Столкновение интересов, мнений, суждений, противоположных взглядов можно обозначить одним словом – «конфликт». Скажем, спор о том, нужно ли сносить старые, представляющие культурную ценность здания и строить вместо них современные. В школе может возникнуть конфликт с учителем, одноклассниками, с самим собой.
Конфликтная ситуация становится конфликтом, если один из участников начинает действовать, ущемляя интересы и права другой стороны, наносит оскорбление противнику. Если в свою очередь противоположная сторона отвечает тем же, то конфликтная ситуация переходит в динамичный конфликт. В конфликт могут вступить двое, две группы, два государства, две нации.
Источники конфликта
Мозговая атака. «Какие ассоциации у вас вызывает слово «конфликт»?». Обычно мозговая атака проводится так: ведущий записывает на листе без обсуждения все мысли, которые высказывают участники на поставленный вопрос.
Цель мозговой атаки: создать конфликтную ситуацию.
Условие. В течение одной минуты каждый на своем рабочем месте записывает свою мысль индивидуально.
Вопросы участникам
Кому удалось выполнить задание?
Кому не удалось?
Можно ли это назвать конфликтной ситуацией?
Работа в малых группах
Создаются три группы. Каждая получает свое задание.
Группа А: сформулировать понятие «конфликтная ситуация».
Группа В: сформулировать определение понятия «конфликт».
Группа С: перечислить, какие виды конфликтов встречаются в жизни. Скажем, семейный, межвозрастной, производственный, международный.
Через 10 минут каждая группа представляет итоги работы. Затем они обсуждаются всеми и вывешиваются на доске.
В конце занятия можно сказать: «Посмотрите, сколько интересных идей вы придумали. Все лучшее из этого можно будет использовать в жизни».
Вопросы после обсуждения
Приведите примеры конфликта, участником или свидетелем которого вы были.
Чем он закончился?
Что вы при этом испытывали?
Как вы думаете, что стало его источником?
Что может стать источником любого конфликта?
Работа в четырех группах
Задание. Проанализировать и перечислить виды конфликтов, которые могут возникнуть, если их источником оказались следующие факторы:
искаженная устная информация – группа А;
предрассудки – группа В;
стереотипы – группа С;
дискриминация – группа Д.
Работа каждой группы обсуждается 2 минуты.
Игра «Испорченный телефон»
Цель. Показать возможность искажения устной информации.
Условия игры. Внимательно выслушать информацию и передать ее другому.
Чтобы итоги игры были результативными, ведущий просит нескольких учеников выйти из класса и потом заходить по одному, слушать внимательно информацию и передавать ее следующему приглашенному в класс.
Текст устной информации (примерный)
У моего друга пропал дог Джек. Он развесил объявления. Скоро ему позвонили: на улице Крылова (на самом деле Кольцова) гуляет именно такая собака. Мой друг искал эту улицу, но так и не нашел.
Как вы думаете, в чем смысл этой игры?
Можете ли привести свой пример, когда искаженная информация стала источником конфликта?
Удалось ли избежать конфликта?
Если источником конфликта стали предрассудки
Предрассудки нередко создают внутренний дискомфорт у человека и могут привести к конфликтной ситуации, которую трудно разрешить. Предрассудки составляют традиционные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, предубеждения. Они определяются уровнем развития общества и теми ценностями, которые оно исповедует. Стереотипные и эмоционально окрашенные предрассудки очень устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.
Требуются две-три группы.
Задание. Придумать и разыграть сценку, в которой какой-либо предрассудок приводит к конфликту (в семье, на улице, в классе, между друзьями). Через 10 минут группы показывают свои сценки. Потом идет обсуждение.
Если источником конфликта стал стереотип
Предлагается попытаться разрушить стереотип всеми возможными способами. И тогда может произойти чудо. Ярлык, который «заклеивает», загораживает положительные качества человека, может исчезнуть. И тогда откроется большое количество его привлекательных качеств. «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен», – сказал Валерий Брюсов.
Но здесь есть одно непременное условие – желание увидеть мир прекрасным должно быть обоюдным, взаимным. А этого чаще всего добиться невозможно.
Упражнение. Разрушение стереотипа
Специалисты в области человеческого общения считают, что примерно 55% информации мы получаем благодаря мимике, жестам, взглядам, которые сопровождают речевое общение. 38% исходит от голоса (высота тона, тембр). И только 7% информации получается от содержания сказанного.
Это означает, что по содержанию информации человек может слышать одно, а по мимике и взгляду собеседника чувствовать другое. Это позволяет либо усомниться, либо убедиться в истине сказанного.
Задание. Разрушить стереотип:
Молодой руководитель – некомпетентный руководитель – группа А.
Пожилой руководитель – опытный руководитель – группа В.
Группа экспертов-наблюдателей – группа С.
Группе С первой предоставляется слово.
Приведите примеры из жизни, когда сложившийся для вас стереотип человека по каким-то причинам разрушился. Что этому способствовало?
Избежать конфликта можно, если отнестись терпимо, с пониманием, с уважением, скажем, к человеку с иными взглядами, иными национальными традициями и т. д.
Что такое терпимость?
Она определяется: признанием и уважением. Правом других людей иметь свои привычки, веру во что-либо, ценности, отличные от ваших.
«Хотя все общество построено на нетерпимости, все улучшения в жизни общества основаны на терпимости». Это высказывание Бернарда Шоу.
Упражнение. От «мы» до «я»
Нужно письменно ответить на вопросы:
В чем я такой же, как все?
В чем я такой же, как большинство людей?
В чем я похож на некоторых людей?
В чем я не похож ни на кого?
Упражнение. Терпимость и различия
Сдается в аренду помещение. Оно предназначено для отдыха, учебы, конференций. Его хозяин не знал, к какой группе людей принадлежит, чем занимается его арендатор.
Определите каждый из вариантов: хозяин сдает помещение любому. Может сдать только определенной группе людей. Никогда не сдает тем, кто будет заниматься незаконной деятельностью.
Какой вариант отвечает понятию «терпимость»? Почему?
Как соотносятся «право» и «терпимость»?
Итак, сделаем общий вывод.
Терпимость – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны на культуру мира. Терпимость – это отказ от догматизма, утверждения, что только вы правы, что истина абсолютна. Терпимость – это величайший дар ума и сердца.
Елена ЧЕРГИЗОВА, учитель обществознания, Московская область
Комментарии