вместе с тем и сами формы реализации проекта также являются механизмами ключевых системных, крайне необходимых образованию изменений. Можно сказать, что предоставление общественным институтам возможности реального влиятельного участия в процедурах отбора передовых школ и учителей – огромный шаг на пути превращения школы в общественно открытую, а значит, и общественно значимую систему.
Выделение квот субъектам РФ по строгой математической формуле, учитывающей только количество школьников, причем с двукратным коэффициентом увеличения для сельских школ, одновременно демонстрирует и принцип нормативного финансирования, и особое внимание к необходимости сохранения и развития сельских школ. Это внимание к сельской школе акцентировано и при учете наполняемости класса для определения субсидий регионам на доплату классным руководителям, и при принятии решений по подключению школ к интернету, и при реализации проектов «Школьный автобус» и «Учебное оборудование». А сами критерии и процедура отбора учителей для поощрения могут и должны стать мощным толчком к появлению новых, в большей мере, чем сегодня, мотивирующих на качественный труд систем аттестации педагогов и оплаты их труда.
Понятно, что реализация проекта в рамках федерального бюджета не может и не должна заменить собой повседневную работу регионов по системному развитию образования. Однако именно от того, насколько выбранные в рамках проекта плацдармы будут расширяться, поддерживаться всей системой, насколько продемонстрируют они свою эффективность, зависит дальнейшая возможность предлагать новые ключевые направления. Только четкая, грамотная, согласованная на всех уровнях реализация сегодняшних задач проекта, демонстрация их реальной полезности может служить основой желательного расширения проекта в образовании в следующие годы. Если же в реализации проекта мы столкнемся с чиновничьим волюнтаризмом, субъективизмом, замкнутостью от общества, это обязательно вызовет и недоумение, и непонимание, и обиды как работников образования, так и общества, а значит, сомнение в необходимости, целесообразности таких проектов вообще.
При этом, говоря о согласованности действий на всех уровнях, хочу подчеркнуть, что при разработке федеральных рекомендаций рассматривалось огромное количество самых разных предложений от субъектов РФ. К сожалению, далеко не все, что дает эффект при локальном применении, можно предложить в качестве всеобщих алгоритмов. Не скрою, нам большую помощь оказали Минфин, Минюст, Главное правовое управление Администрации Президента РФ и другие структуры, которые очень значимо откорректировали все наши проекты, дабы сделать их работающими при любых условиях и охраняющими права учителей.
Таким образом, конечный вариант проекта представляет собой результат согласования и всех желаний развития системы образования, и всех объективных финансово-юридических ограничений. Конечно, «каждый из нас все предложил бы лучше», но поскольку у всех этих документов уже давно нет физических авторов (слова – народные!), то не нужно тратить время на споры лучше работать в режиме проверки предлагаемых алгоритмов на реализуемость и при необходимости их корректировать. Успешной реализацию национального проекта можно будет считать только в том случае, если уже в ближайшие годы все наше образование будет характеризоваться массовым активным и влиятельным участием общества и как следствие – станет важнейшим ресурсом в консолидации российского общества. Этому должны способствовать грамотное, дифференцированное нормативное финансирование, объективные и стимулирующие качество системы аттестации и оплаты труда педагогов, новый уровень организации воспитательной работы в школе, тщательно продуманная оптимизация и концентрация ресурсов, в том числе обеспечивающих развитие образования в сельской местности, широчайший доступ к современным информационным технологиям всех учителей и школьников, появление широкого (несколько тысяч школ и десятков тысяч учителей) круга общепризнанных (не самопровозглашенных) лидеров профессионального сообщества, мнение которых будет влиятельным и для их коллег, и для ученых (авторов программ, учебников), и для руководителей системы.
Некоторые субъекты РФ эти задачи уже начали реализовывать в предыдущие годы и добились значительных успехов. В то же время для большого числа субъектов РФ такие задачи национального проекта становятся толчком для большого шага вперед. Но чтобы эти долгосрочные результаты стали возможными, нужно реализовать первоочередные управленческие задачи проекта.
Комментарии