search
main
0

Точка зрения. Многоцелевое использование текстов-аргументов в системе подготовки к написанию сочинения

Многие выпускники в ответ на вопрос о том, что им кажется самым трудным при написании сочинения во время ЕГЭ по русскому языку, часто признаются: «Мы не можем подобрать книжные аргументы, доказывающие нашу позицию по найденной проблеме». Связано это чаще всего с тем, что, к сожалению, ученики мало читают, а если и читают произведения из школьной программы, то интерпретируют их очень поверхностно, не углубляясь в суть тех коллизий, которые были так важны Тургеневу и Гончарову, Толстому и Достоевскому.

Мы предлагаем чаще использовать в качестве аргументов произведения русской и зарубежной литературы и публицистики, написанные в ХХ веке. Отрывки из таких произведений вошли в пособие Т.Н.Назаровой и Е.Н.Скрипки «Тексты-аргументы. Практикум».Несмотря на ясно выраженную в названии функцию этих текстов (аргументы), мы предлагаем использовать их не только в этом качестве.Во-первых, они удобны для обучения нахождению в них проблем и умению их формулировать. Одновременно учащиеся ищут и формулируют позицию автора по найденной проблеме. Лучше формулировать проблему в виде вопроса, на который учащийся сначала ищет ответ в тексте (позиция автора), потом отвечает сам (позиция выпускника). А затем он вспоминает произведения, авторы которых тоже размышляли над данным вопросом, и выбирает те, в которых позиция авторов совпадает с его точкой зрения (аргументы).Для примера возьмем отрывок из книги Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре» (текст №30):«Трудно назвать время, когда книга играла бы такую роль, как в конце XVIII – начале XIX века. Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала к началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребенка были очень интересные книги, –  конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы ребенка. Романы кружили голову: в них – героические рыцари, которые спасают красавиц, служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни. Роман и сказка не противоречили друг другу.В эту же пору входит в детское чтение и другая книга – «Плутарх для детей». Плутарх – известный античный прозаик, автор «Сравнительных жизнеописаний» великих людей Древней Греции и Рима. Самым обаятельным в глазах детей и подростков становится образ римского республиканца.В этом отношении показателен эпизод из биографии известного декабриста Никиты Муравьева. Время действия – начало ХIX века. Герою рассказа шесть лет.Маленький Никитушка, будущий декабрист, на детском вечере стоит и не танцует, и, когда мать спрашивает у него о причине, мальчик осведомляется (по-французски): «Матушка, разве Аристид и Катон танцевали?» Мать на это ему отвечает, также по-французски: «Надо полагать, что танцевали, будучи в твоем возрасте». И только после этого Никитушка идет танцевать. Он еще не научился многому, но он уже знает, что будет героем, как древний римлянин».Ю.М.Лотман пишет о том, какие книги и как влияли на поколение молодых людей рубежа XVIII-XIX веков, и отмечает, что влияние это было очень велико. Таким образом, мы можем сказать, что автор поднимает проблему влияния книги на формирование личности человека (какую роль играют книги в процессе формирования личности человека?). Ю.М.Лотман убежден, что в этом процессе книги играют огромную роль: под их влиянием во многом формируется система нравственных ценностей человека.Для того чтобы такая работа велась системно, в пособии к каждому тексту предлагается страничка для записи соответствующих частей сочинения. Выглядит эта часть пособия так:1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте._______________________________________2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем.______________________________________3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем._____________________________________4. Запишите названия произведений (и их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.______________________________________Помимо использования данных текстов для обучения нахождению проблемы и позиции автора можно использовать их и для обучения написанию комментария к проблеме.В 2015-2016 учебном году формулировка задания 25 в отношении комментария к проблеме претерпела изменения. Теперь ученик, как известно, должен привести из текста два примера-иллюстрации к найденной проблеме. Это умение также требует тренировки. Тексты из нашего сборника можно использовать и с этой целью. При обучении написанию комментария важно объяснить ученикам, что они должны отметить действия автора, которые он совершает, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме. В качестве образца можно привести комментарий к проблеме, найденной нами в уже названном отрывке из книги Ю.М.Лотмана (действия автора выделены в комментарии жирным шрифтом).«В тексте Ю.М.Лотмана поднимается проблема влияния книги на формирование личности человека. Могут ли книги оказать влияние на этот процесс и насколько сильным оно может быть?Размышляя над данной проблемой, автор обращается к событиям рубежа XVIII-XIX вв., когда книги становятся «обязательным спутником детства». Лотман отмечает наиболее интересные книги, которые были чрезвычайно распространены в то время: прежде всего романы с обязательными героями – рыцарями и прекрасными дамами и вошедший в моду «Плутарх для детей».В качестве конкретного примера влияния книги на реального человека автор рассказывает историю шестилетнего Никитушки Муравьева. Мальчик отказывается танцевать на балу, так как уверен, что настоящим героям, таким как Аристид и Катон, не подобает такое времяпрепровождение. И только после уверения матери в том, что эти великие римляне, конечно же, танцевали на балах в возрасте Никитушки, мальчик идет танцевать. Заканчивая рассказ о будущем декабристе, Лотман с большим уважением пишет о том, что мальчик старается подражать героям, о которых он прочел у Плутарха.Так автор подводит читателя к мысли о том, что книги могут оказывать (и часто оказывают) очень большое влияние на формирование личности человека, его системы ценностей».И наконец, на материале текстов из сборника «Тексты-аргументы. Практикум» можно учить выпускников использовать их как аргументы, подтверждающие собственную позицию по отношению к найденной проблеме. Для этого, естественно, нужно, чтобы ученик точно понимал, какие проблемы есть в предложенных текстах, какова позиция автора по отношению к этим проблемам и как она соотносится с позицией самого ученика по данным проблемам. При совпадении позиции авторов текстов и позиции ученика тексты можно использовать как аргументы (целиком или частично, в виде отрывков).Форма использования текста из сборника в качестве аргумента – это пересказ плюс анализ. Для того чтобы пересказ был осмысленным и не содержал массы ненужных деталей, мы советуем сначала пересказывать весь текст (или его часть) устно. При этом учитель сразу корректирует ответы учеников. И только после того как выделено главное в содержании и расставлены акценты в понимании авторской позиции, можно записать эту часть сочинения.Приведем пример использования текста из нашего пособия (текст №7) в качестве аргумента, подтверждающего позицию ученика по проблеме, поднятой в тексте Ю.М.Лотмана:«Я согласна с мнением Ю.М.Лотмана и считаю, что влияние книг на человека может быть очень велико. Особенно важными книгами для многих становятся те, которые человек читает в детстве. Ведь именно в детстве формируются те нравственные принципы, которым человек следует всю жизнь, и во многом наш жизненный опыт расширяется за счет тех представлений о жизни, которые мы получаем из книг.Чтобы подтвердить мою точку зрения, я хотела бы вспомнить стихотворение В.Высоцкого «Баллада о борьбе».  В этом стихотворении речь идет о детях послевоенной поры, которых поэт называет «книжными детьми», но не потому, что они все свое время проводили только за книгами, а ничто другое их не интересовало. Нет, эти дети вели обычную детскую жизнь, наполненную самыми разными детскими занятиями: «И дрались мы до ссадин, до смертных обид, // Но одежды латали нам матери в срок, // Мы же книги глотали, пьянея от строк». Именно книги формировали определенную систему ценностей у этих мальчишек, многие из которых потеряли на войне старших мужчин в своих семьях. Книжные герои для них становились образцом для подражания («И злодея следам не давали остыть, // И прекраснейших дам обещали любить, // И друзей успокоив и ближних любя, // Мы на роли героев вводили себя»). В.Высоцкий убежден, что такое детское чтение не проходит бесследно и, если человек, вырастая, ведет себя достойно в самых сложных ситуациях, «значит, нужные книги он в детстве читал».В заключение хочется сказать, что тексты, включенные в сборник «Тексты-аргументы. Практикум», разнообразны и по форме, и по содержанию. Здесь есть отрывки из художественных и публицистических прозаических произведений, есть и стихотворения, которые, конечно, более сложны для определения проблемы, но очень ярки в качестве аргументов. Проблемы, представленные в текстах сборника, соответствуют тем проблемам, которые традиционно встречаются в текстах ЕГЭ, – нравственные, экологические, культурологические, социальные, философские. Вследствие этого, как нам кажется, сборник может оказать реальную помощь учащимся, которым предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку, и всем, кто связан с подготовкой к этому экзамену (учителям школ, преподавателям подготовительных курсов, репетиторам).​Елена СКРИПКА, преподаватель русского языка «Классической гимназии» при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте