search
main
0

Точка отсчета. Конкурс профессионального мастерства в лихие 90-е

Говорят, что все, придуманное сейчас, было уже придумано кем-то когда-то. С одной стороны, это так, ибо создать что-либо абсолютно с нуля крайне сложно, а может быть, как утверждают философы, и вовсе невозможно. С другой стороны, опять же, по мнению философов, все новое, которое является повторением старого, на самом деле никогда не повторяет его точь-в-точь, так как всегда содержит в себе элемент аутентичности, самобытности, творчества. И порой это повторение настолько не похоже на изначальный вариант, что имеет полное право называться собственным именем. Все сказанное в полной мере относится к российскому конкурсу «Учитель года».

А мы чем хуже?Напомним, что нечто аналогичное уже давно существует за рубежом, например в Соединенных Штатах. В конце 80-х годов прошлого века редактор школьного отдела «Учительской газеты» Владимир Жуков, узнав об этой весьма интересной затее, высказал предложение о том, что неплохо бы и у нас организовать нечто подобное. Идея пришлась как нельзя к месту и ко времени – главный редактор газеты Геннадий Николаевич Селезнев сумел убедить влиятельных людей из ЦК КПСС (наше издание тогда принадлежало руководящему органу партии), что учительский конкурс может стать символом перестройки. Не стоит забывать, что 80-е – это период, когда газета находилась на волне педагогики сотрудничества, новаторства, активного поиска смелых педагогических методик. Стране был необходим новый учитель, способный реализовать свежие идеи, воспитать человека новой эпохи. А для этого нужны были яркие лидеры, звезды, таланты, способные стать символом современной педагогики, организовать педагогическое сообщество и повести людей за собой. При этом надо было открыть не только учителя – профессионала в своем предмете, но прежде всего личность с неординарным педагогическим мышлением, человека гуманного, демократичного, коммуникативного, мыслящего, с широким кругозором, способного расти в своей профессии и вдохновлять на развитие своих коллег.Предстояло решить очень непростую задачу, сделав так, чтобы нововведение, пришедшее к нам из-за океана, нашло понимание и отклик в среде советских учителей и в целом в обществе. Для разработки концепции конкурса редакция собрала вокруг себя деятельных и неравнодушных педагогов, чтобы в процессе всенародного обсуждения найти оптимальное решение. Они были первыми- Началось с того, что мы призвали читателей к обсуждению самой идеи, – рассказывает первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, человек, стоявший у истоков конкурса, его бессменный организатор и идеолог. – Педагоги со всего Советского Союза живо откликнулись на этот призыв. В редакцию буквально посыпались письма с предложениями. Так, 11 июля 1989 года в новой рубрике «Учитель года» доктор педагогических наук из Москвы И.Лернер выразил опасение, что конкурс «в равной мере может оказаться полезным или вредным в зависимости от той или иной концепции оценки учителя и организации конкурса». Изложив свое видение системы оценивания, предложив многоступенчатую структуру его проведения, тестовые замеры, автор закончил статью словами «важно не испортить хороший замысел». А вскоре на первой полосе газеты в рубрике «Учитель года – каким я его вижу» было напечатано мнение доцента кафедры педагогики Харьковского университета В.Михайловского: «Полностью одобряю идею конкурса. Главное – это новое педагогическое мышление, основанное на идеях природосообразности воспитания, лучше всего выраженных в педагогике сотрудничества». В этом же году в номере от 27 июля «УГ» поднимает еще одну тему – «Как защитить талант». С такой публикацией выступила воспитатель-методист из 16-й школы Калуги Г.Кузьмина, заметив, что «объявленный конкурс сумеет помочь непризнанным талантам». В статье заслуженного учителя Молдавской ССР С.Лукашенко «Пусть рассудит жизнь» прозвучало предложение завершать конкурс проведением Всесоюзного слета учителей – победителей республиканских конкурсов, что и сейчас звучит свежо и актуально. «Одной из главных задач конкурса мог бы стать поиск индивидуальности: важно помочь каждому учителю найти в себе главное, свою суть, свою изюминку», – написала Римма Федоровна Боброва из Кемерова. «Идею конкурса приняла всей душой», – сообщила она в своем письме. А выпускник Томского университета, учитель сельской школы деревни Волевка Витебской области В.Гильков попытался описать портрет будущего победителя: «…А что же ставить во главу угла оценки учителя года – словесника? Думаю, прежде всего чувство юмора, высокую общую культуру, интеллигентность, владение своим предметом и десятком смежных, знание наизусть сотен стихов и поэм, умение проявить находчивость в любых ситуациях, умение уложиться в 45 минут урока…» В статье «Вы меня развеселили» в номере, вышедшем 10 августа в том же 89-м, педагог перечислил 11 пунктов – критериев для победителя и в конце изящно отметил, что всем этим требованиям он соответствует, но именно поэтому вряд ли сможет победить на конкурсе. По словам Ирины Георгиевны, читатели присылали предложения по процедуре судейства, дискутировали о том, как построить, говоря современным языком, «траекторию его индивидуального развития». Состоялось реальное, никем не ангажированное, по-настоящему профессиональное общественное обсуждение. В результате у нас в стране впервые в ее истории появился свой собственный конкурс педагогического мастерства.