Современный школьник испытывает дефицит движений. Даже уроки физкультуры и физкультпаузы на уроках не восполняют его в полной мере. Двигательная активность – важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья школьников. Многие годы занимаясь танцем и ритмикой, я сделала вывод, что танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие человека и разработала свою оздоровительную программу «Терапия танцем». Этот предмет я назвала «ритмопластика» и считаю, что его можно использовать в начальных классах общеобразовательной школы. Занятия снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.
– проекта. Продолжительность курса 3-4 года, продолжительность урока 40-45 мин. Наполняемость класса 10-15 человек.- здоровья:
Основная цель занятий по программе «Терапия танцем на уроках ритмики» (ритмопластика) – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.
Задачи программы:
коррекционно-оздоровительные;
развивающие;
нравственно-эстетические.
Коррекционно-оздоровительные задачи
При искривлении позвоночника в туловище и организме в целом происходят деформации, которые могут привести к серьезным заболеваниям во взрослом возрасте. Для устранения и коррекции отклонений от нормы в опорно-двигательном аппарате применяются отдельные упражнения, гимнастика, танцевальные этюды. Полезны упражнения на укрепление мышц спины, мышц брюшного пресса, растягивание мышц и связок тазобедренного сустава, мышц и связок спины, особенно поясничного отдела, упражнения на гибкость корпуса.
При профилактике плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Упражнения с сокращением и вытягиванием, вращением стоп лежа и сидя, поочередным хождением на полупальцах, пятках, внешних и внутренних краях стоп способствуют профилактике плоскостопия и укреплению мышц стопы.
Если вестибулярный аппарат легко раздражается, то человек не может переносить длительных поездок в автомобиле, не способен долго плавать, испытывает дискомфортные ощущения в повседневной жизни. Однако вестибулярный аппарат можно тренировать, тогда улучшится способность сохранять равновесие, общее самочувствие человека. Развитие и тренировка вестибулярного аппарата происходит во время танцевальных этюдов – движений на вращение головы и всего корпуса.
Каждый урок для ребенка – это не только процесс приобретения новых навыков, но и волнительный этап жизни. Танцевальные этюды и упражнения под веселую музыку с хлопками и припевками отвлекают от переживаний. Снять стресс помогают расслабляющие и релаксационные упражнения, дыхательная и пальчиковая гимнастики, самомассаж.
Развивающие задачи
Исследования ученых показали, что каждое полушарие головного мозга специализируется и руководит разными функциями, обрабатывая информацию разных типов. Нарушение межполушарного взаимодействия может быть одной из причин школьной неуспеваемости. На активизацию взаимодействия полушарий мозга направлены упражнения и танцевальные этюды, развивающие координацию движений, моторику, мышечную и мозговую память, наблюдательность, воображение, логику, что положительно сказывается на всей учебной деятельности ребенка.
Так, например, разучивание русских хлопушек в разделе «Народный материал» – это не только знакомство с традициями русского народного танца, но и хороший тренинг для развития четкости и собранности действий, произвольного внимания.
Нравственно-эстетические задачи
Занятия ритмопластикой прежде всего способствуют формированию положительных качеств личности, необходимых для успешного взаимодействия с другими людьми.
Дети поставлены перед необходимостью коллективной деятельности (работа в парах) с ее важнейшими воспитывающими функциями. На занятиях ритмопластикой неизменно присутствует доброжелательное общение. Привлекательные для детей, эмоционально насыщенные музыкальные и игровые упражнения способствуют гуманизации образовательного пространства, нацеливают детей на позитивное восприятие себя и окружающих.
Естественная потребность детей в движении превращается в упорядоченную, самоконтролируемую деятельность. Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму.
Народная хореография, танцевальные традиции и культурное наследие народов России воспитывают чувство патриотизма. Знакомство с танцевальной культурой прошлых столетий, этикетом, бальной хореографией способствует воспитанию хороших манер. Классический танец прививает чувство красоты, художественный вкус. Современная хореография, творческие задания воспитывают активность и инициативность, развивают творческое мышление.
Мониторинг
Участники мониторинга:
– дети, их родители, психолог, медицинские работники, педагоги, администрация лицея.
Содержание мониторинга:
– Мониторинг проекта. Продолжительность курса 3-4 года, продолжительность урока 40-45 мин. Наполняемость класса 10-15 человек.
– Мониторинг здоровья:
– физического и психологического. Программа «Терапия танцем на уроках ритмопластики» рассчитана на детей 1-4-х классов с любым уровнем школьной зрелости, 1-4-й групп здоровья;
– мониторинг личностных качеств и способностей ученика в системе нравственно-эстетического воспитания: уверенность в себе, произвольное внимание, мотивация.
Критерии мониторинга:
1. Двигательная компетенция.
2. Общественно-социальная компетенция.
3. Оздоровительно-реабилитационная компетенция.
Ожидаемые результаты – следующие знания и умения:
1. Знание методики и владение опытом исполнения движений (шаг-галоп, шаг польки, шаг-подскок, шаг-менуэт, шаг-вальс, хороводные рисунки и шаги, plie, releve, bt-tandeu);
– умение ориентироваться на сценической площадке и в репетиционном зале (право, лево, вперед, назад и т.д.);
– умение выполнять все элементы ритмики и танцевальные элементы.
2. Знание музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4, понимание их отличия;
– знание истории возникновения разучиваемых танцев;
– знание правил этикета прошлых веков и понимание их взаимосвязи с современностью;
– понимание особенностей народной хореографии;
– умение отличать танцы 2/4 от 3/4 и 4/4;
– опыт участия в концертных и праздничных мероприятиях школы.
3. Умение использовать в повседневной жизни элементы коррекционных гимнастик, дыхательных гимнастик, самомассажа, релаксационного тренинга.
Занятия ритмопластикой помогают стать увереннее, раскомплексованнее.
Методическое обеспечение программы
Основная форма – групповое занятие. Упражнения корригирующих гимнастик, танцевальные этюды составляются так, чтобы они были универсальны, полезны, доступны и интересны всем детям. Индивидуальные задания в игровой форме допустимы для отдельных участников во время изучения тем «Игры и творчество», «Экзерсис» (исходя из норм развития ребенка). Но на уроке учитель не должен разделять класс по способностям и норме здоровья. Все дети в равной степени вовлекаются в учебный процесс.
Сочетание теории и практики используется при изучении тем: «Введение» – изучается музыкальная грамота; «Танцевальные этюды» – учитель знакомит детей с историей того или иного танца; «Игры» – ребята играют в народные игры на улице и в классе и т.д.
Особенностью всей программы является планомерное изучение и повторение основных двигательных элементов из урока в урока, из года в год. Такой тренинг позволяет не только совершенствовать исполнительское мастерство, но и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.
Все уроки строятся по одной схеме. Каждый урок охватывает изучение всех тем.
Схема урока:
организационный момент (вход в зал, построение по линиям, поклон-приветствие), 2 мин.;
введение – знакомство детей с новым материалом (теоретическая часть), 3 мин.;
экзерсис по кругу (перестроения), 5 мин.;
экзерсис на середине, 5 мин.;
дыхательная и пальчиковая гимнастики, 5 мин.;
танцевальные этюды,10 мин.;
игры-танцы, творческие задания, 5 мин.;
релаксация, 3 мин.;
подведение итогов урока, поклон, 2 мин.
Танцевальные этюды, этюды экзерсиса составляются так, чтобы во время их выполнения решался комплекс задач.
Содержание программы
Цикличное повторение трех разделов (I раздел: музыкальный размер 2/4; II раздел: музыкальный размер 3/4; III раздел: музыкальный размер 4/4 (народный материал) позволяет из года в год не только укреплять физическое и психическое здоровье детей, но и совершенствовать их умения, знания и навыки, исполнительское и актерское мастерство. (См. тематический план.)
Ольга ТЮШЕВА, учитель ритмики, педагог дополнительного образования гуманитарного лицея, победитель десятого конкурса «Сто друзей» в номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе», Псков
Комментарии