Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Точно в цель

Важнее методик и технологии только личность учителя
Учительская газета, №22 от 23 января 2021. Читать номер
Автор:

Татьяна Викторовна ПРОНОВИЧ, учитель года-2018, – пример человека, которого профессия нашла сама. Почетный работник общего образования РФ, лауреат премий президента и губернатора, классный руководитель, руководитель методического объединения учителей биологии и педагогической лаборатории города Братска, она попала в школу случайно. Но не случайно задержалась в ней на 28 лет…

Учитель – ученик. Важнее всего душевный контакт

Татьяна Пронович, учитель биологии братской школы №32, не собиралась быть педагогом: в начале 90‑х, окончив биолого-почвенный факультет Иркутского государственного университета, она выбрала микробиологию. Защитила диплом по детскому и диетическому питанию с бифидобактериями, планировала заниматься микробиологией. Но в 90‑е годы заняться наукой было трудно, поэтому пошла работать в школу учителем биологии. Думала, на время, оказалось – навсегда.
– Я поняла, что случайностей не бывает, – признается Татьяна Викторовна. – Захотелось расти вместе со своими учениками, открывать им просторы мироздания, помогать обретать уверенность в завтрашнем дне, дав им в руки самое важное орудие – умение добывать знания, отыскивать истину и воспринимать препятствия на пути как возможность попробовать свои силы и подняться как можно выше.
Первый урок Татьяна Пронович готовила, волнуясь, призвав на помощь весь университетский курс зоологии позвоночных. Увы, пламенная речь не удержала внимания семиклашек и была прервана бесцеремонным вопросом: «А зачем скелет окуню?» Пока она пыталась осознать свой провал, кто-то за нее ответил: «Чтобы не развалился!» Теперь смеется: и ведь не ошибся в определении значения системы опоры и движения… Тогда и задумалась, насколько детям нужны фундаментальные знания биологии. Может быть, гораздо важнее, что ее повзрослевшие выпускники смогут рассуждать, как прекрасен живой мир, как бесценно здоровье их и их близких, как важно понимать себя частью планеты?
Татьяна Викторовна умеет ставить себя на место другого человека, а потому уроки готовит так, как хотела бы их видеть она, школьница. Поэтому в первую очередь уроки должны быть интересны ей самой. Может, потому и не чувствует эмоционального выгорания, и не жалуется на новые поколения, что вся ее работа – творчество. Она не информатор – учитель, который дает детям возможность искать и обретать знания. Одной из первых в области стала использовать проектную практику: на каждом уроке биологии ее ученики разрабатывают собственные, уникальные проекты. Однажды предложила своим шестиклас­сникам найти информацию о редких животных. Одна группа с увлечением принялась рассказывать о сумчатых макаках с красочными иллюстрациями и подробностями. Татьяна Викторовна, понимая, что сумчатых приматов нет, изучила вдоль и поперек все справочники и только на следующий день под хохот класса поняла – разыграли, было первое апреля. Проигрыш обернула в свою пользу – к ее задачам добавилась цель научить детей отделять зерна от плевел. Им, выросшим в условиях избытка информации, научиться находить истину можно только вместе с учителем. Когда-то, зачитываясь «Отчаянной осенью» Галины Щербаковой, она торопливо пролистывала описание совещаний в учительской. Теперь снова и снова перечитывает слова старенькой директрисы: «Любой из этих уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать… Ничего не надо в себе ломать, не надо искать в помощь костыли и инструкции, надо просто следовать самому себе».
– Наша учительская активность должна уступить активности наших учеников, а мы должны создать среду для их познания, творчества и роста, – считает Татьяна Викторовна. – Не довлеть, авторитарно подталкивая к знаниям, а давать в руки инструменты для их самостоятельной «добычи». Мне важно научить своих учеников работать осознанно, самостоятельно, уметь сотрудничать и общаться. И для них я рука помощи, которая приведет к их собственным открытиям.
Профессиональное кредо Татьяны Пронович – «Делать хорошо или не делать вовсе. Принимать людей такими, какие есть. Любить каждый день, каким бы он ни был. Быть, а не казаться». Будучи личностью интересной и интересующейся многим, она не прилагала особенных усилий, чтобы «заставить» детей уважать себя. Разве что однажды, когда 10‑й «А» класс почти в полном составе прогулял урок биологии в школьном тире – увлеклись стрельбой. На перемене Татьяна Викторовна спустилась в тир, молча взяла оружие из рук одного из мальчишек и под насмешливыми взглядами выбила сплошь «девятки» и «десятки». Произошла немая сцена, как в «Ревизоре». А на следующий урок все пришли с выполненным домашним заданием, с цветами и извинениями. Татьяна Пронович обладатель диплома первой степени по стрельбе среди женщин-педагогов.
– Кто такой идеальный учитель? – спрашивает она себя и сама отвечает: – Для администрации это тот, кто вовремя сдает отчеты, посещает все совещания, безропотно и вовремя проходит курсовую подготовку, выполняет все указания. У такого учителя порядок и тишина на уроках, и работает он с командой выдающихся учеников, и результаты дает. В наши дни так много всего, что срочно должен учитель, – планы, отчеты. И некогда или незачем такому учителю остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, он учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут… Недолго, правда. Потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще. Ему, этому ждущему и с горящими глазами, кого с опаской относят к современному поколению, нужен другой учитель. И идеальный ли? Я помню безумно любимый мой 11‑й «А», единственный класс в параллели, шумный и глубокий, способный зажечь всю школу от первых до последних классов своими идеями. Мы обещали друг другу не рыдать в день Последнего звонка, но потом, размазывая слезы по щекам и листочкам в клеточку, писали «нам, будущим» свои мысли. «Дорогие учителя! Вы нужны нам для того, чтобы о школе остались светлые воспоминания». Значит, важны в первую очередь не методики, учебники и программы, а учитель, личность.
Ей повезло с учителями – наставниками, коллегами: Тамара Сергеевна Шустова, учитель географии, завуч, отдавшая школе 40 лет, Татьяна Владимировна Ефимова, замечательный учитель биологии, с которой она проработала в одном кабинете много лет… Многому научилась у них и, несмотря на то что не в первый раз принимает участие в конкурсе профмастерства, считает, что соперничество нужно в первую очередь с самим собой. Причем те же принципы, которыми руководствуется сама, применяет и к детям. Когда 12 лет назад в составе команды педагогов школы участвовала в эксперименте по безотметочному поведению, была потрясена, что бесстрашнее всех в него кинулись ребята. Они ринулись формулировать критерии оценивания, которые педагоги вывели вместе с ними. Для них важна возможность самому, и только самому, оценивать свои результаты. Татьяне Викторовне нравилось наблюдать, как от урока к уроку крепла уверенность в собственных силах тех, для кого прежде выход к доске был сродни подвигу. Иногда она намеренно ошибалась и лес рук со словами «Татьяна Викторовна, вы ошиблись» был для нее наградой.
– Ошибаться может любой, и дети должны об этом знать, – говорит педагог. – Как уверяют китайские мудрецы, ошибки – это знаки препинания, без которых жизнь теряет смысл. От себя добавлю – и позволяют сделать новый шаг. Я уверена, что умение оценивать себя, свои шаги на каждом этапе достижения цели – очень важная сторона каждого, кто вышел из моего класса.
Ее уроки бьют в цель: ученики неизменно становятся участниками и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии. Многие сдают биологию на ЕГЭ, поступают в вузы, выбирая медицинские, экологические, биологические специальности. Но кроме уроков биологии она считает важными уроки жизни. Двадцать шесть пар распахнутых, влажных от слез глаз. Тему классного часа девятиклассники выбрали сами: «Как воспитать подвиг». Они рассказывали о том, что считают подвигом, – о героических строителях Братской ГЭС, о великом Януше Корчаке, о пожертвовавшем собой ради Родины Александре Матросове, о преодолевающем себя слепом резчике по дереву…
– После этого классного часа мы еще долго сидели и рассуждали о том, что подвиг – это всегда выбор, – вспоминает педагог. – Но всегда – в пользу кого-то. Ребята спорили, соглашались, снова спорили, а я ловила себя на мысли, что для учителя важно признать уникальность жизненного опыта своих учеников, опыта как источника в познании действительности, как утверждения своей жизненной гражданской позиции.
Татьяна Пронович не мечтает, что каждый из ее учеников станет биологом: миру нужны и музыканты, и спортсмены, и художники. Главное – не коснеть и не стать однообразным, считает она. Себе Татьяна Викторовна этого не позволяет – она входит в число экспертов по аттестации педагогических работников Иркутской области, руководит группой по проверке олимпиадных заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, является экспертом на городских научно-практических конференциях по программе «Шаг в будущее». Конкурс «Учитель года», по словам педагога, помог расти дальше:

– Через какое-то время тебе уже мало своего кабинета, мало своей школы и города. Хотелось увидеть что-то новое, понять, чем дышат коллеги, показать свои достижения. Теперь я убедилась, что настоящий учитель видит в каждом ученике личность, радуется его успехам, создает вместе с ним будущее. Организатор, лидер, собеседник, ищущий, сомневающийся, жаждущий знаний не меньше своих учеников, побуждающий к активным действиям, мотивирующий к более высоким достижениям и росту.
Иркутская область

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt