search
main
0

Терроризм не пройдет! Игровой урок для 8-го класса. Раздел «Гидродинамические аварии»

Ход урока: I. Пролог. II. Террористическая угроза. III. Информация о ГЭС (слайды). IV. Раскрытие замысла преступников. V. Информация о последствиях (слайды). VI. Допрос. VII. Задержание. VIII. Загадка террористов. IX. Памятка населению при эвакуации. X. Эпилог.

I. Класс делится на четыре команды.

Учитель: Наш сегодняшний урок называется «Триллер». Триллер – остросюжетный фильм с элементами детектива. Нет, мы не будем играть в съемки фильма. Мы будем внутри картины, как герои фильма «Последний киногерой». То есть все взаправду.

II. Эпизод первый. Четыре террористические группы, набранные из наемников на территории

Саудовской Аравии, несколько дней назад проникли на территорию Российской Федарации. Их цель – теракт на одной из ГЭС России. Они намерены создать гидродинамическую аварию. Последствия могут быть катастрофичны.

Чтобы предотвратить катастрофу, я, координатор операции, собрал здесь лучшие контртеррористические силы России: «Альфа», «Барс», «Вымпел», «Гарпун». Руководство страны надеется на вас. Кстати, за каждый удачно проведенный этап операции всем в отличившейся команде присваиваются внеочередные офицерские звания, товарищи лейтенанты. (В журнале ваши звания отметят для конспирации цифрами).

Командиры, напишите название и список своей команды. Результаты заданий (ответы) вы должны записать на этот листок. Сдадите его в конце урока. Тогда же поставите оценки членам своей команды. А после каждого этапа операции будем обмениваться результатами.

III. Начинаем операцию. Вначале ознакомьтесь с объектами нападения. Видеоряд (на медиапроекторе, видеомагнитофоне или ДВД-проигрывателе): фото известных ГЭС. Краткая характеристика данных гидротехнических сооружений.

1/5 всей своей энергии Россия вырабатывает на ГЭС. Вода – надежный и дешевый источник энергии, поэтому все страны, обладающие большими и сильными реками, строят ГЭС. Им не надо топлива. Турбину-генератор вращает падающая вода. По сути ГЭС – это искусственный водопад. Но для сохранения нужного объема воды необходимы большие водохранилища. Воду в них сдерживает плотина. Разрушение плотины ведет к прорыву воды и к непредсказуемым последствиям.

IV. Раскрытие замысла.

Эпизод второй. Наши агенты, внедренные в лагеря боевиков, передали следующую информацию.

Объекты террористов – четыре ГЭС. Какие именно?

Возможные объекты для взрыва:

Серебрянская, Кольский полуостров,

Верхнесвирская,

Волгоградская,

Саяно-Шушенская (Западный Саян).

(Карта на стр. 8-9 атласа 8-го класса по географии, страница 11 атласа 9-го класса).

Террористические группы условно назовем: Красная, Синяя, Зеленая и Желтая.

Нам надо узнать, какая группа куда направляется. Агентам удалось добыть кое-какую информацию. В штаб операции поступило три шифрограммы:

Объекты (ГЭС) Красной и Синей групп имеют примерно одну и ту же географическую долготу.

В экипировке Красной группы, в отличие от всех остальных, отсутствуют солнцезащитные очки (постоянный шпионский атрибут!).

Командир Зеленой группы перед вылетом команды в неизвестном направлении с частного аэродрома в Подмосковье перевел стрелки ручных часов на несколько оборотов.

У вас есть две минуты, чтобы соотнести название группы (цвет) с названием ГЭС.

Итог аналитической работы:

Серебрянская – Красная, Верхнесвирская – Синяя, Волгоградская – Желтая, Саяно-Шушенская – Зеленая.

Звание старшего лейтенанта получают участники команды… (название команды школьников).

V. Информация о последствиях гидротехнических аварий и наводнений.

Наводнения – это 40% всех стихийных бедствий. Почти 3/4 суши Земли находится в районах, где существует опасность затопления.

В 1931 году в долине реки Хуанхэ (Китай) погибли более 3 млн. человек.

В 1927 году в каньоне реки близ Лос-Анджелеса прорвало плохо построенную плотину. Свидетелей самой катастрофы не осталось. Их смыло гигантской волной. Волна прошла 80 км, уничтожая все на своем пути, и ослабла, лишь выйдя на равнину перед Голливудом. Тысяча погибших.

У нас в стране в 1993 году был затоплен город Серов из-за прорыва плотины Киселевского водохранилища. Около 2 000 домов оказалось в воде, из них полторы тысячи оказались позже непригодными для жилья. Пострадали около 7 тыс. человек, были погибшие.

Видеоряд: районы затопления после наводнений.

VI. Допрос.

Эпизод третий. Наши зарубежные коллеги сумели перехватить радиопереговоры наемников, из которых стало ясно, что основная группа одна, она и будет взрывать плотину ГЭС. Остальные посланы для отвлечения внимания.

Только что удалось схватить связников трех групп («желтый» ушел, ранив нашего сотрудника). Их допросили на детекторе лжи и выяснили, что двое из них говорят правду, третий врет. К сожалению, связь плохая, и кто из них врет – неясно. Пока связь наладят, уйдет драгоценное время. Давайте попробуем аналитическим путем выяснить, кто лжет, и найти объект нападения.

Вот что сказали связники:

Один из трех оба раза солгал. Кто?

Вывод: Зеленые, значит, они основная группа.

Очередное звание получают участники команды… (название команды школьников).

VII. Задержание.

Эпизод четвертый.

Чтобы задержать преступников в лесу, нужно отобрать лучших специалистов маскировки. (Ребята изображают деревья, стоя на одной ноге. Учитель ходит между «деревьями». Ребенок пошевелился – выбывает из игры, садится за парту.)

VIII. Загадка террористов.

Эпизод пятый. Мы задержали не всех. Ядро группы благополучно добралось до Саян. Наш резидент из Турции передал ценнейшую информацию. Зеленая группа решила проникнуть внутрь хорошо охраняемой плотины по затопленной трубе для сброса воды длиной 50 м. На секретной базе был создан полный макет этой трубы.

Известно, что на четыре человека у террористов один акваланг, очень маленький – воздуха в нем максимум на 12 минут, в трубе умещается не более двух человек. Тренировки показали, что все пловцы имеют разную скорость продвижения (1, 2, 4 и 5 минут в один конец), причем скорость пары – это скорость более медленного пловца. Один из пары должен возвращаться для передачи акваланга. Если пловцы (А, Б, С и Д) не успеют преодолеть трубу за 12 минут, как минимум, двое из них погибнут. А двоим не выполнить миссию – плотина слишком большая.

Нам надо расшифровать эту загадку. Действия врага надо предугадывать.

Разгадка: 1-я пара – АВ, А возвращается, 2-я пара – СД, В возвращается, 3-я пара – снова АВ.

Мы «раскусили» злодеев, но слишком поздно. Террористы добрались до плотины. Целый город ниже по течению сначала останется без света, потом – без тепла, но главное – его может просто смыть гигантским потоком. Враги слишком близко подобрались к своей цели. Мы не можем рисковать. Придется известить жителей о возможной опасности.

IX. Задание: составить памятку населению при эвакуации во время наводнения.

Памятка

1. Включите радиоприемник, телевизор на местной программе – там вы можете услышать сообщение об угрозе, способы эвакуации, инструкции.

2. Получив информацию о начале эвакуации, необходимо отключить электричество, газ, воду, быстро собраться и взять с собой на эвакуационный пункт:

– Документы (в непромокаемой упаковке).

– Деньги.

– Медицинскую аптечку.

– Трехдневный запас продуктов.

– Туалетные принадлежности.

– Запасную одежду и обувь.

3. Если наводнение застало внезапно:

– Как можно быстрее подняться на возвышенное место (холм, чердак дома, широкое дерево и др.).

– Взять с собой запас воды, продуктов, укрытие от непогоды.

– Подготовить сигналы бедствия.

– Собрать все, что может быть плавсредством (камеры, пластиковые бутылки, доски и др.).

– Ждать помощи, но при явной угрозе эвакуироваться самостоятельно.

4. После спада воды:

– Остерегайтесь провисших и порванных проводов.

– Прежде чем войти в помещение, проветрите его, открыв дверь, окна.

– Входя в дом, убедитесь, что в нем нет опасных разрушений.

– Не пользуйтесь электроприборами (до проверки электросети специалистами).

– Не применяйте без крайней необходимости спички и светильники.

– Не употребляйте продуктов, попавших в воду.

К счастью, эти инструкции не понадобились, террористов нейтрализовали. Победа!

X. Эпилог.

На сегодняшнем уроке мы многое вспомнили и кое-что узнали впервые. География, географические координаты, часовые пояса, световые пояса, силы природы, объекты гидроэнергетики, правила поведения в чрезвычайной ситуации, логика и логическое мышление. Мы учились работать в группе и стремились победить.

А повезло больше всех команде… (название команды). Ее мы и поздравляем.

Наверное, командиры остальных команд хотят сказать несколько слов о своих товарищах, поблагодарить за сотрудничество?

Заключительная фаза урока – рефлексия.

Комментарии к уроку.

1. Урок можно давать во время изучения раздела «Гидродинамические аварии» как в начале, чтобы заинтересовать ребят темой, так и в конце для обобщающего повторения. Впрочем, занятие можно провести и в середине раздела. В этом случае разумно оставить открытыми некоторые проблемы безопасности для поиска ответов на следующих занятиях.

2. Основные педагогические задачи:

Образовательные. Круг понятий и тем: ГЭС, общее представление об их устройстве, значение для экономики страны, крупнейшие станции России, их территориальное расположение, потенциальная опасность при возможной аварии, работа службы спасения, правила поведения населения во время чрезвычайных ситуаций. Повторение, закрепление тем географии 6-го класса: географические координаты, световые пояса; тем 8-го класса: часовые пояса, внутренние воды, наводнения; частичное опережающее изучение темы ОБЖ «Воинские звания».

Развивающие: дать возможность ученикам применить полученные ранее знания для решения практических задач; применить логическое мышление, в частности метод исключения; включить креативное мышление, научить продуктивно работать в условиях дефицита времени и соревновательного ажиотажа.

Воспитательные: опыт работы в группе, воспитание любви к природе, патриотизма.

Евгений ВИРЯЧЕВ, преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №18, победитель VII конкурса «Учитель года Вологодской области», Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте