Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Толерантность в мегаполисе. Включение интеркультурного компонента в образовательный процесс

УГ - Москва, №19 от 10 мая 2016. Читать номер
Автор:

В условиях мультикультурного образовательного пространства становится чрезвычайно актуальным развитие у детей толерантности, предполагающей уважение к точке зрения другого, доброжелательное отношение и интерес к другой культуре и вместе с тем нахождение цивилизованных способов выражения своего несогласия, нахождения компромиссов. Необходима разработка модели функционирования дошкольного образовательного учреждения, которая основана на принципах интеркультурной педагогики и направлена на обеспечение полноценного развития детей дошкольного возраста с учетом их культурной самобытности, на создание условий для комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме.

Рабочей группой педагогов дошкольного отделения школы №1150 была разработана программа по образовательной области «Познавательное развитие» (ФГОС ДО) «Толерантность в мегаполисе». Ориентирована программа на старший дошкольный возраст. В своей работе педагогический коллектив ориентировался на содержательный опыт Москвы по интеграции детей дошкольного возраста в многонациональный столичный социум, на нормативно-правовые документы в данном направлении и на результаты исследований, которые проводились и проводятся педагогической наукой и практикой.В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (статья 30). Известно, что интеграция личности происходит сначала в ближайшую, затем в общероссийскую и, наконец, в мировую культуру путем изучения духовно-нравственных основ семейной жизни, культуры своего народа, региона (родного села, города, района, области, края), России в целом и сообщества жителей Земли.В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», в частности в п. 1.4, сказано, что в своей работе дошкольное учреждение опирается на такие основные принципы, как:3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.5. Сотрудничество организации с семьей.6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.Федеральный государственный стандарт по дошкольному образованию послужил основой для создания программы дошкольного отделения школы №1150 «Толерантность в мегаполисе».Цель программы «Толерантность в мегаполисе» – формирование интереса к культуре и традициям других народов, уважительного отношения к национально обусловленным различиям людей во внешнем виде, поведении, произношении. Задачи: – формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; – развитие творческих способностей и познавательной активности детей; – содействие расширению представлений.Усвоенное в детстве оказывается психологически близким человеку всю его жизнь. Понимание того, что есть люди, которые говорят на другом языке, живут по иному годовому циклу праздников, иначе одеваются, встречают гостей и веселятся, составляет значительный этап в расширении мировоззрения ребенка, становится почвой для восприятия людей иной культуры.Направления работы в данном контексте следующие:1. Формирование компетентной позиции педагога в освоении интеркультурного подхода в образовании дошкольников.2. Организация взаимодействия и разработка наиболее эффективных форм сотрудничества дошкольного учреждения с многонациональными семьями воспитанников.3. Включение интеркультурного компонента в базисное содержание занятий с детьми с целью обогащения их общего развития.Важно, чтобы дети с раннего возраста приучались интересоваться культурой соседей с пониманием, могли спокойно и адекватно относиться к национально обусловленным различиям во внешнем виде, поведении, произношении. В работе по интеркультурному воспитанию дошкольников важнейшая роль принадлежит педагогу. От того, насколько сам педагог заинтересован в проведении этой работы, будет прежде всего зависеть результат – удастся ли воспитать у детей заинтересованное, уважительное и доброжелательное отношение к людям разных национальностей. Как показывает опыт, этого можно достичь, если воспитатели знают о культуре детей, посещающих дошкольное учреждение, знакомят детей с особенностями жизни народов России и мира.Какие формы работы с кадрами станут для методической службы дошкольного учреждения наиболее значимыми?К традиционным формам можно отнести анкетирование, консультирование, проведение семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр, организацию просмотра и обсуждения видеоматериалов, совместный анализ методических материалов по интеркультурному воспитанию и другие.Следует также использовать и инновационные формы работы с педагогами. К ним относятся организация ролевых игр и тренингов, презентация содержания собственной педагогической практики, а также различные интересные психолого-педагогические технологии, например разработка мыслительной карты. Мыслительная карта – это наглядная схема развернутых предметно-ассоциативных связей с детальным описанием каждого компонента содержания изучаемого объекта. Алгоритм ее построения следующий: 1) определение общего содержания данного контекста, его важность и значимость; 2) постановка целей и задач развития; 3) развертывание содержания с переходом от целостного образа к конкретной информации; 4) выбор форм работы с детьми; 5) определение итогового мероприятия по данной теме.Изменившиеся функции воспитателя состоят в том, чтобы помогать детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества – толерантности, ответственности и уважения прав других; в поощрении развития знаний, умений и взглядов, адекватных будущему участию в жизни школы, в работе, семье и обществе; в подготовке ребенка к преодолению преград, поиску решения любой задачи; в развитии когнитивных и коммуникативных способностей.Особое внимание в работе необходимо уделять организации взаимодействия и разработке наиболее эффективных форм сотрудничества дошкольного учреждения с многонациональными семьями воспитанников. Хотелось бы отметить, что родители разных национальностей готовы активно общаться, взаимодействовать и сотрудничать не только с педагогами, но и друг с другом.Во взаимодействии с семьей основными направлениями стали:- создание различных коллекций, тематических выставок;- проведение совместных игр и занятий;- проектная деятельность;- целевые экскурсии;- посещение выставок, музеев, театров;- совместные викторины, досуги и развлечения;- создание театральной костюмерной;- мастер-классы с участием родителей;- встречи с интересными людьми;- совместные психолого-педагогические акции;- участие в конкурсах, фестивалях и др.Работа по интеркультурному воспитанию дошкольников должна быть органично включена в общую образовательную работу с детьми, что позволит решать задачи всех направлений развития ребенка – познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического и художественно-эстетического на интересном и запоминающемся материале.Формы организации с детьми:В ходе режимных моментов – беседа; рассматривание иллюстраций и сюжетных картин о жизни народа, архитектуре, одежде, предметах быта; игра; игровое упражнение; решение проблемной ситуации; обсуждение произведений литературы; ознакомление с трудом взрослых; проектная исследовательская деятельность; самостоятельная художественная деятельность.В процессе организации педагогом различных видов детской деятельности – занятия: рисование, лепка, аппликация, конструирование, развитие речи, чтение художественной литературы; ознакомление с окружающим и социальной действительностью; музыкальные и спортивные игры; изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр; рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций; рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; опыты и экспериментирование (исследовательская деятельность); игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые); тематические досуги; создание коллекций; выставки детских плакатов, работ; театральные постановки; образовательные квесты.Рассмотрим более подробно разработку содержания познавательного проекта по интеркультурному воспитанию.1. Определение педагогами темы – ориентир на ребенка, посещающего дошкольное учреждение – «Знакомство с традициями и культурой Узбекистана». Возраст 5-7 лет. Изучение педагогами общего содержания по теме, анализ видео и фотоматериалов, материалов из интернет-ресурсов, библиотечного фонда и т. д., адаптация данного содержания для детей дошкольного возраста.2. Разработка мыслительной карты: определение целей и задач, временных рамок проведения, содержания, форм работы с детьми и родителями, создание итогового продукта.3. Создание мини-музея или тематической выставки по выбранной теме, а также экспериментального уголка, выставки художественной литературы, дидактического материала.4. Реализация выбранного содержания через различные формы работы с детьми в ходе режимных моментов и в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности.5. Включение новых сюжетов в игры воспитанников (подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские).6. Пополнение предметно-пространственной образовательной среды атрибутами, игровым оборудованием, дидактическим материалом в соответствии с темой проекта.7. Активное взаимодействие с родителями воспитанников (поддержка родительской инициативы), привлечение к реализации проекта. Проведение досуга (тематического вечера, праздника) по выбранной теме с участием многонациональных семей.8. Анализ проведенной работы, разработка итогового продукта (конкретное описание проекта с включением конспектов занятий, описания игр, бесед, экскурсий, праздника с предоставлением фотоматериалов).Мы уверены, что проведение таких познавательных проектов на базе дошкольного учреждения помогает не только детям и их родителям, но и педагогам лучше узнать о культуре людей разных национальностей, проживающих в таком многонациональном мегаполисе, как Москва; позволяет накопить опыт доброжелательного и уважительного общения с представителями разных народов, сделать свою жизнь богаче благодаря знакомству с интересными и увлекательными традициями разных культур.Результат проведенной работы в соответствии с целевыми ориентирами  ФГОС ДО:- у дошкольников сформированы первичные представления о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут;- у детей развит интерес к культуре и традициям других народов; – у детей сформировано уважительное отношение к национально обусловленным различиям людей во внешнем виде, поведении, произношении. Наталья ГУРЕЦКАЯ, заместитель директора школы №1150 имени Героя Советского Союза Константина Рокоссовского;Ольга СЕРГИЕНКО, старший воспитатель


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту