Новый министр – новый курс
Всходы весенних планов прежнего состава Министерства образования не успели дать глубокие корни. Целей, озвученных на майском Всероссийском совещании руководителей органов управлений образованием в подмосковном Голицыне, достигнуть так и не удалось.
А посему осенью нам приходится собирать странный урожай: возвращение к исходным позициям.
Громкое название майского совещания “Образование-98: качество, мобильность, структурная перестройка” (см.статью “В Подмосковье родился “коллективный Шадриков” в “УГ” ? 20 с.г.) эхом отозвалось на расширенной коллегии уже другого состава министерства. 3 ноября в очередной раз обсуждался проект его новой
структуры и планов работы подразделений, график разработки проекта Доктрины развития системы образования и доработки принятой правительством еще в 1994 году Федеральной программы развития образования. Вопросы до боли знакомые. Полгода назад Александр Тихонов твердо пообещал представить два последних документа в конце 98-го на суд общественности. И…не успел сдержать слова. Владимир Филиппов поступил осторожнее. Он не стал называть никаких конкретных сроков. Как и положено, новый министр обозначил на коллегии основные направления деятельности федерального ведомства, выслушал замечания и предложения коллег “по цеху” из регионов, выразив в заключение надежду на плодотворное с ними сотрудничество.
Денег мало –
значит будем думать
Состав участников коллегии был весьма представительным. На Люсиновскую, 51 приехали члены Совета Федерации и Госдумы, Правления Российского Союза ректоров и ЦК профсоюза работников народного образования и науки, РАН и РАО, а также Cовета руководителей органов управления образованием субъектов РФ, департаментов высшего и среднего профессионального образования, президиумов Союза директоров Ссузов России, ассоциации “Роспрофтех”.
Зал был полон и в десять утра, когда началась коллегия, и в пять вечера, когда она закончилась. Народ жаждал ясности: каковы приоритеты нового министерства и совместный план действий с регионами на ближайшее время.
Участники одобрили демократический ход министра, решившего обсудить с ними детальную структуру ведомства. Правда, представленным на коллегии проектом многие остались недовольны – “структура сырая и непродуманная, одни части неоправданно разорваны, другие и вовсе не обозначены”. Остается только удивляться: министерство существует не одно десятилетие, а на экзамене по собственному строению проваливается как неподготовленный школьник.
Разочарованием стал и доклад Владимира Филиппова. Министр часто повторял фразу “Мы планируем…” В ближайшее время он пообещал решить столько управленческих, финансовых и законодательных проблем, что возникает сомнение: сумеет ли он удовлетворить всех? Несомненно, он взялся за дело ответственно и дал подробный перечень проблем, требующих срочного решения. Но дело в том, что регионалам этот длинный список знаком, как письмо Татьяны к Онегину. Разбуди их ночью, они прочтут подобный доклад без запинки – ведь сталкиваться со всеми названными проблемами им приходится ежедневно.
Не ожидая помощи от министерства, которое последние годы лихорадит от назначений и перестроек, на местах выкручиваются как могут. Вертикаль управления все не выстраивается, спасают горизонтали. Территории взаимодействуют в рамках ассоциаций и делятся опытом по выходу из постоянного кризиса. А что же министерство? Увы, пока бездействует. Это наглядно подтверждали выступления. “Последние 3 года мы собираемся с надеждой обрести в лице министерства надежного союзника в решении проблем образования, – сказал Станислав Рогачев, председатель Комитета по образованию администрации Воронежской области, председатель ассоциации “Развитие образования Центрального Черноземья”. – Однако частая смена министров меняет и структуру ведомства. В результате нет общефедеральных подходов к решению главных проблем развития образования в стране, отсутствует согласованная с регионами образовательная политика министерства. Из плана в план переносит оно разработку комплексной программы развития сельской школы. Проблемы – дети-беженцы и дети вне образования – также оставлены без внимания. Нет концептуальных подходов к воспитательной работе с детьми. Думаю, одной из главных задач министерства должно стать формирование государственной политики в отношении многострадального начального профессионального образования. Идет постоянная борьба с отключением тепла, воды, света за неуплату. По решению судов описывают и пытаются продать за бесценок для погашения коммунальных услуг учебные автомобили, станки и другое оборудование профессиональных училищ…”
Печальные факты звучали в каждом выступлении: система профтехобразования развалена, процесс взаимозачетов не управляется на уровне Федерации, и потому творится неразбериха: бюджет отечественной науки в 21 раз ниже, чем в США, за три года в Хабаровском крае количество сирот выросло с 400 до 600… Из этой мозаики на коллегии сложилась безрадостная картина состояния российского образования. И все-таки участники коллегии постарались возвыситься над эмоциями и сформировать на заседании секций свои замечания и предложения новому министерству.
Секции
Секций было две. Предложений гораздо больше. Их суммировали ведущие секций, замы министра Александр Болотов и Василий Жураковский. Вот некоторые из них:
– Руководители органов управления образованием хотели бы принимать активное участие в разработке схем взаимозачетов по долгам 97-го и 98-го годов, поскольку практика показывает – схемы, разработанные в Минфине, не решают проблем коммунальных платежей на уровне субъектов Федерации.
– Круг проблем, связанных с отечественной наукой, настолько важен, что за них должен отвечать первый зам. министра.
– На секции единодушно отвергли проект постановления о введении государственного заказа на подготовку специалистов. В представленной редакции усмотрели опасность многократного снижения числа людей, которые получают профессиональное образование за счет госбюджета.
– Не должно быть перекоса между двумя основными направлениями работы министерства – общим и профессиональным образованием. Кроме того, предлагалось изменить название самого министерства и называть его просто Министерством образования, так как это более точно выражает единство образовательного пространства России.
Власть обещает
В работе заключительной части коллегии приняла участие Валентина Матвиенко, вице-премьер, отвечающий в Правительстве РФ за социальную сферу. Валентина Ивановна не скупилась на обещания: “Сегодняшний разговор для меня крайне полезен. Я вам обещаю, что все сказанное будет рассмотрено вместе с министерством и в правительстве самым пристальным образом и принято на вооружение”.
“В ноябре-декабре, – заверила вице-премьер, – все работники образования федерального уровня вовремя получат зарплату, студенты – стипендию, и до конца года мы в полном объеме погасим задолженность”.
Неутешительные новости сообщила Валентина Матвиенко для школ, финансируемых из региональных бюджетов. Долг по зарплате превышает здесь 18 млрд. рублей. “Понимая сложность ситуации, мы решили частично оказать помощь в размере 8 млрд. рублей”.
Что касается отключений света, воды и тепла в образовательных учреждениях вопреки запрещающему делать это специальному постановлению правительства, то Валентина Ивановна поручила министру Филиппову собирать такую информацию и снова пообещала: “Ответственные за это лица будут наказаны”.
Еще новость – выделено 26 млн. рублей “живых денег” на закупку топлива для образовательных учреждений, имеющих собственные котельные.
И, наконец, заключительное немаловажное обещание: “Больше не допустим частой смены министра. Так что поддерживайте и помогайте Владимиру Михайловичу. Нужно заканчивать структурную реорганизацию и заниматься делом”.
Нужны стабильность
и ясные цели
“Все определяется конкретными делами”, – согласился Владимир Филиппов с вице-премьером, закрывая коллегию. Он предложил участникам проводить такие встречи не реже 1 раза в квартал в различных территориях, а еще заверил: все выданные на коллегии документы в десятидневный срок доработают, примут и разошлют в регионы.
Что же касается проектов Национальной доктрины образования и Федеральной программы развития образования, то здесь ясности меньше. Известно только, что две рабочие группы по 27 человек каждая в ближайшее время займутся их подготовкой. Министр не уточнил, будут ли использованы наработки прежнего состава министерства или все начнется с чистого листа.
Сомнения закрадываются небезосновательно. Преемственность между министерствами образования разных составов просматривается не всегда. Стратегия их действий подчас не стыкуется так же, как начальная, средняя и высшая школы. Каждая команда начинает свою линию, игнорируя предыдущие. Кто теперь вспоминает о заявленных Тихоновым трех инновационных программах “Сто лидеров образования”, “Директор новой школы”, “Научная школа – школе”? А ведь еще недавно на них делали серьезную ставку, обещая под “лидеров” немалые заемные средства – около 1 млн. долларов.
Министерству, как и обществу, не хватает стабильности, ясных целей и достаточных ресурсов. Посему судьба российского образования в последнее время решается не в министерских кабинетах, а в регионах.
Для выработки верной стратегии в условиях кризиса новому министру образования Владимиру Филиппову, конечно, потребуется время. Похоже, этот человек не станет рубить сплеча. Недавняя коллегия по проекту “страховое образование” это подтвердила. Министр не поддержал поспешного решения сомнительного вопроса (см. “УГ” ? 41).
Доклад министра на коллегии 3 ноября продемонстрировал его понимание образовательных проблем разных степеней сложности. Теперь дело за “малым” – конкретными делами по программе действий.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Мнение
Владимир ЯКОВЛЕВ,
председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Частые реорганизации, смена руководителей министерства, ведущих управлений, постоянные корректировки структуры, его функций – все это не помогает делу. Школе подобная чехарда ничего хорошего не принесла. И хорошо, что новый министр не стал келейно определять структуру и планы министерства. Он правильно оценил, что только единые и понятные действия могут дать результат.
Мы передали свои предложения по структуре министерства. Для обеспечения единой кадровой политики по всем образовательным учреждениям мы считаем необходимым создание в структуре министерства подразделения, в обязанности которого входят вопросы кадровой политики, в том числе – создание единой информационной базы кадрового обеспечения, координация деятельности субъектов России в области кадрового обеспечения образовательных учреждений.
В проекте Положения управления экономики по-прежнему сохраняется намерение осуществлять единую государственную политику в области экономики высшего и среднего профессионального образования. Тогда как Законом “Об образовании” к компетенции РФ отнесены общеотраслевые вопросы экономики, которые касаются и общеобразовательных учреждений. Поэтому мы считаем необходимым создание подразделения по общеобразовательным учреждениям и обеспечение работы по направлениям, отнесенным к компетенции Российской Федерации, в том числе разработка федеральных нормативов финансирования, которые могут стать базой для формирования бюджетов всех уровней, определение порядка и условий оплаты труда педагогических работников, исчисление педагогического стажа, продолжительности рабочего времени, а также разработка предложений по совершенствованию бюджетной политики в сфере образования.
Мы также предлагаем пересмотреть в направлениях деятельности подразделений министерства вопросы социальной защиты работников сферы образования, обращая особое внимание на молодых учителей и педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Особую значимость, на наш взгляд, для обеспечения деятельности министерства имеет юридическая служба. Мы считаем, что она должна быть подчинена непосредственно министру, и работа этой службы должна быть в значительной степени упорядочена, необходимо усилить контроль министерства за соблюдением во всех субъектах России законодательства в области образования, в части вопросов, которые отнесены к компетенции РФ.
Мы также дали свои предложения по мероприятиям министерства. Сегодня много разговоров идет о так и не утвержденной Госдумой Федеральной программе развития образования. Предлагается разработать новый документ – Национальную доктрину. Я позволю выразить сомнение. Не отвлекает ли всех нас создание нового документа от решения срочных проблем? Ведь этот документ потребует значительных затрат сил. У нас уже есть Указ ?1, нереализованный в полном объеме Закон России “Об образовании”.
Сегодня первоочередные задачи – обеспечить выплату текущей заработной платы, обеспечить школу учебниками, светом и теплом. Абсолютное большинство работников образовательной сферы оказались ниже прожиточного минимума. Средняя зарплата работников образования в августе составила 560-580 рублей. Прожиточный минимум, по данным Всероссийского центра уровня жизни, в сентябре – 663 рубля. Во многих субъектах России принимались решения о ликвидации обусловленных действующим законодательством льгот по коммунальным услугам для работников сельской местности.
Предыдущему правительству стало свойственно равнодушие к людям. Равнодушие, порой граничащее с цинизмом. Сегодня в России не работают около 60 тысяч учителей. Около миллиона детей лишены возможности нормально учиться. 50 учителей объявили голодовку. Власти – в первую очередь региональные – не замечают этих проблем, не принимают экстренных мер. Я хочу пожелать новому правительству – Валентине Ивановне Матвиенко, вице-премьеру, курирующему социальную сферу, и министру Владимиру Михайловичу Филиппову не унаследовать эту политику и сохранить свой порыв помочь образованию, учителям, детям.
Официоз
Кавалерийскаяv атака по всем фронтам
Сегодня мы собрались в таком представительном составе, чтобы совместно обсудить центральные проблемы работы нашего министерства, его структуру, функции и планы работы всех подразделений министерства. Разрабатывая направленные предварительно и представленные вам сегодня проекты материалов, мы исходили из необходимости решения ряда задач:
1. Разработать эффективную, оптимальную в современных сложных социально-экономических условиях схему управления системой образования во взаимодействии федерального центра и в значительной степени автономных субъектов Российской Федерации.
2. Необходимо обеспечить сохранение во многом уникальной, даже по мировым меркам, российской системы образования. И при этом стимулировать такие ее изменения, которые бы позволили системе лучше адаптироваться в современных условиях и обеспечить перспективы развития России в XXI веке.
3. Создать такую модель действий государственных органов управления образованием, которая была бы нацелена на решение комплекса задач, связанных с развитием личности, ее образованием и воспитанием, подготовкой к жизни в быстро меняющемся современном мире. Личности, имеющей высокие нравственные и жизненные устремления, мотивы и стимулы к высокопрофессиональному труду. В связи с этим управление образованием мы рассматриваем прежде всего как управление качеством образования с опорой на стандарты, на социально-экономическое прогнозирование развития профессий и связанное с этим стратегическое планирование развития образовательной сферы.
4. Мы стремились так построить структуру нашего министерства, чтобы она отвечала решению непростых задач сохранения и укрепления единого образовательного пространства страны.
5. Необходим учет того фактора, что застой в науке как фундаментальной, так и прикладной, педагогической науке неминуемо приведет к губительным последствиям и для самого образования.
6. Нужны более активные совместные действия с законодательными органами нашего государства по созданию благоприятных правовых условий для развития сферы образования, по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы работы образовательных учреждений.
Мы подчеркиваем нашу линию на необходимость обеспечения преемственности различных уровней образования, на необходимость практической реализации идеи образования через всю жизнь. Если исходить из этого, то начать надо с проблем дошкольного воспитания. Мы вернули статус управления отделу дошкольного воспитания, подчеркивая тем самым значение проблем дошкольного периода в жизни ребенка. Определены основные направления деятельности – движение вперед на пути личностно-ориентированного отношения к ребенку и педагогики развития. Главной заботой является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей. Скорректировать управление сферой таким образом, чтобы избежать перегрузок ребенка уже в дошкольном возрасте. Все это должно быть в основе нашей работы при разработке проекта закона о дошкольном образовании.
Не утихают споры – какой быть школе, чему учить детей, как их учить и воспитывать? В этих условиях особенно сложные задачи предстоит решать Управлению общего среднего образования. Одной из первостепенных является изменение содержания общего среднего образования. Сегодня наиболее остро стоят задачи фундаментализации общего среднего образования, ориентации на культуросообразную школу.
Другой не менее важной задачей является развитие многообразия видов и типов образовательных учреждений, вариативности содержания, форм и методов обучения. Важным шагом в этом направлении является работа по развитию федеральных экспериментальных площадок. Это одно из приоритетных направлений нашей деятельности.
Важнейшим вопросом деятельности всей системы образования является обеспечение качества образования. Следует восстановить систему контроля за качеством не только содержания образования и знаний учащихся. Нас не может не волновать качество учебников, учебного оборудования и даже мебели. Такая система может быть действенна, если она выстроена по всей вертикали – от министерства до образовательного учреждения.
Сельская школа – уникальная образовательная система, составляющая почти 70% от общего числа образовательных учреждений России. Система, которой удается оставаться на селе очагом знаний и культуры. Министерству предстоит создать комплексную программу развития сельской школы. Опыт работы таких регионов, как Воронежская, Орловская, Белгородская, Новгородская области и ряд других, накопивших богатый опыт поддержки и развития сельских школ, показывает перспективность и реальную возможность комплексного решения многих проблем таких школ.
В России образование никогда не рассматривали в отрыве от воспитания. Заботясь о судьбе наших подрастающих поколений, мы должны им дать светлые морально-нравственные ориентиры, прочную духовную опору, подлинные, а не мнимые жизненные ценности. Особую роль здесь играют гуманитарные знания. И обновление их содержания относится к числу наших важнейших задач.
Предстоит создать условия для становления школьных программ дополнительного образования для детей и подростков. Мы планируем, наконец, начать планомерную работу по созданию в школах системы детских и юношеских самодеятельных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам.
С проблемами средней общеобразовательной школы тесно связана задача сохранения и развития начального профессионального образования, которое курирует соответствующее управление министерства. Помимо актуального для всех решения задачи увеличения финансирования системы, планируется развитие принципов многоканального финансирования.
К приоритетным направлениям работы Минобразования России следует отнести учебное книгоиздание. Своей стратегической задачей в области учебного книгоиздания министерство определяет гарантированную доступность для каждого школьника, каждого студента необходимой и качественной учебной литературы. Министерство совместно с Всероссийским советом по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений предполагает начать реформирование учебного книгоиздания и книгообеспечения образовательных учреждений общего, среднего и профессионального образования. В этом направлении, в частности, планируется работа совместно с комитетами по образованию и науке Государственной Думы и Совета Федерации над проектом закона о федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Мы планируем совместно с палатами Федерального Собрания России, с Советом руководителей органов управления образованием и РАО разработать план мероприятий по подготовке и гласному обсуждению весьма важной государственной задачи – перехода на 12-летнее полное среднее образование. Но нет никакой необходимости скоропалительных решений – все эти вопросы могут рассматриваться не в ближайшие 1-2 года, а только в среднесрочной перспективе.
Управлению высшего профессионального образования в соответствии с возложенными на него задачами предстоит осуществить целый комплекс мер по совершенствованию нормативной и правовой базы, которая бы более полно обеспечивала функционирование и развитие сферы высшего профессионального образования и способствовала бы развитию новых организационно-правовых форм, в том числе предусматривающих соучредительство и многоканальность финансирования. Мы планируем уже в первом квартале 1999 года проведение масштабной конференции представителей профессионального образования по обсуждению инноваций в деятельности учреждений профессионального образования.
Все более явственной становится необходимость разработки целевой программы приоритетной поддержки ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Предстоит совместно с российским союзом ректоров, профессиональными ассоциациями определить варианты нормативов стимулирующего финансирования вузов с учетом их потенциала и показателей развития.
Несущей конструкцией в современной системе образования в соответствии с федеральными законами “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании” являются государственные образовательные стандарты. Система стандартов фактически вносит единство в систему образования. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке методологии стандартов и воплощении ее в реальных документах необходимо избегать, по возможности, жестких конструкций. Сегодня стоят проблемы разработки стандартов второго поколения, которые бы учли и ошибки, и позитивные моменты предыдущего этапа работы.
Важнейшим направлением работы управления экономики является обеспечение текущего финансирования подведомственных учреждений профессионального образования, то есть решение вопросов с Минфином и казначейством по своевременному выделению заработной платы и стипендий в соответствии с плановыми показателями бюджета. Мы планируем решать в правительстве вопрос о коммунальных платежах учреждений профессионального образования. Или установить размеры коммунальных услуг в вузах в натуральных выражениях с учетом действующих нормативов, или добиваться решения Правительства России или федерального закона о неотключении учреждений образования и здравоохранения от тепло- и энергоисточников в случае недофинансирования бюджетом этих коммунальных услуг. Вместе с тем министерство планирует разработать программу по вопросам экономии энергоресурсов, рационального использования федеральной собственности, создания распределенной по регионам сети центров коллективного пользования учебным и научным дорогостоящим оборудованием и тому подобным.
Стратегически важным направлением нашего международного сотрудничества должно быть сотрудничество со странами СНГ в области образования и науки. Вместе с тем управлению международного сотрудничества вместе с управлением научных исследований министерства предстоит осуществить комплекс мероприятий по реализации выгодных для российской стороны международных проектов в целях привлечения финансовых средств в российское образование и науку в противовес оттоку наших лучших ученых. В частности, речь может идти о работе над вторым займом Мирового банка.
Мнение
Иван Мельников, председатель Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ:
– Я бы хотел сказать о проблемах, решение которых нельзя откладывать.
1. Задолженность учителям по зарплате. Многомесячные задержки выплат зарплаты уже поставили учителей на грань отчаяния. Вопрос не только в ответственности региональных властей, проблема стала общефедеральной. Забастовки, акции протеста не прекращаются. Мне печально то, что в этой ситуации вместо того, чтобы находить пути решения этой проблемы, ряд глав администраций городов и районов подают на бастующих учителей в суд.
2. Надо разобраться в конце концов в вопросе о детях вне школы. У нас даже нет точной статистики по ним. Это очень большая социальная проблема, и от констатации факта нужно переходить к практическим делам.
3. Проблема голодающих детей. Мы должны обеспечить хотя бы одноразовое горячее питание детям из малоимущих и трудных семей в школах и учреждениях начального профессионального образования. И заложить для этого средства в федеральный и местный бюджеты.
Нам необходимы совместные усилия по принятию и дальнейшему продвижению ряда важнейших законов, которые находятся сейчас в работе в Государственной Думе. Среди них я бы отметил следующие:
1. О порядке определения средней ставки должностного оклада работников образовательных учреждений. Этот закон был принят Госдумой, Совет Федерации его одобрил, президент наложил вето, высказав замечание к этому закону. Мы сейчас будем выносить этот закон на рассмотрение Госдумы с учетом замечания президента.
2. О неотложных мерах по государственной поддержке начального профессионального образования. Этот закон прошел второе чтение в Государственной Думе. 23 октября за него проголосовали 307 депутатов, есть надежда, что в ноябре этот закон в Госдуме будет принят.
3. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и мораторий на их приватизацию. Срок действия большинства статей этого закона составлял три года, он истек, и необходимо внести эту и ряд других поправок. Закон прошел первое чтение 7 октября, за него проголосовали 336 депутатов. Мы его сейчас готовим ко второму чтению.
В особом ряду для перспективной совместной работы стоит Закон о государственном стандарте основного общего образования и Закон о федеральном комплекте учебников для общеобразовательной школы. Возможно, нам нужно вернуться к идее возвращения отдельной строки в федеральном бюджете на издание федерального комплекта учебников.
Мы постоянно продолжаем работу над смежными законами, не касающимися только работников образования и науки. В первую очередь это работа над налоговыми и бюджетными законами. Но даже действующее сейчас налоговое законодательство не соблюдается. Мы направили по этому поводу письма в правительство, государственную налоговую службу и прокуратуру с просьбой привести налоговые законы и инструктивные документы Госналогслужбы в соответствие с федеральными законами об образовании. Например, до сих пор с ряда образовательных учреждений пытаются взимать дорожный налог (сбор), что не должно делаться по закону.
Нам нужно навести порядок в вопросе о выплате пенсии за выслугу лет. Мы уже неоднократно обращались по этому вопросу в правительство, принимались специальные постановления в Госдуме. При нынешнем финансировании работников образования этот закон имеет очень важное значение. И нужно восстановить справедливость, чтобы те, кому положено, получали эту пенсию.
Тему подготовили Наталья БУНЯКИНА,
Ольга МАКСИМОВИЧ и Оксана Родионова
Комментарии