Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Точка зрения. Захлебнулись волной СМИ

Учительская газета, №5 от 7 февраля 2006. Читать номер
Автор:

Аббревиатура СМИ сейчас известна всем и каждому. Однако многие даже не представляют ее настоящего значения. Радио, телевидение, газетные издания, журналы – это все воспринимается как должное, как «жевательная резинка» для мозгов, как способ убить избыток свободного времени. О доверии и отношении к СМИ как источнику помощи говорить сейчас неактуально. А актуально ли говорить о будущем СМИ вообще?

Средства массовой информации – это и производство, и распространение массовых информационных потоков. Именно они непосредственно участвуют в формировании массового сознания, в приеме и оперативном распространении сведений, в своевременной выработке и предложении возможных выходов из кризисных ситуаций. Они оказывают поддержку людям, создают необходимый уровень межгрупповых контактов, поднимают жизненный тонус общества.

Однако информация преподается людям не только в виде информационных потоков, оформленных и тщательно процеженных от слухов и субъективных мнений, но и просто выливается беспорядочным дождем. Конечно, так было всегда: передача информации в устной форме никогда не обходилась без нередко существенного ее изменения, чье-то мнение оформлялось в неопровержимую истину. Но никогда такого разгула «грязной» информации, информации «с примесями» не существовало на страницах журналов, газет. Не было интернета, где на любом сайте новостей можно подивиться размаху фантазии «журналистов без образования». На смену жесткой цензуре пришел полный разгул, беспредел, разрушительная свобода. Тирания сменилась демократией, а потом и анархией.

Жизнь движется по спирали, развиваясь, становясь информационно и технически богаче, но она периодически повторяется. Чем дальше маятник жизни отклонился в сторону самосуда и свободы, тем сильнее загонят ее в рамки норм. Если ситуация с «желтизной» прессы, «покупаемостью» издательств, нарушениями работников СМИ морального кодекса будет продолжать усугубляться, не останется ничего больше, как сократить больше половины «работников информационной сферы», просто выбросить их на улицу с никому не нужным профильным образованием (или вообще без него?), закрыть издательства, организации, программы, каналы, радиостанции. Стоит ли в этом случае говорить о «детской» журналистике, о школьных газетах и видеостудиях, о городских, краевых, международных конкурсах? Ответ очевиден.

Чтобы такого не произошло, меры нужно принимать уже сейчас. Нужно сделать журналистов замкнутым «сословием», сократить число «вольнонаемных» журналистов-физиков, астрономов, инженеров в газетах и журналах. Не зря же 5 лет в университетах студенты изучают историю развития отечественных и зарубежных средств массовой информации, чтобы научиться тому, что было оставлено в наследство прошлыми поколениями, и не повторять уже совершенных ошибок. Не зря читаются лекции и сдаются экзамены по социологии и психологии журналистики, правовому и этическому регулированию СМИ. Очень важно иметь эти знания за плечами, чтобы не слышать от окружающих, что журналистика – это грязь и сплетни, чтобы не натыкаться на бетонную стену молчания, когда нужно получить важные для людей сведения.

И только когда вы, взрослые, решите эту проблему, когда правда станет для вас важнее денег, мы – дети, ученики, корреспонденты, главные редакторы, репортеры наших школьных студий и редакций – сможем представить себе модели СМИ будущего.

Ведь все-таки каждый юный журналист мечтает об обществе, где творческие порывы найдут поддержку и опору, где от него будут требовать не умения что-либо делать, а желания научиться этому. Такие организации должны быть и на уровне школ, и на городском уровне. Это почва, на которой вырастают будущие журналисты, ведущие теле- и радиопрограмм и просто интересные люди, способные увидеть в обычном мире что-то уникальное.

Представители СМИ будущего никогда не должны забывать их творческое детство, где все строится на взаимовыручке и понимании, на желании смотреть и замечать, слушать и слышать. Для нас творчество – игра, соревнование, где главное – участие, а не победа. Для вас, взрослых, – работа, жесткая конкуренция, строгие рамки и сроки. Забудьте на секунду о своем возрасте и солидном положении, почувствуйте, как в глубине души шевельнется детство с его неисполнимыми светлыми мечтами о мире во всем мире, о красоте, честности и счастье.

И работники СМИ должны быть именно такими: объективными, дарящими людям яркую и правдивую информацию о счастье. Тогда сама собой получится идеальная редакция: честные статьи, заметки, цифры и факты, подборки новостей, читаемые тысячами людей; благодарная улыбка главного редактора, довольного своими подчиненными; дружеская атмосфера, взаимопомощь. Никогда не будут произнесены слова «я устал, я ухожу», никто не скажет, что журналистика – это грязь, никем больше не будет написана статья под названием «Захлебнулись волной СМИ»…

Ирина ЛИПИНА, ученица лицея «Гармония»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту