search
main
0

Terra Felicitas

Как школа становится территорией счастья

Как сделать школьные годы по-настоящему счастливыми и для детей, и для тех, кто их учит? Нужно создавать для тех и других ситуацию успеха! В школе №2086 руководствуются именно этой формулой. А в нынешнем учебном году у наших школьников и педагогов появились новые возможности, связанные с постепенным погружением в захватывающую и возбуждающую любопытство реальность – «Проектоград-2086», мотивирующий на победы и достижения.

Играть – в удовольствие!

С этого учебного года подростковая школа превратилась в город. Его жители – ученики и педагоги. Чем они занимаются? Строят и развивают свой город. Отныне они по утрам идут не просто в школу, но и на работу – как инженеры, дизайнеры, психологи, журналисты, программисты. Неожиданно, правда? Да, это лишь ролевая игра, но с ее помощью ребята получают такие знания и умения, которые очень пригодятся им в дальнейшем.

Градостроительство, экономика, образование, культура, инновации – вот ключевые направления, по которым работают жители. Эти направления курируют профильные департаменты, сотрудниками которых являются ребята. Взрослые – их опытные наставники.

При каждом департаменте работают свои бюро, где горожане проходят курсы повышения квалификации и решают проектные задачи. Здесь, в мастерских творчества, ребята совершают удивительные эксперименты и познают себя в разных интересных ролях: в бюро soft skills приобретают навыки лидеров, в экматбюро становятся бизнесменами, в медиабюро овладевают искусством видеосъемки, в культбюро оттачивают силу слова и критическое мышление, в бюро новых технологий «ФабЛаб-2086» выстраивают общение с искусственным интеллектом, а в конструкторском бюро превращаются в изобретателей и создают новую реальность!

Обычный год во вселенной «Проектограда» делится на три игровых. Так, его юные жители за 5‑6‑е классы проходят шесть полноценных курсов, то есть проживают шесть «игровых» лет и набирают ценный багаж навыков и умений! Помимо профильных бюро в «Проектограде» есть и линейка курсов для семиклассников – «вечерние школы».

Такой интерактивный метод позволяет учащимся на собственном опыте проживать почти профессиональные ситуации! Это как квест в реальности с большим количеством уровней, где в конце каждого из этапов наиболее успешных ждет своя награда. Но личные бонусы далеко не единственное, ради чего школьники после уроков c горящими глазами спешат в проектные бюро. Здесь они обретают особую радость от встречи с новым, атмосферы товарищества и предвкушения ярких впечатлений! Для кого-то это способ легко и позитивно познавать мир, а кто-то, занимаясь в бюро, уже претворяет в жизнь свои мечты! Ребята, вовлеченные в процесс, понимают: все новое, что удается почерпнуть, уже в скором времени пригодится.

Результат здесь и сейчас

Во вселенную «Проектограда» вовлечены вся подростковая школа и большая команда педагогов. Программа, созданная методистами школы, отлично вписалась в концепцию учебного заведения, где в старшей школе сегодня реализуют шесть направлений предпрофессионального образования: историко-филологическое, экономико-математическое, академическое, инженерное, а также медиа- и IT-программы. И жизнь в «Проектограде» призвана помочь подросткам сделать правильный выбор в пользу того или иного профиля. Так, департаменты «Проектограда» символизируют не что иное, как предпрофессиональные направления школы. Бюро и курсы при департаментах – это профильные подготовительные модули. В рамках одного направления может быть от одного до двух модулей. К примеру, в медиабюро действуют два курса: на первом можно получить навыки тележурналиста и оператора, на втором попробовать себя в роли видеоблогера.

– Нам удалось осуществить давнишнюю мечту: реализовать такую программу для подростков, которая позволяла бы соединить учебу с выбором дополнительной деятельности. Получилась настоящая творческая лаборатория, где наши ребята имеют возможность пробовать себя во всем! – говорит директор школы №2086 Елена Орлова. – Здесь они не получают оценок, для них это игра, поэтому они отдаются ей полностью, раскрываются, не боятся ошибаться. Здесь они чувствуют себя свободно и счастливо. И этот счастливый опыт ребята обязательно возьмут в будущее!

Формат ролевой модели для подростковой школы вполне закономерен. Педагоги отмечают: подростки и старшеклассники – совершенно разные категории детей. Если старшие уже готовят себя к взрослой жизни, нацелены на получение предпрофессиональных навыков, то учащиеся средних классов пока мыслят другими понятиями.

– Подростки еще находятся в возрасте активного любопытства, естественного интереса к познанию окружающего, – объясняет один из авторов программы, педагог-организатор, президент «Проектограда-2086» Даниил Павлов. – И если в этом возрасте интерес не удается удовлетворить, то очень быстро происходит его затухание. И тогда к 7‑му или 8‑му классу ребенка уже мало чем можно будет увлечь. «Проектоград-2086» нацелен на то, чтобы этот естественный интерес поддерживать.

А интереснее и радостнее всего школьнику бывает, когда он не просто участвует в процессе, но и результаты работы не заставляют себя долго ждать! Именно поэтому «Проектоград-2086» не столько игра в город, сколько проектная деятельность. Школьникам предлагают реализовать во время работы в бюро командный или индивидуальный проект. Так, в бюро soft skills ребята с удовольствием разрабатывали настольную игру по развитию лидерских навыков, в медиабюро снимали новости и даже школьный ужастик, а в конструкторском бюро работали над созданием сложных механизмов.
На реализацию всех идей отводилось всего 7‑8 недель. Но сжатые сроки школьников не пугали, а даже подзадоривали!

– Для подростков важна сама возможность пробовать, они активно стремятся к самовыражению, – считает Даниил Павлов. – Для них не существует долгосрочных целей, они хотят видеть результат здесь и сейчас! Именно проектная работа помогает им быстро решать поставленные задачи, анализировать результаты. А потом с таким же интересом ребята примутся воплощать новые идеи, идти навстречу новым успехам. Бюро «Проектограда-2086» открывают школьникам все возможности!

Что нам стоит город построить

То, что с краткосрочными задачами подростки могут блестяще справиться, показала самая первая выездная программа «Проектограда-2086». За каких-то три дня ребята смогли «построить» целый мегаполис! Из подручных средств – ватмана, картона, пластика, ниток и природного материала – на нескольких квадратных метрах команды школьников развернули целые кварталы с городскими высотками, проложили транспортные артерии, грамотно разместили зоны отдыха и достопримечательности.

Каждый район города «строили» с учетом особенностей территорий: кому-то по жребию досталась болотистая местность, другим – край, богатый полезными ископаемыми. Для своих районов горожане разрабатывали индивидуальные проекты развития по ряду направлений: управление, экономика и финансы, проектирование, инжиниринг, культура и просвещение, инновации, СМИ. Каждый житель сам определял, в какой сфере он может себя реализовать. А все идеи горожан в нужное русло направляли старшие наставники.

В рамках второй выездной смены жители «Проектограда» развивали в своем городе музей истории человечества. В концепции проектной работы вновь нашли отражение все действующие в школе предпрофессиональные программы, но уже в свете музейной деятельности. Ребята снова с радостью и вдохновением погрузились в жизнь города! Итогом большой коллективной работы школьников и педагогов стала живая экскурсия по «музейным залам». Учащиеся создали из подручных средств экспонаты, символизирующие семь исторических эпох, включая даже будущее. Фантазия ребят не знала границ! А за достижением общей цели многим удалось раскрыть все свои таланты и способности. Вторую смену подряд ребята покидали счастливыми и обновленными!

То, что делает нас счастливее

В «Проектограде» скоро стартует третий «игровой» год. Многие из ребят уже смогли решить, к какому из профилей у них лежит душа. Семиклассник Михаил Мининков был счастлив попасть в ноябре на вторую выездную смену. Именно она помогла ему определить для себя перспективы.

– Мне было интересно работать в департаменте управления, организовывать управленческую деятельность в музее. Скорее всего, я выберу академический профиль, – поделился школьник. – На смене мы также занимались тренингами. Было интересно и увлекательно! Я стал увереннее чувствовать себя в кругу ребят. Обязательно буду участвовать в таких сменах снова и снова!

Елена Владиславовна Орлова убеждена:

– И работа в бюро, и выездные программы помогают ребятам выбирать не столько то, чем они хотят заниматься в старшей школе, сколько педагогов-наставников, в пользу которых они сделали такой выбор. Это значит, что старшие действительно могут их увлечь, повести за собой, создать благоприятные условия для счастья ученика, ситуацию его успеха.

Это также одна из целей, которую преследует программа. Президент «Проектограда-2086» – педагог-организатор Даниил Павлов – считает, что формат ролевой модели способствует успеху в том числе и старших наставников:

– Педагоги сразу видят, с кем они могут в дальнейшем углубленно изучать предмет. Это мотивирует учителей приумножать знания в своей предметной области, искать то новое, что всегда будет интересно ученикам, совершенствовать свои профессиональные умения.

И для школьников, и для учителей «Проектоград-2086» – лаборатория личностного роста. Программа стартовала только в этом учебном году. Но она уже стала частью школы. И взрослые, и дети уверены, что так будет и впредь. Это то, что дает возможность школьникам и педагогам творить, развиваться и быть счастливыми!

Андрей ЛАТЫНЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте