Аттестация педагога – это тема, которая всегда вызывает бурное обсуждение в педагогических кругах. В какой форме ее проводить? Какие критерии использовать? Как часто необходимо подтверждать свою квалификационную категорию? Отношение педагогов к процедуре аттестации также неоднозначно. Сама процедура различается от региона к региону. Кто-то относится к этому процессу формально, кто-то – позитивно, а кто-то воспринимает ее как наказание. Прохождение аттестации – это пустая трата времени или точка роста для педагога?
Впервые я узнала, что такое аттестация, в далеком 2012 году, когда пришла работать в общеобразовательную школу. Для меня было очень важно понять, как я могу выстроить свою траекторию профессионального развития, какие требования предъявляются к современному учителю. Как ни странно, но в этом мне помогло знакомство с процедурой аттестации. В Карелии вопросами аттестации педагогических работников занимается Карельский институт развития образования (КИРО). На все вопросы можно найти ответы на сайте института, где информация представлена в простой и доступной форме. Здесь можно получить консультацию по телефону или прийти на личную встречу к методисту. В институте все очень по-домашнему, коллеги всегда придут на помощь с советом или дадут ценные рекомендации, как лучше оформить документы, где посмотреть информацию, на что обратить внимание. Я решила не откладывать свое знакомство с процедурой аттестации в долгий ящик и отправилась на встречу с методистом в КИРО. С этого момента началась моя дружба с институтом: знакомство с методистами, совместные проекты и конкурсы, курсы повышения квалификации и многое другое.
Вернемся к аттестации. Для того чтобы получить или подтвердить квалификационную категорию, чаще всего необходимо собрать портфолио и сделать анализ своей профессиональной деятельности. В настоящее время в Карелии перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель» включает в себя четыре блока: профессиональная деятельность учителя; личный вклад педагога в повышение качества образования; результативность профессиональной деятельности; повышение квалификации.
Для меня эти критерии стали неким ориентиром, к которому нужно стремиться. Благодаря рамкам я четко понимала, что мне нужно делать в течение года, и, что самое важное, я стала собирать портфолио с самых первых дней моей работы. Я рассматривала критерии как портрет современного педагога, который непрерывно учится, делится своим опытом, выступает наставником и постоянно повышает свою квалификацию.
В течение года я вела портфолио в электронном виде, со временем в нем стали появляться все новые и новые разделы. Портфолио подтолкнуло меня к созданию сайта, где я с удовольствием размещала информацию о достижениях своих учеников, рассказывала о событиях, в которых принимала участие. К концу года у меня накопилась большая папка с грамотами и сертификатами, и я принялась анализировать результаты своей работы. Что-то получилось очень хорошо, например, в первый год деятельности я прошла несколько курсов повышения квалификации, выступала на конференциях и семинарах для молодых педагогов, успешно принимала участие со своими учениками в конкурсах и мероприятиях. Однако я мало уделяла внимания внеурочной деятельности. Портфолио стало для меня не только ресурсом для анализа, но и инструментом для планирования дальнейшей работы. На следующий учебный год появились новые планы и ориентиры.
Портфолио не только помогло мне систематизировать свою работу и быстро получить первую квалификационную категорию через два года, но и мотивировало на участие во многих конкурсах, позволило мне увидеть свои сильные стороны. Я начала принимать участие в состязаниях профессионального мастерства: сначала робко – в заочных, а затем смело – в очных. Так появились победы в городском конкурсе «Педагог года»-2019, республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Карелии»-2019 в номинации «Классный руководитель», конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2020 году. Я четко понимаю, что без портфолио я бы не достигла таких значимых для себя результатов. Ведь именно оно помогает мне чувствовать себя уверенно, показывает мои сильные стороны, позволяет без труда найти материалы для участия в конкурсе или мероприятии. Портфолио – это мой незаменимый инструмент профессионального развития. Без него невозможно сделать анализ своей работы или продумать перспективные планы. Именно портфолио помогает понять, в каком направлении двигаться дальше.
В школе я работаю уже более 10 лет, и аттестация не вызывает у меня никаких негативных эмоций. Думаю, это связано с тем, что я приучила себя к ведению портфолио, что помогает мне быстро и без труда показать результаты своей работы. Кроме того, здесь важна и качественная работа Института повышения квалификации Республики Карелия в данном направлении.
Нужно ли проходить аттестацию, если педагог работает в школе 20-30 лет? Давайте представим другую ситуацию. Когда мы приходим на прием к врачу, мы очень хотим, чтобы специалист владел современными методиками лечения, был опытным, обладал определенными компетенциями. Мы стараемся узнать, какие курсы повышения квалификации проходил врач за последний год, насколько эффективна его работа, но что меняется, когда речь заходит о педагогах? На аттестации мы не доказываем, а демонстрируем профессиональный рост, свое мастерство. Аттестация – это возможность заявить о себе в педагогическом сообществе. Как относиться к процедуре, решать нам с вами, но изменения будут только в том случае, если мы будем воспринимать аттестацию как точку роста, а не наказание, если начнем конструктивно высказывать свое мнение, не просто критикуя, а предлагая пути решения.
Ирина ЛЕБЕДЕВА, Республика Карелия
Комментарии