Приходилось ли вам быть участником интеллектуального состязания, где вашими соперниками были бы дети? Советую! Мои учительские будни – это не только уроки. Ни одна перемена в нашем лицее не проходит без увлекательной игры, к которой готовятся и учителя, и ребята: мы задаем друг другу небольшие логические задачки. Как правило, нам всегда удается найти к каждой правильный ответ. Но вот над одной необычной задачей нам как-то пришлось основательно поломать голову: женщина зашла в книжный магазин, взяла с полки книгу и… заплакала. Почему? Действительно, странно: от чего можно заплакать в книжном магазине? Ведь это наслаждение – купить книгу, которую давно хотелось прочесть, оставить десятки маленьких закладочек на страницах, где переплетаются узкие улочки с судьбами любимых персонажей, где воздух дышит рябиновой прохладой…
Выбирая литературу в книжном магазине, обязательно иду в раздел с методическими изданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации, чтобы пополнить свою профессиональную библиотеку интересными новинками. Сегодня хочу рассказать вам о своем недавнем ценном приобретении – целой серии новейших пособий моего любимого издательства «Экзамен», которое специализируется на выпуске учебной литературы. Это сборники типовых тестовых заданий по русскому языку, отличительной особенностью которых является полное соответствие последней демоверсии единого государственного экзамена 2018‑2019 учебного года. Актуально! Это пособие «ЕГЭ 2019. Русский язык. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ»; «ЕГЭ 2019. Русский язык. 15 (37, 49) вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ». Приказом №699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.Важным для моего выбора этих книг является и то, что их авторы-составители И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Р.А.Дощинский, М.С.Смирнова – ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке экзаменационных заданий, а значит, все методические материалы сборников учитывают особенности и требования ЕГЭ-2019. При подготовке к урокам учитель может использовать типовые экзаменационные варианты, комбинировать задания для отработки отдельных тем и для учеников с разным уровнем знаний.Советую обратить внимание на эти пособия не только своим коллегам, но и ученикам, чтобы получить представление о структуре и содержании КИМов по русскому языку, степени трудности заданий, использовать сборники дома при самостоятельной подготовке и отработке трудных для себя тем. Ведь каждое пособие содержит ответы ко всем вариантам тестов, развернутые комментарии к ответам, образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов.Остановлюсь подробнее на пособии «ЕГЭ 2019. Русский язык. 37 вариантов» под редакцией И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой.Известно, что структура и содержание ЕГЭ претерпели изменения: увеличилось количество заданий до 27, поскольку появилось дополнительное 21, позволяющее проверить синтаксическую грамотность старшеклассников; изменился формат заданий 2, 9‑12: теперь требуется выбрать варианты ответов с одинаковой пропущенной буквой, и количество правильных ответов варьируется от 2 до 4; уточнен уровень сложности отдельных заданий. Рассмотрим некоторые из них.Еще в прошлом году в задании 8 выпускнику предлагалось определить слово, в котором пропущена безударная непроверяемая (проверяемая, чередующаяся) гласная в корне, и выписать это слово, вставив пропущенную букву:1. Инт…ллектуальный.2. Неисч…рпаемый.3. Сов…щание.4. Ут…шение.5. Осл….пительный.Уже в нынешнем году задание усложнилось, и звучит теперь иначе: «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов:1) пр..ктический, упр..щенный, распозн..вание;2) об..регаемый, оз..рение, конф..ренция;3) нар..стающий, инф..рмировать, бл..стательный;4) возн..кновение, п..ровать, безог..ворочный;5) подск..занный, п..рьевой, ан..лизировать».Теперь выпускнику необходимо воспользоваться расширенным диапазоном знаний, ведь в новом задании отсутствуют формальные подсказки: нельзя сказать точно, сколько всего правильных ответов. Таким образом, вероятность случайно угадать правильный вариант все ниже. Разбирая и анализируя слова в каждом ряду, понимаем, что правильных ответов в данном варианте три: 1 (практический – практика, упрощенный – просто, распознавание – знать), 4 ( возникновение – возникнуть, пировать – пир, безоговорочный – говор), 5 (подсказанный – скажет, перьевой – перья, анализировать – анализ).Подобные изменения можно встретить и в заданиях 10‑12. Сравните прошлогодний вариант задания 9: «Определите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:1. Чере…чур, бе…шовный.2. П…добрал, р…зыграл.3. Р…яный, под…езжая.4. Пр…рвать, пр…людно.5. Д…бавил, пр…дедушка»и формулировку 2019 года в задании 10: «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов:1) бе..жалостный, ра..цвести, и..бранный;2) подн..жал, зан..вес, пон..выращивать;3) пр..