Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Точка зрения. Двоечниками не рождаются

Учительская газета, №27 от 5 июля 2005. Читать номер
Автор:

В школьном обиходе мы пользуемся двумя терминами: «отметка» и «оценка». Применяя то один, то другой, мы особо не задумываемся, одно ли это и то же. Наверное, все-таки стоит разобраться в их смысловом различии.

Оценка – оценивание, определение цены, качества, количества чего-либо. Отметка (метка, знак) – условный графический знак.

В нашем случае отметки – это документальное фиксирование результата оценивания, это всего лишь условные значки в системе оценивания.

В обычной, традиционной школе мы оцениваем уровень знаний и умений отметками от единицы до пяти. Небольшая градация. Но нам хватает. На практике выходит еще меньше, так как единицей мы практически не пользуемся.

А в Царскосельском лицее, например, где учился А.Пушкин, было все наоборот. Единицей оценивался самый лучший – первый среди остальных. И самой почетной отметкой была единица.

Нам, учителям, на практике приходится «крутиться» сразу в двух своеобразных системах: «отметочной» и «оценочной». Первая – это система учета знаний; она же – качество работы учителя. Это и официальная регистрация учета: классные журналы, табеля, дневники, отчеты, показатели.

Здесь работает «бухгалтерия» отметок. Наших начальников (директоров, завучей, работников роно) интересует именно эта бухгалтерия. Им подавай «накопляемость» отметок, своевременность выставления. И чтоб двоек и троек было меньше. Тогда отчеты получаются более мажорные и сами начальники на высоте. Эта официальная система зачастую подминает под себя другую – систему педагогического оценивания, важную составляющую нашей работы и нашего творчества.

Но не будем говорить о «бухгалтерии». Нас больше волнует вторая система: система оценивания деятельности ребенка как мощный рычаг воздействия на него.

Вся наша жизнь есть сплошное оценивание. Мы оцениваем; нас оценивают. Чаще мы об этом не думаем. Но каждое утро перед выходом из дома мы приводим себя в порядок у зеркала именно поэтому. Нам очень небезразлично, какими нас увидят, как оценят. И чем дольше мы задерживаемся перед зеркалом, тем более не все равно.

Оценивание ребенка, особенно взрослыми, имеет для него колоссальное значение. Чем ближе мы к ребенку, чем больше мы для него значим, тем сильнее, эмоциональнее он воспринимает наше оценочное мнение, тем оно важнее для него.

Учитель, особенно в начальной школе, в глазах ребенка стоит на особом, высоком пьедестале. Слово учителя порой авторитетнее мнения родителей.

Всегда ли мы оправдываем свой пьедестал? Например, когда мы громко, при всем классе, произносим: «Иванов! Садись, два!», возникает сразу много вопросов. Профессиональных. К нам. Кому мы это сказали? Если конкретно Иванову, то почему так громко? Видимо, чтобы все остальные слышали. Зачем? С каким чувством мы это говорим? Что мы чувствуем при этом?

Очень важно понять, что мы чувствуем: жалость? горечь? обиду? злорадство? («На! Получи свое!»)… А может быть, если копнуть поглубже, приятное чувство своей значимости и власти над такими Ивановыми, власти, которая дана нам государством, дипломом? А может быть, равнодушие?! Очень полезно в себе разобраться.

Иной коллега раздраженно воскликнет: «Что я чувствую?! Да ничего я не чувствую. Мне некогда чувствовать. Я работаю! Их тридцать, а я одна!»

Тогда давайте зададимся другим вопросом: а что чувствует ребенок, когда слышит обращенное к нему: «Садись! Два!»? Это важно потому, что именно чувства, внутренние, эмоциональные состояния формируют те самые подсознательные якоря, о которых мы уже говорили и которые опасным грузом надолго останутся в ребенке.

Когда ребенок слышит в свой адрес: «Садись, два», он, скорее всего, сам толком не понимает, что чувствует. Ему просто плохо, хотя он виду не подает. В это время его может подташнивать, покалывать в спине. Может возникнуть вдруг головная боль или желание убежать, спрятаться. Может навалиться чувство страха, потому что двойка – это ремень и злое лицо отца или слезы матери.

Ребенок не осознает своих чувств. Он еще маленький. Но мы то?! Мы обязаны понимать, что делаем с ребенком. Хуже всего, если ребенку, так же как и учителю, уже все равно. Если ему все равно, значит, учитель для него – ноль. И чтобы превратить себя в ноль, учитель, видимо, уже «хорошо поработал». Когда думаешь обо всем этом, рука невольно останавливается, и вместо двойки возникает мысль: «Как помочь?! Себе – педагогу! Как справиться со сложившейся ситуацией? Что сделать, чтоб согреть ребенка, успокоить, вдохнуть в него веру в себя? Как убедить, что ты – учитель – ему не враг!»

А ведь бывает так: смотришь на класс. Это очень симпатичный, всегда вежливый, на уроках сидит хорошо, не мешает. И рука сама невольно один балл прибавляет. А этому выше тройки все равно не прыгнуть. Этому вообще можно сразу два ставить – чудес не бывает.

В общем, открываешь журнал, и можно, не спрашивая, всем расставить отметки. Уже знаешь, кто чего стоит.

А бывает и так: в четверти выходит твердая двойка. Но! Скажут, недоработала. Придется заниматься индивидуально в каникулы. Кому это надо?! Пририсую еще одну тройку, и в четверти – три. И мне хорошо, и ученик счастлив. Вот это и есть бухгалтерия в нашем деле.

А наш оценочный стереотип ученика передается ему, формирует в нем устойчивое мнение о себе. Он тоже ничего другого от себя уже не ждет. Мы ему приклеили ярлык, который легче надеть, чем снять. Так формируются устойчивые категории двоечников, троечников, «хорошистов». Мы помогли им стать такими. Можно сказать: «Двоечниками не рождаются! Двоечниками детей делаем МЫ!»

А между тем наша главная задача не учет суммы знаний по предмету и выведение среднего арифметического (хотя этим тоже приходится заниматься), а всяческое поощрение активности ребенка в действии урока и в домашней работе. Чем больше мы его в этом поощряем хорошими оценками, тем ему интереснее жить на уроке. У ребенка формируется положительное отношение к урокам, к предмету. Формируется, как говорят психологи, позитивная «Я»-концепция. А это рано или поздно приведет к желаемому успеху.

Главное – «заманить» ребенка в предмет. И сделать это лучше всего интересной режиссурой урока и щедростью на похвалы и хорошие отметки. Жесткость требований мы увеличиваем осторожно, постепенно. Так рыбак то ослабляет леску, то тянет сильнее, то вновь отпускает, чтобы рыбка не сорвалась с крючка. Такую «политику» мы вынуждены вести индивидуально с каждым учеником. Как только мы видим перед собой класс как однородную массу и в потоке уроков перестаем различать отдельные личности, мы впадаем в методическую фронтальность и оценивание теряет педагогическую суть. Начинается «бухгалтерия». Мы сверяем знания учеников с официальным уровнем программных требований. А нам нужно оценивать индивидуальную скорость роста каждого ребенка.

Одни движутся по предмету быстрее, другие медленнее. И это означает только одно: дети не обязаны быть одинаковыми и один аршин для всех не годится.

Оценивать нужно каждого ученика относительно его самого. И если ребенок делает хоть маленький шаг вперед, нам нужно это непременно заметить и оценить. Хорошей отметкой. Не поскупиться.

Двойка – это прутик сзади, а пятерка – пряник впереди. Чем слабее ученик, тем тоньше должен быть прутик, а пряник слаще.

Для сильного ученика наоборот. Его и подхлестнуть можно покрепче. Так, осторожно, манипулируя этими «инструментами», мы, как умелые дрессировщики, ведем ребенка от успеха к успеху. От легкого ко все более трудному.

В каждом учебном предмете есть возможность поощрить усилия и творчество ребенка, позволить ему выразить себя через тот канал, который является для него доминантным. Не можешь ответить – напиши. Не можешь написать – расскажи. Не можешь словами – нарисуй.

Не нужно ничего выдавливать из ребенка через тот канал, на котором нас самих «заклинило». Нужно предоставить ему право свободно выразить себя через то, в чем он силен.

До сих пор разговор шел об оценивании ученика учителем. Это самый распространенный и простой способ. К сожалению, мы не так часто применяем более действенное самооценивание и оценивание учениками друг друга. Это сложнее. Над этим нужно специально работать с самого начала учебного года, с начала преподавания предмета. И лучше не в одиночку, а договориться с коллегами о единой методике оценивания.

В идеале система оценивания комплексная: во-первых, приучаем ребенка оценивать самого себя, свою активность, свой вклад в действие урока. Во-вторых, приучаем учеников доброжелательно, корректно, но объективно оценивать друг друга и специально их этому учим. И конечно же, не отменяется официальное оценивание самим учителем.

Со временем, если все сделать методично, в системе, самооценивание и коллективное оценивание начинают совпадать с позицией учителя. Ученик, его товарищи и учитель все более сходятся в едином мнении. Они начинают понимать друг друга.

Тогда отпадают сомнения относительно субъективности педагога.

Оценка приобретает высокий статус справедливости и коллективности, который все принимают и которому доверяют.

Тогда не возникает саркастическое: «А судьи кто?!»

Да все! Включая самого ученика.

Евгений КОЖАРА, руководитель Центра, педагогических технологий, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту