Ровно пять лет назад, в 2002 году, профессорский состав Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова предложил идею о новой форме работы с потенциальными абитуриентами – создании конкурса для начинающих журналистов, который мог бы предоставить им льготы при поступлении. И такой конкурс был организован. Его претворили в жизнь Московский государственный университет и «Радио России». «Стань журналистом!», а именно так было решено назвать проект, своей главной задачей считал помощь творческой молодежи, прежде всего из регионов Российской Федерации, в становлении журналистами. Тем, кто будет определять журналистику XXI века…
С добавлением к постоянному партнеру МГУ в проведении конкурса «Радио России» «Российской газеты» изменилась формация проекта. В частности, если ранее «СЖ!» проходил в два этапа, то теперь добавлялся третий, очный, пять победителей которого зачислялись на бюджетные места в МГУ без каких-либо дальнейших испытаний и отборов. Условия конкурса и требования к конкурсантам активно распространялись партнерами Московского университета, которые несли на себе большей частью информационные функции.
Первый этап перманентен с самого первого, опытного проведения конкурса – это письменная работа. Темы работ предоставляются МГУ, они каждый год разнообразны. В прошлом году для того, чтобы принять участие в конкурсе, необходимо было подготовить и прислать проект радиостанции, в этом же добавили к числу тем аналогичные проекты во всех известных сферах журналистики, включая даже новаторские отрасли последних лет, такие как блоги и газеты для мобильных телефонов. Помимо хорошей идеи проект должен был содержать обоснование выбора для создания того или иного типа СМИ, наличие его конкретных характеристик (название, учредитель, редактор, сотрудники, целевая аудитория и т. д.), информационную политику, мотивацию приобретения, возможные внередакционные инициативы, возможность практической реализации проекта.
Отбор проектов был достаточно жестким, ведь помимо профессорского состава МГУ и журналистов высочайшего уровня работа получала оценку специалистов по медиаменеджменту, тех, кто занимается реализацией проектов. Самыми важными критериями оценки были жизнеспособность проекта, то есть способность его реализации, его новизна по отношению к существующим средствам массовой информации. Обращалось внимание на продуманность работы – соответствие заявленных идей реальным способам воплотить это в жизнь, структурным особенностям, тематике проекта. На рассмотрение принимали и финансовую сторону проекта – из каких средств он будет финансироваться.
Радиотур – второй этап конкурса. Еще год назад «Стань журналистом!» заканчивался на этой стадии, предоставляя победителям льготы при поступлении – высший балл за творческий конкурс. Эти же привилегии даются и сейчас, только участник получает дополнительную возможность – не только сдавать летние экзамены на упрощенных основаниях, минуя творческий конкурс, но и попробовать свои силы уже в апреле, на третьем этапе конкурса. Но для того чтобы заранее получить зачет творческого конкурса, необходимо в прямом эфире ответить на два вопроса, которые задает преподаватель МГУ, к которым предлагаются три варианта ответа и несколько секунд на раздумывание. Все вопросы касались истории и теории журналистики, однако узкой направленности не было – спрашивали начиная с: «Из какого языка пришло слово «газета»?» (итальянского) и заканчивая: «Кто основал газету «Правда»?» В эфир участники выходят по двое и отвечают по очереди. После традиционных вопросов участника могли еще спросить о его проекте.
В этом году конкурс «Стань журналистом!» отметил свой первый юбилей. Несмотря на относительную молодость, он уже помог осуществить мечту многих амбициозных молодых людей нашей страны – поступление на факультет журналистики лучшего в России университета. Ведь кроме льгот, конкурс помогает раскрыть скрытые таланты, выявить слабые стороны, над которыми следует поработать, дает уверенность при поступлении. А это, согласитесь, немало.
Мне по душе традиционная публицистика, поэтому я решил выбрать проект на тему «Мой проект журнала XXI века». Свой журнал «Мир» я посвятил насущной в наши дни теме воспитания нового поколения, развитию интереса к отечественной и общемировой культуре (духовного и гуманного начала), формированию у подростков активной политической и социальной позиции. Сейчас политологи нашей страны забили тревогу – необходим нацпроект «Культура». Своеобразным подспорьем ему мог бы стать журнал «Мир». Проект кажется несколько фантастичным, однако при некоторых доработках, финансовой поддержке государства (по моему проекту – организатора) и при понимании цели со стороны сотрудников вполне мог бы стать сильнейшим подспорьем не только родителям и педагогам, но и политикам, и всем, кто хочет достойного будущего для своих детей и своей страны…
Внезапный звонок из Москвы принес мне поистине великолепную новость – развеялись мои сомнения о каких-то недоработках, мой проект оказался в числе сорока лучших работ, что означало мое участие в радиотуре. Об эфире меня предупредили за один день до прямого включения, поэтому времени на подготовку не было – надеялся на те знания, которые у меня уже были.
