Детские организации
…Давно надо было навести порядок в самом дальнем, самом глухом ящике секретера. Перебираю пожелтевшие, пыльные бумаги. Вдруг натыкаюсь на фотографию: двадцать ребят – девочек и мальчиков – в пионерских галстуках. Отряд “Горящие сердца”. В центре – вожатые (мы называли их “комиссарами”), в особой форме, с белыми портупеями. Наш комиссар – Володя Ермилов. Рядом – вожатая Галочка, она из другого отряда.
Отряд этот необычный – из городов, сел съезжались на зимних каникулах в область ученики в “Школу пионерского актива”. Было трудно, но интересно – за семь дней проигрывалось множество коллективных дел, разучивались десятки песен… Зачем? На обороте фотографии у меня написано: “Людям отдать сердце, людям нести радость…”
Пусть этот девиз станет девизом всей вашей жизни. Ермилов Владимир”. Может, потому, что я прошла хорошую пионерскую школу, эти слова и сейчас не кажутся мне высокопарными. Но простые эти истины задвинуты сегодня в самые дальние, самые глухие “ящики”. А ждать больше нельзя, иначе все мы рискуем очутиться в окружении одиночек с пустыми сердцами. Вот почему “УГ” решила поднять тему детских организаций. Я же обращаюсь ко всем девчонкам и мальчишкам со старых пионерских фотографий – напишите нам! Этот призыв относится и к тем, кто расписался на моем снимке: А.Степанову, Кавериной Алле, Михелкиной Нине, Бондареву, Трощенко, Авдеевой, Рудиной Марине… Как и много лет назад, нам надо быть вместе!
Лидия ХАРЛАМОВА
Полезные адреса
Организация Российских Юных Разведчиков (скаутов) – (ОРЮР) – правопреемница первого русского скаутского отряда, основанного в России в 1909 году О.И.Пантюховым.
107005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 9/23, кор. 18.
РОСИНТЕР-ОРЮР
7 эт., к. 719,
Тел. (095) 267-48-37
Факс (095) 956-47-04
Е-mail: orur@rosinter.ru
Полезные адреса
Международная федерация детских организаций (СПО-ФДО) – правопреемник пионерской организации.
103012, Москва, Новая площадь, 6
Тел. (095) 206-85-50
Факс (095) 921-98-40.
E-mail: upo-fco@mol.ru
За
У нас были идеалы…
Во времена пионерии и комсомола были идеалы и благородные цели. Сейчас у детей ничего этого нет, только боевики по телевизору, улица и в лучшем случае компьютер. Что же в этом хорошего?!
Вера ТИХОНОВА,
врач, воспитывает сына-восьмиклассника
Воронеж
У нас появился отряд “зеленых”. Это не пионеры, но все-таки детская организация. Как изменились ученики: куда подевались агрессия, лень, бездеятельность! Их жизнь осмыслилась. Детские общественные организации крайне необходимы для того, чтобы ребенок нашел себе друзей по интересам и почувствовал свою социальную значимость.
Алла КУЗНЕЦОВА,
учительница
Новосибирск
Мне жаль нынешних детей. Они лишены самого главного в школе – дружбы, общения, чувства поддержки со стороны товарищей. А ведь им суждено провести вместе целое десятилетие! Современная школа увлеклась воспитанием личности – отлично! Но не стоит забывать, что детям предстоит жить не в пустыне, а среди множества других людей с их разными характерами, взглядами на жизнь, амбициями. Научить детей работать сообща, помогать друг другу, доверять, не предавать – это тоже задача школы.
Разговаривая с моими молодыми коллегами, не понимаю их нежелания вести внеклассную работу. Они уверены, что должны дать ученикам только знания в пределах программы и на этом их функции исчерпаны. Разве такой подход можно назвать профессиональным?! Как можно донести знания до ребенка, если ты не понимаешь, о чем думает этот ученик вне урока, что его беспокоит, отвлекает, о чем он мечтает? Дети – не открытая книга. В их душах нельзя читать поверхностным взглядом. И только работая с учениками после уроков, можно грамотно строить учебный процесс.
Людмила ШЕВЕРОВА,
педагог с 50-летним стажем
Санкт-Петербург
Да не нужна детям никакая идеология! Им общение нужно! И не только на уроках или в подворотне, а в каких-то полезных общих делах, на праздниках. Я до сих пор помню отличного деда, к которому мы из школы бежали, чтобы тимуровскую помощь оказать…
Николай НИКОЛАЕВ,
предприниматель,
отец двоих детей-школьников
Москва
Мнение специалиста
Попробуем договориться!
На выпускном вечере 26 июня я вручал аттестаты последним пионерам школы. Их пребывание в организации было кратковременным, но, как ни странно, памятным. Я вообще давно замечаю, что наши выпускники прошлых лет с теплотой и юмором вспоминают свои пионерские годы, и никто – со злобой и раздражением. Видимо, дело здесь не только в особенностях человеческой памяти, которая идеализирует наше детство и юность. Причина еще и в другом. Даже в самые “режимные” годы мы старались быть честными с детьми, искренно и увлеченно проживали с ними общую школьную жизнь, стараясь максимально уберечь их от формализма и пустозвонства. Нам не стыдно за прожитые годы. Именно поэтому мы сохранили все школьные знамена как реликвии нашей общей истории. В особо важных случаях вместе с Государственным флагом новой России мы торжественно выносим их в знак уважения к прошлым поколениям учеников и учителей.
Тотальная деполитизация образования, изгнавшая из школы и пионерию, и комсомол, по существу свелась к злобной декоммунизации. Вместе с ней был выдан негласный запрет на общественное воспитание вообще. Оно ушло из школы в социум и превратилось в антивоспитание.
Шли годы, как сказал бы поэт, “без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви”.
И вот теперь все спохватились и стали искать срочные спасительные меры. Некоторые из тех, кто вчера глумился над детскими организациями, сегодня подумывают: а не вернуть ли их в школу?
Но дорожка-то заплевана, да и дети уже не те. Десять лет воинствующего антиколлективизма не прошли даром. Теперь многие школьники и их родители убеждены, что все в жизни основано только на личном интересе, а коллектив для свободной самоопределяющейся личности страшнее смерти. Так проблемы воспитания из чисто педагогических превратились в социальные, экономические, политические.
К слову сказать, детские организации и движения все-таки существуют. По большей части вне школы. Их немало, и они многообразны. Настоящие друзья детей неистребимы. Спасибо им!
Однако сегодня все чаще идет речь о некоей универсальной, всеохватной детской организации, с помощью которой можно поправить положение с воспитанием.
Относясь в целом положительно к созданию детских организаций, в том числе и в школе, я считаю это сложнейшей социокультурной и педагогической проблемой, сегодня гораздо более трудной, чем на заре пионерского движения.
Одна из особенностей нашего современного бытия состоит в том, что ни по одной более или менее значимой общественной проблеме сегодня вообще невозможно договориться. Плюрализм взглядов у нас превратился в некую увлекательную игру во мнения. Порой людям важен не результат, а процесс, само участие в спорах, поэтому я и не тешу себя надеждой, что моя точка зрения наберет много сторонников. Однако высказаться считаю необходимым, во-первых, по праву старого педагога, 45 лет отдавшего детям; а во-вторых, из опасения, как бы не наделать новых глупостей.
Ибо никто лучше нас не умеет превратить достоинства в недостатки и наоборот.
Когда мы думаем об организации, услужливая память сразу оживляет сюжеты прошлого. Единое, жестко централизованное государство, социально однородное общество, безраздельное господство моноидеологии, одномерный подход ко всем явлениям. Всесоюзная (одна на всех!) пионерская организация и комсомол, четко ориентированные на партийно-государственные структуры.
Может ли такое быть в наши дни? Конечно, нет. И прежде всего по причине произошедших в обществе перемен: социальное расслоение взрослого и детского населения, децентрализация управления, мощные центробежные процессы в образовании, уход из него государства, выбор каждым регионом, каждой школой своего собственного пути развития, разрыв профессиональных связей.
Но природа детства, отрочества, юности не всегда соответствует действиям взрослых людей. Человек развивается по мере удовлетворения своих потребностей. Они, конечно, разнообразны, но в нежном возрасте есть такие, которые имеют особое значение: потребность в общении и в общности, в самореализации в среде сверстников, потребность в разнообразной деятельности, в творчестве, в романтике.
Умные педагоги всегда строили работу с детьми, учитывая эти естественные потребности, и умели соответственно действовать через детские организации.
Эти организации при всем внешнем сходстве по сути сильно отличались: одни были организациями для детей, другие – организациями самих детей. Нетрудно представить эту разницу на практике: первые работали, борясь за высокую успеваемость, создавали бесчисленные штабы, в которых учили командовать сверстниками, другие жили интересно и весело, трудно, но дружно.
Из сказанного можно сделать несколько предварительных выводов. Во-первых, чего не надо делать.
Не надо рассчитывать на декретирование детских организаций сверху без серьезного аналитического раздумья с участием самих ребят. Достаточно уже того, что ликвидация пионерской и комсомольской организаций осуществлялась без их участия и согласия. Но надо отдавать себе отчет в том, что эти общие с ребятами раздумья будут трудными: у них нет ни опыта, ни знаний, а иногда и вообще ясного отношения к самой идее. Возможно, придется начинать с чистого листа.
Не надо переносить свои взрослые проблемы на жизнь детей: у них и своих проблем достаточно. Детские организации не должны тешить честолюбия взрослых или ублажать амбиции функционеров.
Во-вторых, что надо делать.
Надо провести серьезный, а главное, объективный анализ воспитательного опыта прошлого (включая и опыт народной педагогики), высветив из него то, что полезно для нашего времени. Тогда, например, люди легко поймут, что наш коллективизм имеет свои корни не в политике, а в русской общине.
Надо прекратить бездумное уничтожение исторической памяти в воспитании. Недопустимо, что сегодня растет поколение, не читающее А.П.Гайдара. Непозволительно сводить всю историю пионерской организации к Павлику Морозову (тем более что пионером он и не был). Стыдно, что сегодняшние школьники не знают ни одного героя Великой Отечественной войны, в том числе и среди своих ровесников.
Надо вернуть в школу полноценное воспитание и уже на этом фоне решать проблемы детских организаций. У каждой школы они могут решаться по-разному и в разных формах. Известно, что в небольших городах и в сельских школах сохранилось немало пионерских отрядов, которые продолжают действовать с пользой для детей и окружающих. Работают и тимуровцы.
Есть школы, в которых созданы и успешно развиваются гуманистические воспитательные системы. В них, как правило, существуют разновозрастные коллективы детей и педагогов, выпускников и родителей, в которых созданы благоприятные условия для личностного развития. Жизнь в них, как говорится, “бьет ключом”: клубы по интересам, коллективные творческие дела, воспитательные центры и комплексы, работа деловых советов и разновозрастных отрядов, походы и коммунарские сборы и многое другое. В таких школах потребность в специальной организации относительно небольшая.
Но когда вся жизнь школьников сводится к урокам и дополнительным занятиям, выполняемым без интереса и через силу; когда все другие жизненные потребности игнорируются – ребята идут на молодежные тусовки, где бесплатно получают первые дозы наркотиков, в дворовые компании асоциального характера, где многие занимаются приторговыванием и подворовыванием.
В этом случае детская организация в школе может стать если не спасением, то хотя бы частичным выходом из создавшегося воспитательного тупика.
Но прежде чем создавать организацию, нужно договориться вот о чем.
Для чего создается организация? Каковы ее цели и задачи?
Какие ценности, нравственные ориентиры будут защищать ее члены? Хорошо бы их оформить в виде законов, заповедей, кодекса.
Чем будет заниматься организация? Каковы виды ее деятельности?
Каков состав участников, кто будет входить в организацию, как приниматься? Можно ли выходить из нее?
Как будут выглядеть самоуправленческие процессы, какой орган будет возглавлять организацию, как он будет избираться?
В каких отношениях будут состоять дети и взрослые?
Какое имя будет иметь организация, ритуалы, знаки отличия? По каким признакам можно будет определить принадлежность к организации?
Однако важно еще раз подчеркнуть, что создание в школах детских организаций нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса воспитательных проблем. Совершенно необходимо, чтобы все общество, все государственные структуры, все средства массовой информации, каждая семья повернулись лицом к детям.
Детство – счастливая пора в жизни человечества. Дети должны расти счастливыми.
Пусть так и будет!
Владимир КАРАКОВСКИЙ,
директор школы-лаборатории # 825
Москва
Опыт
Ключевое дело
В 1991 году в нашем городе был создан союз “Сияющие звезды”, объединивший несколько пионерских и детских организаций. Я пришла на работу в 10-ю школу в 1993 году и обнаружила, что детской организации здесь нет. Начала с того, что рассказала учителям, родителям, ребятам о том, что собой представляет обновленная детская организация, составила анкету для ребят:
1. Хотел бы ты быть членом детской организации?
2. Если да, то почему?
3. Чему бы ты хотел научиться?
Группа ребят высказала желание быть членами детской организации. Таким образом, передо мной как старшей вожатой стоял вопрос: “Как объединить детей?”
В классах нашей школы прошли организационные сборы, сборы-старты, сборы-итоги совместно с родителями, что мне очень помогло в работе.
Рождением нашей пионерской республики стало совместное коллективное творческое дело детей и родителей “Осенний костер”. В разговоре у костра были найдены ответы на вопросы, возникающие и у детей, и у взрослых. Как будет называться организация? Чем будем заниматься?
Конечно, родители беспокоились, не будут ли в новой организации преобладать заорганизованность и диктат взрослых.
В сентябре 1993 года начала действовать в нашей школе пионерская “Республика ШКИД”.
По уставу между сборами у нас действует Совет республики. На своих встречах он решает следующие вопросы:
1. Организация и проведение коллективных творческих дел, сборов, конкурсов, игр, соревнований.
2. Умение взаимодействовать друг с другом, опираясь на методику коллективных творческих дел.
3. Составление портрета коллектива.
4. Использование цветописи и других диагностических методик работы с коллективом (“Ступени развития коллектива”, социометрия, “Цветик – семицветик”).
5. Освоение программ сотрудничества.
Еще одним направлением моей работы стала подготовка наших школьников к вступлению в детскую организацию. В городе на базе Дворца творчества школьников уже действовала программа “Азбука добрых дел”, и мы с ребятами стали участниками удивительного путешествия. В течение года малыши не на словах, а на деле пытались ответить на вопрос: “Готов ли я вступить в детскую организацию, а значит, творить добрые дела?”
Ритуал вступления ребят в “Республику ШКИД” разработали и подготовили ребята вместе с родителями. Дружба с родителями продолжается на сборах, при подготовке коллективных творческих дел, при подведении итогов. И, конечно, родители помогают находить новые пути развития детской организации.
Как вожатая я поставила для себя задачу, чтобы каждый, кто пришел в детскую организацию, смог удовлетворить свои интересы, развить способности. Выполнению задачи способствовали КТД.
1. Социально значимые:
Поездка в детский дом, конкурс “Мой дедушка – солдат”, посадка аллеи к 50-летию Победы, субботник в детском парке.
2. Досуговые:
“Сам себе режиссер”, “Турнир рыцарей смеха”, конкурс моделей “Вдохновение”.
3. Имитационные игры:
“Путешествие в страну Экономика”, “Бизнес-шоу”.
Программы сотрудничества расширили поле деятельности. Так, программа “Зеленый мир” подсказала игру “На лесной полянке”, программа “Древо жизни” предложила “День семьи”, программа “Возрождение” – “Масленицу”, “Рождественские посиделки”, “Зарницу”.
Особое значение я как старшая вожатая придаю программе “Компас”, которая предполагает систему роста целого коллектива.
Приятно отметить, что ребята, повзрослев, не покидают детскую организацию. Переходя в Совет старшеклассников, они оказывают помощь пионерам в организации дел. “Республика ШКИД” живет, растет, развивается!
Светлана КРЫЛОВА,
участница Всероссийского конкурса “Вожатый года”
Саров,
Нижегородская область
Интересно, что…
… в России насчитывается около 100 федеральных и региональных организаций – детских и молодежных; а также около 500 организаций собственно региональных;
… в Белоруссии зарегистрировано 7 детских общественных организаций – одна пионерская (самая массовая) и шесть скаутских;
… на Украине пионеры носят шестицветные галстуки, а в Тамбове – трехцветные;
… в 1995 году в РФ был принят Закон о государственной поддержке детских и молодежных объединений, но механизм его исполнения отсутствует до сих пор;
… скаутское движение в России объединяет сегодня около 20 тысяч ребят из 51 территории; девиз движения “Всегда готовы! За Россию!”;
… крупнейшей детской организацией на просторах бывшего СССР остается перестроившаяся пионерия – СПО-ФДО или Международная федерация детских организаций. В нее входят 75 организаций, в том числе 14 из стран СНГ и зарубежья. По приблизительным подсчетам, СПО-ФДО объединяет пять миллионов человек. Девиз организации – “За Родину, добро и справедливость!”;
… главный закон волгоградской пионерской организации – “Мы защищаем слабых и обездоленных”;
… в Орловской области 25 тысяч пионеров. С названием у организации проблем не было – “Орлята”;
… во времена глобальных “разломов” СССР нижегородцы не послушались ничьих приказов, и пионерская организация здесь устояла. А нынешний губернатор Иван Скляров когда-то был членом пионерского штаба в Арзамасе;
… в Воронежской области уже более 35 тысяч ребят от 8 до 18 лет вступили в детско-юношеские организации. Так, в Рамонском районе в организации около 30 “первичек”, действующих по школам, – “Светлячок”, “Радуга” и др. Основная программа – “Мы – россияне”, девиз – “Сохраним себя для России, а Россию – для нас”;
… Москва, по мнению специалистов, и в лучшие советские времена не была “маяком” пионерского движения. Создать в мегаполисе нечто единое по форме и содержанию – задача почти непосильная…
Комментарий
Мы не проклинали воспитание в 1991-м. Мы не сбрасывали пионеров с “парохода истории”. Мы не травили тех, кто отдал свою жизнь работе с детьми. Напротив. Это наши сотрудники обивали пороги Минтруда, борясь за педстаж пионерских вожатых. Это в нашей газете в пору воспитательного безвременья появилось приложение “Классный руководитель” и были опубликованы принципиальные основы новых воспитательных систем. Именно на наших страницах развернулись “Алые паруса” – газета в газете для подростков и юношества. Нам ли себя упрекать?!
И все же мы чувствуем себя виноватыми. Отчасти. За наших коллег из других СМИ, которые и топтали, и травили, и проклинали. Скорее всего, они делали это не из злого умысла. Просто ловили ветры политических конъюнктур. Собирая материалы к сегодняшней “Теме”, наши корреспонденты встретили в детских организациях невиданный наплыв СМИ. Тут и газеты – наши и зарубежные, телевидение – центральное и московское. Неужто “четвертая власть” повернулась лицом к детству?! Неужто от “чернухи” – описаний маленьких бомжей, убийц и попрошаек – рывок к “конструктиву”?! Ан нет! Все дело в том, что Лужков издал распоряжение о “воссоздании пионерской организации”. А Лужков – реальный претендент на президентское кресло…
А если завтра Лужков передумает? (Не по поводу президентства, конечно, а по поводу пионеров). А если бы он вообще о них не вспомнил? Много кричим о том, что дети – вне политики, и постоянно используем их как разменную карту в сомнительных играх за власть.
Мы не смотрим в рот Лужкову. Мы смотрим на его дела. Вспомнил о детях – спасибо. Если уж в Москве, где и без “воссоздания” за 300 детских и юношеских организаций, с воспитанием проблемы (зато нет с наркотиками), то что же говорить о сельских ребятах, где на всю деревню лишь несколько “культурных” центров? Клуб, который закрыт, церковь, где не служат с 17-го года, магазин да школа. Губернаторы, что поумнее, давно уже поняли – дети не “демократическими свободами” должны быть увлечены, а посильными полезными делами. Директора школ, что посамостоятельнее, давно сориентировались – лучше несовершенная воспитательная система, чем вообще никакой.
… Наш собкор из Центрального Черноземья передал: в детской организации Новохоперского района Воронежской области более трех тысяч детей и подростков. Ребята придумали эмблему, форму: красные кепки – младший возраст, зеленые – старший. У всех трехцветные галстуки. Москве не надо бояться, что ребячьи головы сплошь украсятся кожаными “лужковками”. Бояться надо другого. Экономическая пропасть между обитателями Новохоперского района и Садового кольца может преобразоваться в пропасть совсем иную. И для того чтобы ее преодолеть, общей Родины может оказаться слишком мало…
Отдел школ
Против
Новое время –
новые формы
Опять пионерские дружины? Ни в коем случае. Я помню весь этот ужас: еженедельные унизительные разгромы двоечников, когда нас, детей, заставляли ругать одноклассников. А еще сборы макулатуры и металлолома. Я училась в музыкальной школе и часто не могла оставаться на эти ужасные собрания, чем меня вечно попрекали. Требовали отказаться от музыки и не ставить личные интересы выше общественных. А как мне доставалось за то, что я не умею быстро бегать и не могу сдать нормы ГТО! Я была позором класса. Из-за меня нам не досталось какое-то первое место, и все, как один, приняли на пионерском собрании решение – не разговаривать со мной целый месяц. Любой, кто не был способен к стадному образу мышления, становился изгоем. Я счастлива, что мой сын всего этого не видит. Он учится в хорошей гимназии, где мудрые, квалифицированные педагоги понимают, что их задача – дать ребятам знания, обеспечить им оптимальный старт в будущей жизни. Насилие над личностью, “причесывание” под одну гребенку недопустимо.
Ольга НИКИТИНА,
мама пятиклассника
Москва
В этом году подростки 13-14 лет занимались в лагере и участвовали в походе, который организовал депутат от партии Жириновского Евгений Логинов. Очень многие ребята из разных школ Бердска оказались в этой детской организации, объединенные любовью к плаванию. Но, к сожалению, организация эта оказалась не вполне спортивной. Отмечая как бы юбилей Ермака и присоединение к России, на самом деле Сибирское отделение ЛДПР проводило политику Жириновского. Я считаю недопустимым любые формы идеологии в таком раннем возрасте, когда ребенок не может оценить сам партийное направление.
Анна КОЗАК, инженер
Бердск
Зачем нам общественные организации?! Ребята могут объединяться не по формальному признаку, а по интересам. Я семь лет занимался в физико-математическом кружке. Все ребята оттуда – мои лучшие друзья, мы даже вместе ушли в университет. Точно так же общаются между собой школьники, увлекающиеся спортом, музыкой, живописью, наукой. Может быть, я покажусь чересчур самонадеянным, но готов утверждать, что нынешняя молодежь не нуждается, как наши родители, в искусственном придумывании “общественных организаций”. Мы в большей степени думаем о будущей профессии, заранее выбираем сферу деятельности и предпочитаем общаться не с теми, с кем велят, а с кем интересно. А если рассматривать школьные общественные организации как подготовку к политической жизни, то я знаю много ребят, которые всерьез занялись подобной карьерой через работу в одной из партий. И никаких школьных дружин им для этого не понадобилось…
Виталий ПАКАНИН,
первокурсник Санкт-Петербургского государственного университета
Домашнее задание
Дорогой друг!
Если тебя заинтересовал наш сегодняшний разговор о детских организациях в школе, о перспективах развития и трудностях роста, обращайся в “Учительскую газету”! Мы предполагаем создать Банк данных детского движения и Фонд развития детских школьных организаций. Будем признательны всем, кто ответит на вопросы газеты:
1. Существует ли в вашей школе детская организация? Если да, то сообщите нам краткие сведения о ней.
2. Какие, на ваш взгляд, меры необходимо предпринять для развития детского движения в стране?
3. Нужна ли в “УГ” специальная страничка “Вожатый”? Если да, то какой вы ее видите?
Не проходите мимо. Не откладывайте на потом. Пишите немедленно!
Комментарии