Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Точка роста

Точка роста

УГ - Регион, №47 от 24 ноября 2020. Читать номер
Автор:

В рамках нацпроекта «Образование» федерального проекта «Современная школа» в России функционирует федеральная сеть центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 5000 школах сельских территорий и малых городов. На самом современном оборудовании школьники изучают предметы «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также занимаются в кружках цифрового, естественно-научного, гуманитарного и технического профилей. «Точки роста» нацелены на обеспечение доступности образования по всей России, в том числе в сельской местности и малых городах.

– Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, получил качественное образование и мог развить свои таланты, – сказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов. – Планируется, что в рамках нацпроекта «Образование» 27000 школ в сельской местности и малых городах будут оснащены современным оборудованием. При этом школы самостоятельно определяют, какое лабораторное оборудование им необходимо в первую очередь.
К открытию центров была проведена всесторонняя подготовка, включающая не только обновление материально-технической базы, учебного оборудования и средств обучения, но также и профессиональную переподготовку специалистов для работы в центрах «Точка роста». Для того чтобы педагоги центров ориентировались в самых современных тенденциях, их регулярно обучают в онлайн- и офлайн-формате. Для работы в «Точках роста» уже более 20000 учителей прошли повышение квалификации.

Благодаря «Точкам роста» школьники по всей России, в том числе проживающие в сельской местности и удаленных районах, имеют возможность погрузиться в освоение различных предметов и в увлекательной форме получить новые навыки и умения, поработать в команде, реализовать свой творческий потенциал. Многие ученики из различных областей смогли провести свои каникулы интересно даже в условиях пандемии: на базе «Точек роста» работали онлайн-лагеря, онлайн-кружки, удаленно проходили шахматные туры. В 2019‑2020 годах более 1600000 детей получили возможность осваивать общеобразовательные и дополнительные программы на новом оборудовании. Ребята работают на новых, современных компьютерах, 3D-принтерах, управляют квадрокоптерами, осваивают шлемы виртуальной реальности. Также школьники могут записаться в кружки, научиться играть в шахматы или создать свой собственный медиапродукт.

Отдельно стоит уделить внимание потрясающим проектам, которые создали школьники на базе центров «Точка роста»: «Станции добычи нефти», «Устройства для охраны неф­тяной трубы», виртуальные музеи, интеллектуальные сетевые игры и многое другое. Участие в подобных проектах – прекрасная возможность для детей развить самые актуальные, важные и современные компетенции. Кроме того, ученики «Точек роста» регулярно побеждают в региональных и международных конкурсах.

В рамках национального проекта «Образование» в 2020 году по всей России открылся 2951 центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Всего с 2019 года в России было создано 5000 центров.
«Точки роста» становятся образовательными и воспитательными центрами сел и малых городов, на базе которых не только дети, но и взрослые могут освоить цифровые технологии и получить другие актуальные знания.


Подарок для села

В этом году 29 сентября прошло торжественное официальное открытие нашей «Точки роста». А в сам проект мы попали еще в прошлом году. Тогда по всем школам краевое руководство проводило мониторинг, оценивали условия, кадровый состав, уровень материального обеспечения и так далее. По его результатам нас включили в проект. Наша школа является базовой образовательной организацией по сетевому взаимодействию с другими школами. Поэтому у нас уже есть опыт успешного использования ИКТ.

Нам сказали, что для решения задач, стоящих перед центром, мы можем привлекать специалистов со стороны. Но мы решили, что справимся своими силами, потому что наши педагоги достаточно хорошо разбираются в новых технологиях.
Что изменилось после этого?

Во-первых, на новый уровень вышла тема дополнительного образования учащихся. «Точка роста» – это структурное подразделение нашей школы, и все педагоги, которые здесь работают, прошли курсы повышения квалификации. Им рассказали, как использовать новейшее оборудование центра для проведения кружковых занятий, а также на уроках по тем или иным предметам школьного цикла.

Во-вторых, все сразу ощутили, насколько улучшилась материально-техническая база школы. К нам поступило большое количество современного оборудования – компьютеры, ноутбуки, 3D-принтеры, квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности, комплекты по робототехнике и так далее. И все это, повторяю, можно использовать и на уроках, и после них. Учителя ОБЖ, технологии, информатики, пройдя переподготовку, переработали учебные программы по своим предметам таким образом, чтобы новая инфраструктура была там задействована максимально эффективно.

В-третьих, изменилось отношение наших школьников к учебе. В рамках проекта к нам был проведен скоростной Интернет, дети получили возможность не только полноценно использовать новое оборудование, но и реализовать те проекты, которые были недоступны ранее именно по причине плохого качества сигнала. Так, в частности, теперь они могут полноценно осваивать курсы Яндекс.Учебника. Благодаря интеграции программ повысилось качество преподавания, вырос интерес к учебе. Ребята теперь не просто изучают какие-то темы по учебнику, но и, например, на уроках ОБЖ могут работать с манекенами, учиться оказывать первую помощь. В 5‑6‑х классах теперь у нас преподается пропедевтический курс информатики «Юный программист», он тоже пользуется большой популярностью, ведь когда дети придут в 7‑й класс, они смогут продолжить обучение на качественно новом уровне, имея практические навыки.

В-четвертых, несмотря на то что проект «Точка роста» вроде бы направлен на поддержку всего нескольких предметов, его «сфера влияния» распространяется гораздо шире, охватывая большинство других дисциплин, если не все. Напомню, что у нас в школе есть свое собственное радио, мы ведем школьный блог в Instagram (https://instagram.com/mbou.zakladinskaya.soch?igshid=gs76godldg61), реализуем проект «IT-волонтер», направленный на то, чтобы старшеклассники помогали пенсионерам села освоить интернет-технологии. Все это, согласитесь, вовсе не ограничивается только информатикой, технологией и ОБЖ, в этом задействованы очень многие ребята и педагоги, и им также очень важно иметь в своем распоряжении современное оборудование, так как с его помощью можно лучше усвоить материал.

В-пятых, родители и родственники наших учеников очень быстро ощутили на себе все преимущества наличия в школе «Точки роста». Ведь их же дети теперь выступают для них в роли учителей, помогая освоить самые разные цифровые сервисы, в том числе портал «Госуслуги», записаться в поликлинику, заплатить налоги и так далее. На самом деле это глубокое заблуждение, что якобы ИКТ необходимы преимущественно городским жителям, а деревенским это не нужно, они, как и раньше, должны работать по старинке – с лопатой, косой и граблями. Нет, XXI век диктует свои правила игры, цифровые технологии теперь есть и в животноводстве, и в растениеводстве, и в организации переработки сельскохозяйственной продукции.

Скажу больше: именно нам, сельчанам, которые живут вдали от многих благ цивилизации, очень важно иметь полноценный доступ в Интернет, чтобы приобщаться к культуре, иметь возможность пользоваться базами данных, электронными библиотеками, смотреть в Сети разные телеканалы, получать самую свежую информацию о происходящем в мире. Мы точно так же хотим полноценного общения через те же социальные сети, мессенджеры и электронную почту со своими родственниками и знакомыми, которые живут не только в нашем регионе, но и в целом по всему миру. Словом, все это реальность нашего дня.

Ирина ГАЛИГУЗОВА, учитель немецкого языка Закладинской школы, Романовский район, Алтайский край

 

Ход конем

Многие учителя и ученики нашей школы принимают участие в самых разных конкурсах, проектах и программах, на сегодняшний день это вполне нормальное явление. Лично я, например, участвовала в программе «Учитель для России», о ней мне рассказала моя коллега. Кроме того, своей школьной командой мы приняли участие в конкурсе «Учитель будущего». В команде каждый один за всех и все за одного, тут главное – достижение общей цели, а не успех какого-нибудь одного лидера.

И вот на этом фоне довольно ярко выделяется проект «Точка роста». С одной стороны, это вроде бы не конкурс, с другой – согласитесь, далеко не каждая школа достойна того, чтобы в ней открыли подобный центр, и тут тоже необходимо приложить усилия, причем коллективные. Нам это удалось, к счастью.

Я в этом центре веду секцию шахмат. Этот вид спорта развивает логику и мышление, что важно не только в моем предмете, но и во всех других. У нас есть возможность благодаря ИКТ организовывать шахматные турниры не только внутри школы, но и с участием игроков из других городов, регионов, стран и даже континентов. Правда, это в будущем, а пока мы лишь начинаем обучение и осваиваем шахматы живьем, на вполне материальных досках.

Напомню, цель проекта «Точка роста» – предоставить детям равные возможности доступа к информации, овладения новыми технологиями независимо от того, где находится школа – в городе или в деревне. Поэтому каждая школа – участница проекта получает стандартный комплект оборудования. Существует общее представление о том, как это можно использовать, но все равно на местах каждый решает эти задачи по-своему в зависимости от контингента учащихся, запросов родителей, профиля школы и так далее.

Поскольку предполагается, что основной фокус «Точки роста» – проектная деятельность, все преподаватели, задействованные в этом проекте в рамках отдельно взятой школы, проходят обучение, опытные специалисты рассказывают им, как это лучше использовать. Кроме того, учителям дают представление о возможностях оборудования центра в плане использования его на тех или иных уроках и кружках. Также делается акцент на развитии необходимых компетенций. Все это обозначает некий вектор развития, направление движения. А вот дальше начинается творчество на местах. И преподаватели ОБЖ, информатики и технологии начинают не только применять полученные знания на практике, но и учить своих коллег – учителей биологии, физики, географии и т. д., как они тоже могут присоединиться.

Лично я, например, хоть и не являюсь представителем одного из этих трех предметов, но все-таки тоже прошла курсы обучения, узнав много нового. Конечно, что касается проектной деятельности, то об этом нам говорят уже много лет на самых разных мероприятиях. Тем не менее я только здесь узнала о том, что такое дизайн-мышление, и о подходах к его формированию, что, безусловно, повысило мою квалификацию. И вообще, мне кажется, в сфере бизнеса существует довольно много интересных наработок, которые вполне можно было бы использовать в образовании, но почему-то они приходят к нам редко.

Школа у нас небольшая – всего 170 учеников и 25 учителей. Все мои коллеги получили представление о том, как и для каких целей можно использовать ресурсы центра, как модернизировать рабочие программы по предмету и внеурочной деятельности. И здесь очень важен такой момент, как взаимодействие внутри коллектива и обучение одних учителей другими. Если возникает какой-либо вопрос, всегда можно подойти к человеку, который прошел курсы, и получить от него грамотный ответ, совет, помощь и поддержку.

По идее, потенциал «Точки роста» можно использовать и при реализации дистанционного обучения. Но, мне кажется, максимально эффективно обучение, когда дети непосредственно работают руками, сооружая роботов, конструируя квадрокоптеры или выполняя какие-либо задания на 3D-принтере. И это лишний раз говорит о том, что никто не собирается перевести всех на «дистанционку», наоборот, как раз такие центры и позволяют понять, насколько важно очное общение детей между собой и с преподавателями. Ведь тут ребята учатся тому, как теоретические знания применить для решения каких-либо практических задач.

Впрочем, это интересно не только детям. Признаюсь, я и сама с огромным любопытством наблюдаю за тем, как ребята делают программы для дронов, ведь нас этому не учили ни в школе, ни в вузе, а квадрокоптеры сегодня доступны каждому, с их помощью можно выполнять множество полезных задач. Причем как раз для села это особенно актуально, учитывая наши пространства и дороги. Поэтому в «Точке роста» все, как говорится, в тему и на пользу!

Анастасия БЫСТРОВА, учитель математики Нижнешибряйского филиала Моисеево-Алабушской школы, Уваровский район, Тамбовская область

 


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt