search
main
0

Толерантность начинается с взаимообогащения культур. Хазрет СОВМЕН, президент Республики Адыгея

Президент Республики Адыгея, доктор технических наук Хазрет Меджидович СОВМЕН родился в ауле Афипсип Теучежского района. Его судьба удивительна: более 35 лет своей жизни он проработал в районах Крайнего Севера – на Чукотке, Колыме, островах Северного Ледовитого океана, в Красноярском крае. Выпускник Санкт-Петербургского инженерно-строительного института Хазрет Совмен основал одну из крупнейших в мире и не имеющую аналогов по производственно-технологическим характеристикам золотодобывающую компанию «Полюс». Он был первым, кто внедрил в России уникальную биотехнологию извлечения золота из упорных золотомышьяковых руд. В феврале 1999 года Хазрет Меджидович решением межведомственной комиссии при Санкт-Петербургском горном институте был объявлен победителем конкурса руководителей предприятий минерально-сырьевого комплекса страны, в декабре 2000 года и в декабре 2001 года по итогам ежегодных конкурсов среди предприятий цветной металлургии «Лучшие российские предприятия» компания «Полюс» была признана победителем в номинации «За наиболее высокую финансовую эффективность». В январе 2000 года Президент РФ Владимир Путин направил Хазрету Совмену личную благодарность за эффективную работу, умение инициативно действовать в непростых условиях, за помощь стране в пополнении казны. За огромный вклад во все сферы жизнедеятельности российского общества Хазрет Совмен награжден многими государственными наградами, в том числе медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степени. В январе 2002 года Хазрет Меджидович Совмен был избран Президентом Республики Адыгея. Он пошел во власть не потому, что хотел благ для себя – уже добившись больших успехов в жизни, вполне мог почивать на лаврах, но взял на себя труд быть полезным людям, работать ради них и делать их успешными.

– Хазрет Меджидович, как известно, Президент РФ Владимир Владимирович Путин предложил реализовать несколько приоритетных национальных проектов, один из них – Национальный проект «Образование». Как вы относитесь к этому проекту?

– Мне близки эти предложения Владимира Владимировича, хотя я понимаю: реализация таких проектов потребует от регионов и своих значительных финансовых вложений. Я – принципиальный сторонник поддержки образования, поскольку с образования начинается экономика, следовательно, благосостояние регионов, в целом страны.

– Однако нельзя не заметить, что при всей масштабности проекта всех проблем системы образования он не решит.

– А он и не должен решать все проблемы, он должен помочь выработать принципиальный подход к их решению. Вот что главное. Доплаты классным руководителям (у нас в республике их 2792) в тысячу рублей помогут по-новому взглянуть на организацию воспитательной работы в школах, на роль классного руководителя, оценить его способности работать с детьми в новых условиях. Выбор лучших учителей – их будет в Адыгее 37 – и инновационных школ, а нам предстоит отобрать 11 учреждений, заставит выработать критерии оценки работы и вызовет желание у тех, кто пока не отмечен премией, работать лучше, качественнее. Интернетизация школ должна дать учебным заведениям вход в информационное пространство, и то, что государство стремится помочь тем, кто до сего времени не имел средств на подключение к интернету, тем бедным регионам, у которых в прежние годы не хватало средств на это, на оплату работы с интернетом, не может не вызвать одобрения. В рамках этого направления поступят федеральные субсидии. Сейчас идет мониторинг использования ранее полученной компьютерной техники. Мы работаем в этом году по проекту «Компьютеризация городских и поселковых школ» вместе с Минобрнауки РФ, в республиканском бюджете на это заложены 2,5 миллиона рублей. Поддерживаю я и идею поставки в рамках национального проекта учебного оборудования. Мы сами запланировали в бюджете 2006 года 1,5 миллиона рублей на оснащение школ спортивным оборудованием, 500 тысяч на закупку школьной мебели, а мультимедийные проекторы и электронные продукты к ним по физике и химии на миллион рублей в общеобразовательные школы республики уже поставлены.

– В Адыгее всегда была на высоком уровне организация работы с одаренными детьми. Этот уровень сегодня поддерживается?

– Во-первых, по программам повышенного уровня обучения работают три гимназии и три лицея. Во-вторых, есть уникальное учреждение дополнительного образования детей «Республиканская естественно-математическая школа при Адыгейском госуниверситете», учрежденная университетом вместе с Министерством образования и науки РА. В-третьих, в республике вот уже 12 лет весьма плодотворно работает Малая академия учащихся Адыгеи, которая приобщает их к научно-исследовательской деятельности. Сегодня она объединена с РЕМШ при АГУ. В-четвертых, в республике все больше и больше развивается олимпиадное движение.

– Хазрет Меджидович, вы были инициатором внесения поправок в Закон «Об образовании» в части изучения в школах республики адыгейского языка как государственного. Для вас это важно?

– Да, я считаю это очень важным, потому что язык – проявление духа народа, носитель его духовных ценностей, традиций. С уважительного отношения к родному языку начинается уважение к народу, к республике, к Родине. Теперь школьники-адыги обязательно изучают родной язык, и я доволен, что система образования выстраивает курсы с учетом опыта преподавания национальных языков в соседних республиках. Теперь в республиканском законе записано: «Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях изучаются русский и адыгейский языки как государственные языки Республики Адыгея». В прошлом году адыгейский язык изучали в 135 общеобразовательных школах почти 29 тысяч школьников. Но что интересно, половина из этих ребят – русскоязычные, которые делают это на добровольной основе.

– Скажите, а соблюдаются ли права на изучение родного языка для представителей других национальностей?

– Конечно, ведь по закону «О языках народов Республики Адыгея» система образования должна создавать благоприятные условия для изучения греческого, армянского и татарского языков. Например, в Майкопском районе в двух школах – 14-й и 20-й – 140 учеников изучают армянский язык, в воскресной школе Майкопа – татарский язык, а в гавердовской школе №18 помимо греческого языка изучается еще и греческая культура.

– Вы – сторонник создания современной модели национальной школы?

– Разумеется, если мы хотим сохранить народные литературу, историю, культуру, то должны начинать это дело, конечно, со школы. В Адыгее сеть национальных школ – всего их 39 – довольно стабильна. В России всегда заботились о том, чтобы школа обогащала общечеловеческую культуру культурой национальной. Сегодня много говорится о том, что народы должны строить свои взаимоотношения на основе толерантности. Но толерантность начинается с взаимодействия и взаимообогащения культур. Школа занимается трудным делом социализации детей, но благодаря этому они могут и должны развивать, приумножать и пропагандировать достижения национальных культур.

– Несколько лет назад журналисты «Учительской газеты» приезжали в Адыгею и изучали ее систему образования. Тогда официальная позиция Министерства образования РФ была такой: школа не должна заниматься воспитанием. Однако в адыгейских школах детей воспитывали, и, судя по всему, в республике есть своя система воспитания, основанная на национальных традициях. Так ли это?

– Это так. Сегодня много говорят о воспитании, но, как мне кажется, не очень часто обращаются к педагогике воспитания, которая была всегда свойственна народам Кавказа, потому что опиралась как на многонациональные традиции народов, так и на традиции каждого народа. В Республике Адыгея изучался в школах с первого по восьмой класс адыгейский этикет, но сегодня мы говорим о том, что программа преподавания должна быть пересмотрена и дополнена. Этикет будут изучать и в 9-х классах.

– Вы были инициатором объявления конкурса на лучший учебник по адыгейскому этикету – адыгэ хабзэ и назначения премии для победителей в 1 миллион рублей, причем она будет выплачена из ваших личных средств. Вас не устраивают нынешние учебники?

– Да, я предложил провести конкурс, выступая в Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований, и сотрудники института поддержали это предложение. Адыгэ хабзэ вобрал в себя всю народную мудрость, традиции, обычаи. Это и народная философия, и свод правил, который поможет юным обрести нравственную одухотворенность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте