2014-2015 учебный год стал годом создания и мужания образовательных комплексов, созданных на базе столичных колледжей. Один из таких комплексов – Образовательный комплекс сферы услуг. Что изменилось и меняется в его жизни? Об этом мы решили спросить директора комплекса Кирилла МИРОШКИНА.
– Каких специалистов готовит ныне ваш комплекс, какие профессии дает? – В нашем образовательном комплексе студентов обучают по специальностям: «экономика и бухгалтерский учет», «банковское дело», «операционная деятельность в логистике», «коммерция», «технология продукции общественного питания» (в том числе на базе НПО), «прикладная эстетика», «парикмахерское искусство», «стилистика и искусство визажа», «повар», «кондитер», «товароведение и экспертиза качества потребительской продукции», «организация обслуживания в общественном питании», «документационное обеспечение управления и архивоведение», «страховое дело».- Известно, что профессионализм человека подтверждается его победами в конкурсах. Участвуют ли студенты структурных подразделений комплекса в конкурсах профессионального мастерства?- Скажу более того: участие в соревнованиях и конкурсах – неотъемлемая часть процесса получения профессии. Наши ребята принимают участие во всех крупных соревнованиях городского и федерального уровня, а также в международных соревнованиях, вроде World Skills Russia, разумеется, студенческого уровня. Более того, мы считаем, что в соревнованиях должны участвовать и подтверждать свою квалификацию даже преподаватели и мастера производственного обучения. В прошлом году мы замахнулись на неофициальный чемпионат мира по поварскому искусству в Дубае, отправили на соревнования одну из молодых преподавателей – в то время еще колледжа сферы услуг №44 – Светлану Фадееву. «Первый блин» у поваров получился на славу: в номинации «Рыба и морепродукты» Светлана заняла третье место, обогнав почти пять десятков шеф-поваров именитых ресторанов с мишленовскими звездами, сплошь французов и итальянцев.- Сколько педагогов работает у вас, какова их квалификация, кого хочется особенно отметить, есть ли местные знаменитости?- Москва ставит перед нашим образовательным комплексом очень непростую задачу по обеспечению муниципального хозяйства и структур как крупного, так и малого бизнеса в сфере услуг кадрами, которые у нас поэтически называют золотыми руками. Мы усложнили для себя это задание и решили, что наши золотые руки должны будут обладать еще и «золотыми мозгами», и «золотым сердцем». Столь сложная задача может быть успешно решена только при условии наличия работоспособной команды, в нашем случае команды преподавателей, мастеров производственного обучения и администраторов. Григорий Хачатурян, обучающий студентов искусству карвинга, работал на Кремлевском комбинате питания, но почувствовал призвание к педагогическому труду, и теперь он с нами. Я не буду говорить о мастерстве преподавателя и изяществе продукции карвинга, скажу лишь, что заряда его энергии хватит на двоих или троих: он постоянный участник всех выставок, встреч с молодежью и мастер-классов, зрители всех возрастов смотрят на его работу, затаив дыхание. В чем секрет мастерства и харизмы самого мастера? Наверное, он просто влюблен в свою профессию и дарит частицу этой любви каждому ученику. Есть у нас и своя знаменитость. Еще при советской власти наше учебное заведение окончил известнейший ресторатор Аркадий Новиков; разумеется, всему, чего он добился в жизни, Новиков обязан своей светлой голове и упорному труду, но первый кирпичик в здание его будущей империи шикарных ресторанов в Москве и Лондоне был заложен именно в наших стенах. Мы относимся к нему не как к свадебному генералу, а как к примеру того, что может сделать в жизни человек нашей профессии.- Как педагоги повышают свою квалификацию, как вы оцениваете качество их работы?- Набор средств для повышения квалификации работников педагогического труда хорошо известен: курсы, семинары, стажировки, соревнования, мастер-классы, общение с коллегами из различных образовательных учреждений, а также с социальными партнерами. Однако мы тщательно следим за наличием у преподавателей и мастеров тяги к приобретению новых знаний, ненасытного стремления познания всего нового, что появляется в нашей профессии, желания поделиться своими знаниями со студентами. Именно такие кадры нужны Образовательному комплексу сферы услуг. Мы учим студентов тому, что их учеба не закончится с получением диплома, что им придется учиться всю жизнь – таковы требования нашего времени, поэтому и преподавательские кадры должны подавать положительный пример. Особый вопрос – оценка качества работы преподавателя. Казалось бы, есть оценки учеников – чем не критерий оценки труда учителя? В действительности это краткосрочный критерий, призванный привлечь внимание руководства в случае падения успеваемости. Задача подготовки молодого специалиста выходит за рамки простого усвоения материала, усвоить материал можно и за неделю на платных курсах или просматривая видеоуроки на YouTube. В образовательном комплексе мы не только даем знания, но и воспитываем в студенте личность, учим ребят общению в профессиональной среде, прививаем им жажду к самообразованию, всячески поощряем стремление учащихся к получению новых знаний, включая знания в области смежных профессий. Вся сложность оценки такой работы в том, что результат очевиден не сразу, а спустя годы. Мы радуемся не только тогда, когда наш выпускник сразу попадает на хорошую работу, но и тогда, когда выпускник сначала попадает на незавидное место, но учится и через несколько лет становится известным специалистом в своей области. С другой стороны, если человек нашел свое место в жизни, если он доволен своей жизнью, то это всегда отрадно, независимо от карьерного роста.- Что вы можете сказать о материально-технической базе комплекса? Чего вам не хватает для полного счастья?- Тут у нас нестандартная ситуация – обычно все жалуются, что чего-то не хватает. Благодаря активной помощи Департамента образования и нашего социального партнера Сбербанка сегодня у нас есть все, что нужно для нормальной работы. Удовлетворены все наши заявки на компьютерную технику, системы обеспечения безопасности, интерактивные доски, спортивные снаряды, футбольное поле с искусственным покрытием, программное обеспечение, комплекты современного кухонного оборудования, учебный класс Сбербанка, подключенный к сети банка в режиме демонстрации, спецтехнику, профессиональное оборудование и прочее, и прочее. Наши усилия теперь направлены на то, чтобы использовать имеющееся оборудование на 100%, а то получится, как в сказке о золотой рыбке…- Сегодня много говорят о роли родителей учащихся. Насколько успешно родители ваших студентов взаимодействуют с комплексом, как работает родительский комитет, как построено сотрудничество?- Родители учащихся у нас студентов – наши ближайшие союзники и помощники. Они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы ребенку было хорошо, чтобы он получил образование, овладел профессией, нашел свое место в жизни, не попал бы в дурную компанию. У нас есть родительский комитет, который работает с администрацией на постоянной основе, в частности, участвует в контроле организации питания студентов, а также в выездных мероприятиях. Когда речь идет о жизни, здоровье и благополучии детей, родители не идут ни на какие компромиссы и вскрывают все недоработки сотрудников нашего комплекса и аутсорсинговых подрядчиков. Председатель родительского комитета принимает участие в совещаниях администрации по всем важным вопросам, касающимся организации учебы и проведения досуга студентов. Мы планируем совершенствовать взаимодействие с родителями, интенсивнее привлекая их к мероприятиям воспитательного характера, проводимым в Образовательном комплексе сферы услуг, а также для организации обсуждения планируемых нововведений среди родителей, для информирования родителей об имеющихся возможностях, например, в отношении службы в Вооруженных силах России.- Чтобы успешно работать, служить в армии, ребятам необходимо быть здоровыми. Есть ли в вашем комплексе возможности для занятий спортом, физического развития ребят?- У нас есть футбольное поле, волейбольная площадка, различные турники на открытом воздухе, полоса препятствий вроде тех, что используются в воинских частях, тир для пневматического оружия, столы для настольного тенниса, в каждом здании есть спортивный зал, а в двух наших детсадах – маленькие бассейны. Спортивной подготовкой занимаются опытнейшие тренеры, в свое время принимавшие участие и побеждавшие в международных соревнованиях, а наш главный тренер – непререкаемый авторитет для всех студентов – обладает полувековым опытом тренерской работы. Практически ежемесячно студенты принимают участие в соревнованиях различного уровня и нередко побеждают или занимают призовые места, о чем свидетельствуют медали и кубки, выставленные в структурных подразделениях образовательного комплекса. Однако дело даже не в победах, хотя они очень приятны, а в той пользе для здоровья, которую получают наши подростки на тренировках и соревнованиях. Спорт помогает вырастить из мальчиков мужчин, воспитать дух борьбы, спортивный азарт. Стоит только взглянуть на сосредоточенные лица ребят, целиком и полностью захваченных спортивной игрой, и почти осязаемо можно представить себе мощные потоки эндорфинов, наполняющие молодые, растущие организмы.- «УГ-Москва» в свое время писала о работе комплекса по патриотическому воспитанию. Эта работа продолжается? – Да, мы продолжаем уделять повышенное внимание воспитательной работе. К счастью, в рядах администрации и преподавателей образовательного комплекса есть отставные офицеры, включая воинов-интернационалистов, относящиеся к военно-патриотическому воспитанию как к делу личному. Время от времени мы проводим военно-спортивные соревнования как внутри нашего учреждения, так и с участием наших соседей – колледжей №41 и №42, постоянно ведем работу с районным отделением городского военного комиссариата, представители военкомата выступают перед студентами на регулярной основе. Все студенты знают, что по окончании учебы в образовательном комплексе им предстоит отслужить в армии, и соответственно готовятся к службе. Накануне Дня защитника Отечества студенты собрали специально подготовленные к празднику подарки, и 100 человек, представлявших наш комплекс, поехали в Нахабино, чтобы навестить сверстников, служащих в инженерной бригаде. Они провели в воинской части целый день (осмотр полигона, казармы и инженерной техники, обед в солдатской столовой, футбольный матч с солдатами, концерт, подготовленный своими силами, вручение подарков), а главное – все вопросы о службе в армии были выяснены непосредственно у солдат и офицеров. В одном из наших зданий расположен музей 38-й армии, ветераны 38-й армии, несмотря на преклонный возраст и далеко не богатырское здоровье, часто посещают музей и встречаются с нашими студентами. Ребята имеют возможность узнать правду о войне из первых уст, задать вопросы, выяснить любые сомнения. Мы ведем работу и с организацией ветеранов войны, труда и воинской службы муниципального образования Кунцево, совсем недавно провели мероприятия по празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, наши студенты выступили с концертом «Урок памяти». Равнодушных в зале не было, а глаза у многих были на мокром месте. Студенты встречались с поэтами-ветеранами литобъединения «Кунцево», с бывшими жителями блокадного Ленинграда, принимали участие в шествии «Бессмертного полка». В ноябре прошедшего года уже во второй раз несколько студентов принимали участие в параде на Красной площади, посвященном очередной годовщине парада 1941 года. Активно ведет работу студенческий волонтерский корпус, сотрудничающий с Военно-медицинским управлением ФСБ. Здесь наш образовательный комплекс играет роль интегратора и координатора деятельности волонтеров трех десятков колледжей столицы. Основную помощь ребята-волонтеры оказывают, работая летом в детских оздоровительных лагерях ФСБ в качестве помощников на кухне и в Центральном госпитале ФСБ. Наши партнеры очень довольны помощью волонтеров. В этом году мы начали работать с еще одной спецслужбой – Службой внешней разведки страны. Наши ребята участвовали во встрече с Гоар Левоновной Вартанян, в общей сложности проведшей на нелегальной работе за рубежом 30 лет вместе с ныне покойным супругом – Героем Советского Союза Геворком Андреевичем Вартаняном, который послужил прототипом героя фильма «Тегеран-43». Волонтеры пригласили на свой съезд ветерана СВР В.Баринова, который прочитал ребятам лекцию об участии в Московской битве в 1941 году знаменитой бригады спецназа ОМСБОН. У нас есть постоянная аудитория, которую очень интересует героическая работа наших разведчиков.- Как известно, в вашем комплексе обучают и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Есть ли какие-то сложности в этой работе? – Мы участвуем в работе по социальной реабилитации воспитанников 15-го московского детского дома для детей с отставанием в умственном развитии. В одном из наших структурных подразделений эта работа шла с такими детьми еще в советское время, затем был длительный перерыв, когда профессиональное образование переживало не лучшее время в своей истории, а потом мы долго сражались в судах за здание этого подразделения, которое пытались приватизировать не очень честные люди. Восстановив права собственности Департамента образования на здание, мы приступили к обучению двух групп подростков с задержкой умственного развития. Ценность обучения не в том, что через два года Москва получит еще 23 специалистов в швейном деле и поварском искусстве, а в том, что дети, которым жить намного труднее, чем нам, получают возможность общения с самыми обычными студентами. В детдоме они такими контактами не избалованы, в то же время контакты с обычными сверстниками им показаны по медицинским основаниям. Врачи прямо говорят, что больные дети становятся спокойнее, а их поведение – более взвешенным. Заметны положительные сдвиги в развитии памяти и способности усваивать новое, хотя некоторые психиатры категорически настаивают на том, что такие дети в принципе необучаемы. Выигрывают от такого общения и наши обычные студенты: они видят новый мир, начинают понимать, что многие проблемы, которые мешают им жить и кажутся непреодолимыми, ничто по сравнению с трудностями других людей, а способность сочувствовать, сопереживать, совершать добрые дела – хорошее качество характера. Некоторые не могут сдержать слез, украдкой, все без исключения, будущие папы и мамы задумываются, стоит ли беременным женщинам употреблять спиртные напитки, наркотики, спайсы, когда и без того существует немало рисков родовых травм и генетических сбоев. Вдали все угрозы кажутся надуманными, а вблизи предупреждения об опасностях выглядят уместными. За два года мы работали с 46 воспитанниками детдома №15, а сейчас готовимся к выпуску первых двух групп (23 человека) и планируем продолжать сотрудничество.- Говорят, что в вашем комплексе обучают и детей с девиантным поведением.- Прежде всего предлагаю отбросить жуткий термин «девиантное поведение». Он звучит как приговор суда, а между тем специалисты в области психиатрии до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, что означает термин «девиантное поведение», всегда ли девиантное поведение имеет негативный характер, что такое норма и что такое отклонение от нормы, то есть девиация. К нам действительно поступают трудные подростки, состоящие на учете в полиции, правонарушители, хулиганы. Но у нас не тюрьма, а образовательное учреждение, мы относимся ко всем вновь прибывшим как к равноправным студентам. Удивительно, но подавляющее большинство так называемых трудных подростков оказываются вполне обычными ребятами, к которым кто-то когда-то не смог найти подхода. Как только они видят, что их слышат, общаются с ними так же уважительно, как со всеми студентами, что их не подозревают в готовности немедленно нарушить правило или закон, бывшие правонарушители меняют свое поведение. А уж если они влились в коллектив обычных студентов, если кому-либо из взрослых удалось завоевать их доверие и уважение, то трудные подростки превращаются в активных студентов и часто примыкают к нашим волонтерам. Нельзя забывать, что каждый человек, в том числе и каждый подросток, – целый мир, нельзя подходить к этому миру с единым аршином. Например, у нас обучают воспитанников детского дома для сирот – это вполне нормальные дети, родители которых лишены родительских прав или отбывают срок в местах не столь отдаленных. Эти ребята по утрам самостоятельно приезжают в Образовательный комплекс сферы услуг, а вечером так же самостоятельно уезжают в детдом. Общаясь с ними, ни в коем случае нельзя забывать, что они не считают себя сиротами. Каждый из них будет спорить без устали, что у них есть папа или мама, что они не сироты, что в детдоме они живут временно. Вот такая особенность. Всем бы начинающим алкоголикам, наркоманам, преступникам сначала посмотреть на этих ребят, на то, как бережно они относятся к перспективе жизни в семье.- Какие задачи стоят перед комплексом сейчас, каким вы его видите в будущем?- Перед нами стояли и стоят те же задачи, что и перед всеми другими профессиональными образовательными учреждениями: реализация для подростков конституционного права на получение среднего образования и предоставление желающим возможности овладеть специальностью, профессиональными навыками и знаниями. К сожалению, российский бизнес не в полной мере ощущает свою социальную ответственность. Кроме того, сейчас невозможно гарантировать точную оценку потребностей рынка в рабочей силе через три-четыре года. В будущем я предвижу большую работу по созданию более тесных связей с потенциальными работодателями, что позволит улучшить процесс подготовки кадров.
Комментарии