светлый, пр..увеличить, пр..рывистый;4) меж..гровой, от..скал, на..зготове;5) с..ежиться, раз..ем, под..езжать».Отсутствие подсказки о количестве правильных ответов заставляет потратить больше времени на выполнение задания, но позволяет качественно проработать материал, обращая внимание на каждое слово в ряду, проводя для него морфемный анализ, применяя на практике предметные знания. Результатом работы над заданием становится следующая числовая последовательность: 2 (поднажал, занавес, понавыращивать – неизменяемые приставки), 3 (пресветлый, преувеличивать, прерывистый – приставки, зависящие от лексического значения), 5 (съежиться, разъем, подъезжать – правописание разделительных ъ и ь знаков).Модификация заданий 9‑12 позволит восполнить пробелы филологического образования выпускников, создать сквозную систему заданий, позволяющих проверить освоение предметных результатов.Не менее ценным и важным дополнением в вариант ЕГЭ стало задание 21, проверяющее умение учащегося проводить пунктуационный анализ. Но прежде чем я остановлюсь на теоретической составляющей вопроса, не могу не обратить ваше внимание на то, что тексты, представленные в 21‑м задании, позволят укрепить в выпускниках чувство патриотизма: каждый отрывок – зарисовка о городах нашей великой страны, заповедных местах, великих людях, вершивших историю и оставивших в ней след. Здесь и озеро Селигер, и усадьба Знаменское-Раек в Торжокском районе Тверской области, и остров Таймыр, и славный Ярославль. И каждый текст можно анализировать не только на уроках русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации, но и на уроках литературы, истории, географии. Еще и по этой причине пособие займет достойное место на моей книжной полке.Возвращаясь к структуре задания 21, нужно сказать о том, что оно проверяет способность проводить пунктуационный анализ текста, то есть объяснять, какой знак препинания необходимо поставить и почему. Оно предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием и тире в предложенном тексте. За верное решение дается 1 балл. Номера правильных ответов можно указывать в любом порядке, их количество ограничено только количеством предложений. На это задание важно обратить внимание, потому как выпускники стабильно плохо выполняют задания на пунктуацию. Чаще всего проблемы возникают с правилами по темам «Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями», «Пунктуация в предложениях с однородными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей». Обратимся к заданию и тексту, предложенным в 7‑м варианте: «Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.(1)Урал – чудесный горный край. (2)Это один из самых развитых промышленных регионов России. (3)Крупнейший город Южного Урала – Челябинск. (4)Даже и сегодня его жизнь во многом подчинена нуждам гигантов индустрии – металлургического комбината, ГРЭС и Челябинского тракторного завода. (5)Челябинский тракторный завод – это город в городе Челябинске. (6)Сейчас рабочие торопятся на завод, и я – с ними. (7)Цикл производства на тракторном полный от литья до сборки – хочу ознакомиться со всем циклом производства трактора».Обращаем внимание на то, что в предложениях 1, 3, 4, 5, 6, 7 автор использует знак «тире», но только в предложениях 1, 3, 5 пунктограмма ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной и той же частью речи – именем существительным (1 – Урал – край; 3 – город – Челябинск; 5 – завод – город). Таким образом, пунктуационный анализ предложений позволяет старшеклассникам не только систематизировать знания по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», но и вспомнить о случаях обособления уточняющих членов предложения.Каждый раз при подготовке к своим урокам открываю сборник типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку и понимаю, что владею ценным языковым материалом – завтра смогу повторить со старшеклассниками правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, а с пятиклассниками изучу текст о фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Говорить об искусстве интересно всегда, ведь где искусство, там и красота художественного слова. А кто знает язык и разбирается в его тонкостях, без труда сдаст экзамен!…Помните, с чего я начала? Вам интересно узнать, что так огорчило женщину в магазине? Она была автором книги и, желая порадовать первого читателя, спрятала между страниц банкноту. Спустя какое-то время писательница заглянула в книжный магазин и увидела, что книга по-прежнему стоит на полке… А книги издательства «Экзамен» там никогда не пылятся! Благодарю издателей за качественную методическую помощь, желаю коллегам полезного чтения и плодотворной работы!
Анастасия МИНГАЧЕВА, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Губернаторский лицей» г. Ульяновска, учитель русского языка и литературы 1‑й категории, эксперт ОГЭ, ЕГЭ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017
Комментарии