Настал долгожданный день моего выхода в эфир, восьмое марта. Ободренный советами родных и друзей, я ждал своего момента истины, сидя у телефона. Уже после, когда состоялась моя встреча со всеми финалистами проекта, я позволял себе шутить над случившейся ситуацией. Уж не знаю, какого рода должны быть проблемы ГТС, но домашний телефон у меня отключается раз в три-четыре дня. И случилось же ему замолкнуть в такой неподходящий момент! До 12.10 – времени выхода программы в эфир – оставался еще час, когда я понял, что домашний телефон не работает. «На линии ремонт», – бездушно ответили на телефонной станции. Название романа Чернышевского («Что делать?») возникло в памяти автоматически… Пришлось спешно доставать номер редактора «Радио России», которого я попросил звонить на мобильный телефон.
Последние минуты ожидания превращались в муку – шел выпуск новостей, к тому же в очереди я был вторым. На вопросы «Как называлось первое в России издание для женщин?» («Крестьянка») и «В какой газете начинали Кольцов, Булгаков, Ильф, Петров, Олеша?» («Гудок») я ответил правильно, значит, после всех трудностей меня все же ждал последний нововведенный тур.
Раньше, как я уже говорил, конкурс заканчивался на этапе радиотура, и финалистов «СЖ!» освобождали от участия в творческом конкурсе. Но с таким форматом только двое из всех победителей конкурса поступили на факультет в прошлом году. Несколько лет искали возможность дать шанс победителям радиотура попробовать свои силы до начала летних вступительных испытаний. И вот Московский государственный университет выступил с инициативой проведения предметных олимпиад для школьников «Ломоносов», в соответствие с которой привели и «Стань журналистом!», что позволило предложить финалистам пройти предметные олимпиады – по русскому языку и литературе и по иностранному. А уже на основе этих работ и защиты проекта ответственная комиссия выбирала пятерых счастливчиков, которые зачислялись на журфак Московского университета без экзаменов.
Из нового формата проведения конкурса финалисты получали не столько льготы при поступлении на факультет журналистики МГУ, сколько бесценный опыт участия в проекте под эгидой крупнейших российских институтов знания. Организовывались посещения не только факультета журналистики МГУ, где проводились олимпиадные работы, но и «Российской газеты», где проводились собеседование и защита проектов, «Радио России», где пять счастливчиков давали интервью, и главный корпус МГУ, где проходила экскурсия для участников конкурса.
На финальный этап в Москву приехал двадцать один человек, хотя радиотур прошли двадцать четыре участника из сорока. Две финалистки поступили по другому конкурсу МГУ – «Покори Воробьевы горы», еще одна отказалась по личным причинам. Стоит отметить, что, несмотря на изменение формы конкурса, не изменилось главное – в «СЖ!» продолжают участвовать жители всех уголков страны, ведь равные в нем шансы имеют и житель Камчатки, и житель столицы. География этого года оказалась традиционно обширной – в число участников третьего этапа вошел представитель Сибири – города Нефтеюганска Тюменской области, были участники из Удмуртии, с Урала, из самого европейского в России Калининграда. А среди участников радиотура была девушка из Южно-Сахалинска, к сожалению, не дошедшая до финала. Конечно, есть и представители Москвы. По словам заместителя декана факультета журналистики МГУ А. В. Раскина, «участники из регионов оказались в некоторых случаях даже выше, чем представители Москвы и Московской области. Это очень приятно, что в регионах есть неплохая подготовка». А значит, задача конкурса – находить и помогать талантливой молодежи – выполняется, и «Стань журналистом!» не бессмысленен.
Размещены мы были в гостинице «Университетская», неподалеку от главного корпуса МГУ на Воробьевых горах. Участникам разрешалось приезжать с родителями, которых размещали вместе с их чадами. Все дни пребывания в Москве были чем-то заполнены, хотя большую часть дня можно было проводить по своему усмотрению: кто-то предпочитал перед экзаменами расслабляться, кто-то, наоборот, заучивать и повторять. И каждый день под присмотром членов приемной комиссии университета финалисты отправлялись в здание журфака, где проводились олимпиадные работы.
Экзамены, через которые мы прошли, были достаточно сложными, но соответствовали уровню предметных олимпиад, проводимых МГУ. Темы для сочинений по литературе, скажу честно, привели меня в замешательство. Хоть темы для всех экзаменационных работ и выбираются лототроном, казалось, что для финалистов «Стань журналистом-2007» умышленно выбрали сверхсложный вариант. «На такие диссертации пишут!» – воскликнул мой сосед, только увидев предложенные варианты работ. Их было три: «Революционные мотивы в лирике А. А. Блока, В. В. Маяковского и С. А. Есенина», «Судьба поэта в поэзии А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова» и «Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»». Согласитесь, серьезные. После первого же экзамена из борьбы выбыли одиннадцать участников, поскольку за неуд по любой из сдаваемых дисциплин финалист лишался права проходить собеседование, по которому и определялось, кто войдет в число пяти счастливчиков.
Несмотря на неудовлетворительные оценки на сочинении, все финалисты пришли писать олимпиадную работу по иностранному языку. Здесь не было места принципу «главное – не победа, а участие» – все финалисты уже считались победителями, поэтому каждому хотелось испытать себя на высшем уровне и постараться получить оценку «пять», которая гарантировала этот же балл на летнем экзамене.
К каждой работе предъявлялись высокие требования: русский язык проверяли стилисты, каждая литературная цитата (а использовать их нужно было обязательно) сверялась с источником, в сочинении также очень важно было использовать слова критиков и рецензентов. Английский также предъявлял свои требования, прежде всего словесное разнообразие, правильное использование грамматики, верные артикли и многое-многое другое.
После каждого трудового дня, полного переживаний и умственного труда, все финалисты приходили в номера гостиницы, где, скооперировавшись по два-три человека, начинали словесные дебаты и совместные рассуждения – на конкурс (невзирая на оценки) приехали прогрессивные и заботящиеся о своем будущем и своих знаниях люди. Участники поражали обширностью своих знаний, которые далеко не заканчивались журналистикой, разносторонним подходом к жизни. Соперники на экзаменах с легкостью превращались в лучших друзей, миновав пределы аудиторий…
Последний аккорд песни «Стань журналистом!» был сыгран в здании главной газеты страны – «Российской газеты». В моей памяти это место оставило не меньше впечатлений, чем здание Московского университета на Воробьевых горах. Охрана и проверка документов у входа да и внутреннее убранство редакции впечатляют так, как будто ты попал в министерство. Но судьба привела нас, финалистов «СЖ-2007», сюда совсем по другой причине – собеседование и защита проекта. Пока победители смотрели автобиографический шедевр Федерико Феллини «Рим», комиссия, состоящая из декана факультета журналистики Ясена Николаевича Засурского, его заместителя Андрея Вадимовича Раскина, главного редактора «Российской газеты» Владислава Фронина, многих других мэтров российской журналистики, вызывала по одному участнику, которые презентовали им свой проект, давали комментарии, отвечали на вопросы комиссовавших. Это испытание было не только самым высокоорганизованным – после показа кинофильма для участников «Стань журналистом-2007» проводилась экскурсия по редакции и издательскому центру, – но и самым важным с точки зрения соревнования. Основываясь на личных впечатлениях от финалистов, комиссия делала свой выбор.
Сказать честно, не уверен, что прошедшие в число счастливчиков были лучшими в журналистике из всех финалистов проекта. Скорее, они были лучшим образом подготовлены. Не говорю, что моя кандидатура была достойнее, однако многие из финалистов являлись журналистами со стажем, сотрудниками СМИ в своих регионах, поэтому было обидно за то, что никто из них не получил места в лучшем вузе страны. Было удивительно разговаривать о произведениях Кафки и философии экзистенциализма с финалистом, написавшим все олимпиадные работы на «неудовлетворительно», при том что некоторые из поступивших на журфак по конкурсу либо таких суждений не вели, либо не шли на контакт вообще. Возможно, все недостатки были в связи с первым опытом проведения третьего тура, который пока далек от совершенства. В этом случае ратую за изменение этапа в пользу журналистов…
Просто так вылетевшие участники уехать не могли – они решили выпустить спецвыпуск газеты «Журналист», которую издает факультет журналистики МГУ, посвященный впечатлениям от конкурса самих участников. Вместе мы писали, планировали и редактировали статьи до того момента, пока нас не выгнали из здания – оно закрывалось. Выпуск увидел свет уже через день, одна копия до сих пор хранится в моем столе…
Как сказал Бенджамин Франклин, «гений без образования подобен серебру, что еще в руднике». Надеюсь, что кто-нибудь из читателей этой статьи будет участвовать в конкурсе «Стань журналистом!» в будущем, будет искать и будет жить. И превратится тем самым в звонкую серебряную монету.
Орел
Комментарии