- В последнем номере «Учительской газеты» за 1989 год на первой и второй полосах вышла публикация «Итак, начинаем», – вспоминает Ирина Димова. «Именно эту дату можно считать отправной точкой, – напишет она в статье к 25-летию конкурса уже с другим заголовком, «Итак, продолжаем», – началом большого пути в конкурсном движении. А опубликованный в начале 1990 года в девятом номере приказ первого заместителя председателя Госкомитета по народному образованию СССР Владимира Шадрикова – «Приказываю органам народного образования принять активное участие в конкурсе «Учитель года» – означал его признание на государственном уровне и поддержку со стороны властей, руководства и сотрудников Профсоюза работников народного образования. С тех пор мы вместе. Министерство, профсоюз, «Учительская газета» – три кита, которые стали крепким фундаментом для конкурса. Перемен! Мы ждем перемен!За 27 лет существования конкурс претерпел ряд серьезных изменений. И большая часть их пришлась, конечно же, на период его становления, то есть на последнее десятилетие XX века.Начнем с того, что 1990-1991 годы – это все-таки еще времена, когда Советский Союз был жив, поэтому свое желание принять участие в столь необычном испытании изъявили педагоги не только из РСФСР, но и из целого ряда союзных республик – Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и так далее. На первый, заочный, тур Всесоюзного конкурса вышло ни много ни мало 99 учителей. Письменные работы в Москву прислали около 70 человек, в столицу же приехали 19 педагогов. Первым в истории конкурса учителем года в 1990 году стал преподаватель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александр Сутормин. А на следующий год главный приз – «Хрустальный пеликан» – достался учителю физики средней школы №49 города Минска Валерию Гербутову. Оба они, разумеется, носили почетное звание «Учитель года СССР». Все последующие были уже учителями года России. В первые годы финальные мероприятия, которые проходили в Москве, календарно выпадали на самый конец учебного года. И педагогам приходилось общаться со школьниками в мае, накануне экзаменов, что, мягко говоря, неудобно никому. С 93-го года было решено перенести конкурсные испытания на осень, приурочив награждение победителя к Дню учителя.Менялись и условия проведения состязания. Так, например, в 1991-м было решено: учитель должен дать урок, пройти собеседование и тестирование на компьютере. В 1992-м разрешили прислать любую творческую работу – от модели модной одежды до авторской программы по предмету. При этом в Москве конкурсанты давали уроки-заготовки, подготовленные дома. В 1993-м оргкомитет придумал новое испытание – «Защита педагогической идеи». Помимо обычных конкурсных уроков появились уроки для взрослых в роли учеников, а количество судейских команд выросло до трех – в них вошли дети, общественность и педагоги. До 1994 года проходившие в столице финальные испытания собирали лишь тех, кого жюри посчитало лучшими из лучших в масштабах России. Но в дальнейшем были приняты новые правила: каждый субъект РФ имеет право прислать на конкурс того педагога, который стал победителем на региональном этапе. Поэтому в 1994-м на конкурс съехались не 17 и не 15 педагогов, как раньше, а 54. В последующие годы эта цифра лишь возрастала, а на сегодняшний момент в финале участвуют представители всех без исключения регионов страны – 85.С 1995 года участники соревнуются по новым правилам. Отныне все конкурсанты принимают участие во всех этапах конкурса – защищают концепцию и рассказывают о системе своей работы, дают открытый урок и проводят его самоанализ. Впервые возникли понятия Малое жюри, которое определяет 15 победителей в отдельных номинациях (так называемую пятнашку), и Большое жюри, которое выбирает пятерку лауреатов конкурса и собственно учителя года России. В 1996 году для всех рядовых конкурсантов ввели обязательное письменное испытание – эссе «Моя педагогическая философия». Появились уроки-импровизации, темы которых объявляли за сутки до их проведения. В качестве учеников выступали сами же участники – пятнадцать лауреатов Всероссийского конкурса. Для «пятнашки» добавили еще одно испытание – пресс-конференцию с журналистами и членами Большого жюри. В 1998 году от участников конкурса впервые потребовали прислать видеозаписи открытых уроков в своей и чужой школе. Позже, уже в компьютерную эру, это требование было заменено конкурсным заданием «Интернет-ресурс». Первые – первымВесьма символично, что буквально с самого начала конкурс встретил поддержку не только рядовых учителей, но и первых лиц государства. Президент СССР Михаил Горбачев награждал Хрустальным пеликаном Александра Сутормина и Валерия Гербутова, Президент России Борис Ельцин – Михаила Нянковского, Президент России Владимир Путин – Виктора Шилова и так далее. Огромную роль в свое время сыграло то, что Борис Ельцин в 1994 году дал согласие стать председателем Попечительского совета конкурса «Учитель года», а также издал указ от 06.06.1994 г. №1144, согласно которому были учреждены премии Президента РФ для победителя, финалистов и лауреатов конкурса. Нелишне напомнить и о постановлении Правительства РФ от 30.04.1993 №417, которым был введен нагрудный знак «Учитель года» (так называемый Золотой пеликан) для вручения победителям всероссийского, республиканских, краевых, областных и городских конкурсов. После нескольких лет с момента старта конкурса в масштабах всей страны возникла идея организовать работу с участниками прошлых лет, чтобы использовать громадный запас их энтузиазма во благо конкурсному движению. И уже в 1994 году в Сургуте на базе гимназии «Лаборатория Салахова» прошел первый слет-фестиваль участников конкурса «Учитель года России». Подобные мероприятия проводятся и по сей день в различных регионах России, собирая большое количество тех, кто готов поделиться опытом, и тех, кто готов этот опыт перенять. По сути, это уникальные и поистине бесценные курсы повышения квалификации – достойная альтернатива официальным. К слову, в дальнейшем подобные слеты-фестивали приобретали весьма творческую форму – «учительский поезд», «учительский теплоход» и так далее. Благодаря туристическому агентству «Пеликан» появилась возможность организовать выездные семинары и в других странах – на Кипре, в США, Австралии. А желание инициативных педагогов встречаться, чтобы помогать новому поколению достойно готовиться к грядущим испытаниям, вылилось в создание клубов «Учитель года», которые сегодня открыты во многих регионах. Небо и земляКак уже было сказано, идея конкурса была позаимствована у наших американских коллег. Однако бессмысленно утверждать, будто мы просто скопировали чью-то отработанную годами схему и решили внедрить ее у нас, без изменений. На самом деле мы традиционно умеем все переиначивать так, что, как говорится, «родная мать не узнает» – в хорошем смысле, разумеется. Поэтому «Учитель года России» не идет ни в какое сравнение со своим «иностранным прототипом». Это стало понятно уже тогда, в 90-м, когда нашу страну посетила 39-й учитель года США Мэри Василика Бикуварис (ее, кстати, в Кремле принял сам Горбачев). Спустя пять лет это подтвердила и Элейн Гриффин, национальный учитель США-1995, обладательница главного заокеанского педагогического приза «Хрустальное яблоко». А двумя годами позже ее коллеги национальный учитель США-1997 Шэрон Дрэйпер и координатор американской программы Джон Куэм были поражены сложностью нашей конкурсной программы. По их мнению, стать американским учителем года намного проще. Дело в том, что там огромное внимание уделяется тому, как учитель умеет работать с родителями, а преподаванию своего предмета отводится второстепенное значение. У нас – с точностью до наоборот. – Конкурсный урок – основа основ, самая благодатная площадка для представления учительского кредо, – таково мнение Марии Николаевны Лазутовой, в 90-е годы председателя оргкомитета конкурса «Учитель года», заместителя министра образования РФ. – И на конкурсе должно быть все именно так, как в школе, чтобы все находились в равных условиях, независимо от темперамента, особых коммуникативных качеств учителя, его социального статуса. Не важно, из глубинной ли сельской школы приехал к нам педагог или из элитарной городской гимназии. Сначала – конкурсный урок, специально подготовленный заранее. Во втором туре – урок-импровизация. А отметить успехи значительно большего числа конкурсантов позволяет принцип номинаций.Как показало время, этот подход оказался абсолютно верным… Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке: – Сегодня конкурс «Учитель года» занимает значимое место в системе образования. Он помогает отметить не только успехи, но также определить вехи дальнейшего развития. Конкурс – это площадка для обмена свежими идеями, опытом и передовыми технологиями. Здесь педагоги могут поделиться тем, что умеют уже сейчас, и перенять мастерство своих коллег. Многие конкурсанты представляют самые обычные школы, и это не может не радовать. За время своего существования конкурс выявил лучших педагогов из разных уголков страны. Это говорит о его доступности для всех учителей России. Участие в конкурсе мотивирует учителей на создание чего-то нового. Они представляют наиболее сильные элементы своей педагогической практики, стараясь, чтобы это был урок на тему, которая важна и интересна детям и нашла бы отклик у жюри. Прежде чем давать открытые уроки, многие учителя обсуждают их содержание со своими коллегами, экспериментируют.«Учительская газета», являясь одним из организаторов конкурса, способствует его развитию, в том числе популяризуя его в социальных сетях. Немаловажно, что благодаря сайту газеты любой желающий может посмотреть видеотрансляцию конкурса. Это не только делает все более открытым конкурс, но также поможет будущим конкурсантам оценить его высокий уровень и подготовиться лучше к его требованиям.Шалва АМОНАШВИЛИ, педагог, доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования: – Всероссийский конкурс «Учитель года России» – для меня прежде всего это радость, познание. Я очень много узнаю, о чем думают  молодые, к чему они стремятся. Огромную роль играет конкурс в жизни общества. Мы же видим, какие силы приходят. Иногда сил очень много, они мощнейшие, а иногда они ослабевают. Это своего рода анализ состояния образования в России. Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте