В двигателях внутреннего сгорания такая система служит для того, чтобы поджигать горючую смесь в момент сжатия. Свеча зажигания дает искру, горючая смесь в цилиндре взрывается и толкает поршень. Происходит рабочий ход, благодаря которому машина едет. Если зажигание не срабатывает, мотор не заводится. И вместо того чтобы на машине ехать, ее толкают. Если, начиная урок, мы не можем с помощью подобной «системы зажигания» включить активность ребят, нам приходится тащить урок на себе, преодолевая их пассивность и сопротивление. А если удается поджечь их активность, урок сразу набирает мажорный темпоритм. Работа становится живой, интересной, продуктивной. Урок пролетает незаметно, на одном дыхании. «Машина» урока движется за счет творческой энергии самих ребят. Дети на таком уроке не томятся, не устают. Да и учитель себя не изнуряет. Для него такая работа, как и для учеников, – одно удовольствие.
В любую методическую схему урока, после вышеупомянутых психологических деталей, таких как настрой, концентрация, присоединение и т.д., непременно нужно включить механизм психологического «зажигания».
Что может стать искрой, воспламеняющей творческую энергию ребят?! Интрига, парадокс, неожиданность, азартное условие игры, старт соревнования… Наверное, не стоит исключать и такие приемы, как «удар кнутом» типа: «Завтра решающая контрольная». Можно и вкусный пряник: «Победители поедут в Париж!»
Но самая мощная и безотказная «система зажигания» – это коллективная творческая работа.
Коллективный способ работы диаметрально противоположен нашему привычному, фронтальному способу.
На традиционном уроке ребята сидят в рядах, в затылок. Мизансцена выстроена так, чтобы каждый ученик видел не соседа справа, слева, спереди или сзади, а главное – руководящее лицо. Учителя. Принцип «разделяй и властвуй».
При такой методе главная для нас помеха – общение учеников между собой. Но тут и разделительная мизансцена не помогает. Их патологическая тяга друг к другу на уроке – сущий бич для учителя. Они толкают, пинают, дергают, бросают, передают, отбирают, переговариваются, подсказывают, перешептываются, меняются, договариваются, дразнятся и даже дерутся. Пока их держишь громким голосом и строгим взглядом, еще ничего. Но стоит нам отвернуться к доске, как тут же за нашей спиной начинается шум, движение… начинается жизнь, общение.
Единственное спасение от этой напасти – занять всех делом. Всех сразу. При фронтальном способе это обычно одновременная индивидуальная работа, которая для многих ребят скучна и быстро надоедает. К тому же разнобой в скорости выполнения заданий все равно приводит к занятости одних и бездействию других.
Именно от их безделья все наши беды на уроке. «Занять всех детей делом» – фраза для нас магическая. Легко сказать. Как сделать так, чтобы они все время, каждую минуту были при деле?! Притом, что мы стараемся все сделать за них сами. Ведь когда мы говорим (а говорим мы много) или мучаем кого-то из них у доски, или разбираемся с кем-то, в это время они как раз и остаются без дела. (Если не брать в расчет наше заблуждение, что, когда мы говорим, они заняты тем, что нас слушают. Как бы не так. Наши разговоры их мало занимают).
А поскольку ребенок не может сидеть без дела, он тут же находит себе «дело» по своему усмотрению. И его активность устремляется на вовлечение в свое «дело» компаньонов. Ему одному скучно. Когда один-два таких энтузиаста затевают на уроке самодеятельность, учителю становится тяжко.
Два главных ребячьих качества – неуемная тяга к общению со сверстниками и неспособность сидеть без дела – представляют собой ту самую горючую смесь, которую нам стоит поджигать в нужное время. Использовать, как говорится, атомную энергию в мирных педагогических целях.
Правда, поджигая, нужно уметь вовремя и погасить. Как мы знаем, неуправляемые термоядерные реакции опасны. И чем мощнее наше «оружие», тем более грамотно с ним надо обращаться. Вот тут и требуется профессионализм учителя-режиссера, его умение управлять процессом.
Итак, нужно не сдерживать общение ребят, не мешать, не запрещать, а способствовать, вовлекать и… организовывать. Пусть займутся своим любимым делом, пусть общаются. Но! Только на ту тему, которая запланирована на уроке. Выигрывают все.
Общение есть самый совершенный механизм психологического разогрева, способа мажорного оживления ситуации в аудитории. И не только с детьми.
Окончание. Начало на стр. 1
Представим себе начало семинарского занятия со взрослыми, например с учителями. Напряженная, сковывающая тишина вначале. И вдруг ведущий обращается ко всем. Давайте, говорит, для начала сделаем так: пусть каждый поприветствует соседа справа и соседа слева и выскажет им приятные пожелания… Оживление, улыбки, смех, приветствия, шутки… За считанные секунды напряжение снято. Эмоциональная атмосфера мгновенно теплеет. Раскованные и доброжелательные люди готовы к дальнейшему взаимодействию.
Некоторые учителя избегают таких интерактивных приемов. Боятся, что общение учеников может превратиться в неуправляемый беспорядок, который потом трудно остановить. Действительно, в этом случае нужна режиссерская хватка.
Важно заранее продумать, предъявить ребятам и принять как закон «правила игры» коллективной работы. Закон может быть игровым по форме, но жестким по регламенту.
Особенно хорошо нужно продумать количество групп, на которые разбивается класс, количество участников в каждой группе, состав групп, способ их формирования.
Четкого регламента требуют время раундов работы по каждому заданию, продолжительность и форма презентации результатов коллективного труда каждой группы.
Представляется важным то, что коллективная работа в группах не должна быть слишком продолжительной. Весь урок опасно превращать в сплошное общение.
Здесь требуется оговорка. Мы не говорим о коллективных способах обучения (КСО), в которых детально разработаны методики, с помощью которых можно провести не только весь урок, но и весь курс в интерактивной форме. Это особая статья.
В данном случае речь идет об эффективности психолого-педагогического приема на любом уроке, в любой методической схеме. Способ хорош именно как «зажигание» активности ребят. Его запала должно хватить и на менее интересную, но необходимую на уроке работу. Лучше всего этот прием применять в сочетании с другими организационными формами. Например, продуктивной и психологически динамичной может быть схема, в которой чередуются: индивидуальная работа (завязка действия), затем работа в парах (развитие), затем работа в группах (кульминация) и завершение вновь индивидуальное (финал). Здесь мы вводим такое важное для нашего «конструктора» понятие, как психологическая архитектоника. Об этой архитектонике, как о графике эмоционально-психологической напряженности в классе в течение всего занятия, нужно не забывать при подготовке любого урока.
Заметим, что самая мажорная кульминационная часть занятия приходится на работу в малых группах – на коллективное общение по заданной теме. При этом лучше, когда всем группам дается достаточно сложное (не легкое и не однозначное) ОДНО задание. Тогда одновременно разрабатываются разные подходы и различные варианты решения единой проблемы. Ребятам становится интересно: а что по этой же теме наработано в других группах? Появляется возможность взаимных вопросов, дополнений и поиск наиболее правильной версии.
«Систему зажигания» внесем в реестр важнейших психологических деталей нашего профессионального конструктора.
Евгений КОЖАРА, директор Центра педагогических технологий
Комментарии