Одна из задач публицистики – обозначить проблему и найти рецепт. Словом, ответить на вековой вопрос “Что делать?”. Что касается телевидения, то, наверное, лучше всего смогут на него ответить люди, чья профессия непосредственно связана с ним. К ним и решили мы обратиться.
Существует семейный треугольник: взрослые (отец, мать) – ребенок – телевизор. Роль телевидения, к сожалению, во многом негативна. Ребенок в этой системе наиболее незащищенное звено, он не имеет должного опыта. Следовательно, от взрослых требуется некая линия поведения, которая поможет ребенку выстроить свое общение с телевизором. Какой она должна быть?
Как показывает наш опрос, участие и роль взрослых могут быть самыми разными. Ответы участников мини-интервью не только помогут уяснить причины телебездуховности, но в них, с опорой на собственный опыт, даны советы, как помочь ребенку осмыслить, что ему предлагает экран и как “обустроить телевидение”.
Пока не будет денег, хороших детских передач не появится
Алексей Лысенков, академик Российской детской академии телевидения, ведущий программы “Сам себе режиссер”:
– Я противник того, чтобы родители насаждали свое понимание чего-либо. Ребенок должен выбирать и определять приоритеты сам. Само собой, это не касается таких вещей, как порнография, насилие и так далее, это не обсуждается. В детстве я детских передач не смотрел. Помню, что смотрел “Следствие ведут знатоки”, “Семнадцать мгновений весны” и “Клуб кинопутешественников” очень любил. Если сегодня обратиться к конкретным примерам, то, например, с “Телепузиками” просто парадокс. Я с удивлением узнал, что дети эту купленную передачу смотрят! Я этого не понимаю, честно говоря, несмотря на весь свой опыт работы на телевидении. Я не могу назвать действительно интересных и ярких передач. “Устами младенца” – это тоже приобретенная программа. В идеале нам нужно выделить, освободить какую-нибудь дециметровую частоту и сделать детский канал, как существует во всем мире. Что касается конкретной схемы детской программы, ни в коем случае передачу нельзя делать с тем ощущением, что дети маленькие и с ними надо посюсюкать. Дети, как ни странно, такие передачи не очень любят. Поэтому от этого и надо плясать – детская передача должна быть такой, чтобы ее смотрели и взрослые.
Вообще рассуждать о плюсах и минусах детских проектов бессмысленно. В первую очередь это связано с финансированием. Спонсорам нет смысла вкладывать деньги – они не смогут лоббировать свои политические интересы на детском канале. И реклама на детском канале запрещена. Соответственно детское ТВ может существовать только на бюджетные средства. Но я не уверен, что бюджет готов сегодня выделить деньги. Пока не будут придуманы рычаги, каким образом может быть профинансировано детское телевидение, хороших проектов не появится. Поэтому, как и любая качественная вещь, хорошая передача стоит денег. Неправда, что бесплатно можно сделать хорошо. Государство должно что-то придумать, чтобы частным инвесторам было интересно вкладывать деньги в детское телевидение. С этого нужно начинать. Талантливые телевизионные люди у нас есть. Все упирается в финансирование.
Говорить не только
о светлом
Марк Захаров, режиссер, художественный руководитель Театра Ленком:
– Когда дочка была маленькая, к сожалению, я ее вкус к выбору телепередач не формировал. Вместе мы телевизор практически не смотрели. Но меня очень успокаивало, что в ту пору наши аниматоры создавали настоящие шедевры. А Саша как раз больше всего любила мультипликационные фильмы. У дочери был выбор – диснеевские или родные мультфильмы смотреть. Она всегда выбирала отечественные. Было несколько совершенно замечательных, например мультфильм “Варежка”, где девочка очень хочет завести собаку, но мама ей не разрешает. В итоге четвероногий друг образуется из варежки. Я был недавно на нашей прославленной студии “Союзмультфильм” и видел царящий там упадок. Затяжной кризис в мультипликации, конечно, оставляет сегодняшних малышей без тех замечательных историй, которые им так необходимы.
Сейчас на молодое поколение обрушивается такая волна криминала, наркотиков и других неприятных акций, что надо предупреждать детей заранее о том, что им может угрожать в жизни. Когда я набираю курс студентов в свою мастерскую – вчерашних мальчишек и девчонок – я так прямо и говорю им: “К сожалению, несмотря на то, что вы все талантливые люди, некий процент, мне сейчас трудно сказать какой, не станут артистами. В связи с тем, что они не сумеют отрегулировать свое отношение с алкоголем. Еще один процент не сможет стать артистами, потому что не смогут выработать в себе ту самодисциплину и ту ответственность за свое поведение, в стенах театра и вне стен театра, которые соответствовали бы и многовековым традициям, выработанным в театре, и требованиям достойной жизни”. Может быть, при первой встрече такие фразы слушать неприятно, но это заставляет юных людей задуматься. А в конечном итоге, поразмыслив, не сломать свою жизнь. Так и с телевидением. Поскольку влияние ТВ велико, нужно толково говорить с детьми о не самых светлых сторонах жизни, упреждая тем самым будущие неприятности.
Контракт с ребенком
Александр Лазарев-младший, актер, сын Александра Сергеевича Лазарева и Светланы Владимировны Немоляевой – актеров театра и кино:
– Телевидение чудовищно коммерциализовано. Первое неприятное впечатление, когда включаешь телевизор – от сплошной рекламы. Громкой, навязчивой, настырной и глупой. Игры, вопросы – отвечаешь правильно, получаешь деньги, не отвечаешь правильно, тебя выгоняют с позором. Или американские боевики поздно вечером. Вот такое современное ТВ. Ничего хорошего нет. Когда я был школьником, смотрел “Будильник”, “Ералаш”, фильмы различные. Но выбор программ был тогда довольно скудным. Четыре программы, да и то сплошной “Сельский час”…
Мой сын Сережа еще очень маленький, а вот с Полиной (ей 11 лет) у меня заключен контракт. Она телевизор не смотрит. Только то, что я ей советую. Домострой, одним словом. Например, она по моей рекомендации смотрит программу “Серебряный шар” Виталия Вульфа. Недавно он рассказывал про актрису Савельеву. Или я Полине говорю, что фильм “Война и мир” стоит того, чтобы его посмотреть. А все, что она смотрела раньше – Покемоны, Фодс Кидз и всякое подобное чудовищное барахло с квадратными чертями, – мы договорились, что дочь не будет тратить время на подобные просмотры. И если она выдержит, то получит большой приз от меня.
В свое время неплохо создавал для детей программы Сергей Супонев, который, ужасно жаль, так скоропостижно ушел из жизни. Вот те его передачи – “Звездный час”, викторины различные, – думаю, были интересны детям. А что касается сегодняшних детских программ, “Улицы Сезам” например, – это ведь все заграничное и чужое. Вот если бы сделали что-то свое подобное, родное для маленьких деток, которые могли бы учиться в легкой, интересной форме. Та же “Абвгдейка” могла бы служить примером. Программа должна быть про нас, про российских детей, а не про Нью-Йорк и Вашингтон, которые дают более простую культуру, доступную массам. У нас столько всего интересного, и масса талантливых людей, которые могут сделать отличные передачи. Деньги, я думаю, – основная причина бедственного положения программ для детей. Когда ребенок сидит и тупо часами смотрит бездушные второсортные мультфильмы да еще когда в руках чипсы и банка кока-колы, думаю, любой родитель ужаснется такой картине.
“Пусть смотрит, но знает, что это культура недостойная”
Лариса Гузеева, актриса, телеведущая программы “Я – мама!”:
– Мой сын Георгий, которому 10 лет, передачам внимания не уделяет. Но он смотрит вот эти омерзительные мультфильмы американские. Я пробовала разговаривать, пробовала объяснять, что это бездарно, что это разрушает и никакого отношения к жизни не имеет.
Потом поняла, что это бессмысленно. Запрещать я не могу, потому что все его одноклассники в курсе событий этих ужасных мультфильмов про пауков, и мой ребенок, который бы их не смотрел, чувствовал бы себя изгоем. Другое дело, что я не могу заставить его смотреть классику. Но думаю, что это дело времени, и, чуть повзрослев, он сам разберется: вот это шедевр, а это – на потребу дня. Вода камень точит, я ему внушаю, что подобные мультфильмы – это плохо. Хотя против хороших американских мультфильмов ничего не имею против.
Кстати, японцы поняли, что мультфильм про Покемонов – страшно. Это действует на детскую нервную систему. И несколько малышей даже попали в больницу. Они запретили демонстрировать этот мультфильм по телевизору. Подобные вещи и должны решаться на уровне правительства. А мы с вами вряд ли сможем в одиночку бороться с засильем подобной продукции. Бессмысленно, потому что это связано с огромными финансами. Так что будут и пауки, и покемоны, и Бевит с Батхедом. И пока подобные мультфильмы стоят в сетке передач, я считаю, нельзя запрещать ребенку смотреть их. Я так и говорю: “Георгий, я, к сожалению, не могу тебе запретить, но могу сказать, как это плохо”. Вообще система запретов – большая глупость. Я запрещу дома, он будет врать, он будет уходить к друзьям, он все равно это посмотрит. Всем известно, как дети могут выкручиваться. Поэтому пусть он сидит дома и смотрит, но знает при этом, что это культура недостойная.
Что касается создания детской передачи, я много думала, какой она может быть. Нужно, во-первых, найти современный язык, не “судари – сударыни”, эти слова для пятилеток просто “Бином Ньютона”. Во-вторых, вести программу должен действительно авторитетный для детей человек. Персона очень популярная. Условно говоря, тот же Гарри Поттер, только взрослый. Редакторы детской передачи должны в конце концов знать, что в конечном результате они хотят от этих детей. Сегодня на телевидении ни о какой нравственности речи быть не может. Посмотрите, одни развлекательные программы, которые ничего не дают.
Что можно посоветовать родителям, часто перегруженным на работе, в плане того, как противостоять телеэкрану? В нашей семье, например, даже если очень денежные предложения (Лариса и ее муж Игорь Бухаров занимаются ресторанным бизнесом. – “УГ”), мы от всего отказываемся и стараемся провести выходные вместе. Не важно, что это. Красная площадь, музей или ресторан. Мы вместе, все 5 человек. Я, муж, дети, моя мама, которая всю жизнь проработала учительницей. Выберите выходной и проведите его с вашими детьми. Но не под девизом: “Ах, какая я сегодня с 4 до 8 буду хорошая мама!”. Ребенок всегда чувствует любую фальшь в отношениях. И готов при этом многое прощать.
Георгий вступает в тот возраст, когда мальчишки учат во дворах матерные слова и блатные песни. Так вот, я не боюсь этого. Я сумею донести до него по-настоящему талантливое и смешное. Притом дам понять, что это и для чего. И в следующий раз он попросит поговорить не о блатных песнях, а о стихах Пушкина. Когда я прихожу вечером уставшая, Георгий уже в кровати, я все равно иду к нему. И 10 минут мы с ним шепчемся, я ему рассказываю какие-то секретики, а он мне свои. Сын засыпает с ощущением, что мама – вот она здесь, единственная, любимая. И в случае чего, она всегда рядом. Поэтому мне не страшно – пусть смотрит и мультфильмы про пауков, и прочую ерунду. Главное, быть авторитетом для своего ребенка, направлять его мысли, формировать вкус. А когда ребенок засыпает в своих страхах и фантазиях в окружении плюшевых игрушек, грызет ногти и ему не с кем поделиться переживаниями, вот это страшно. Ребенок должен быть уверен, что работа вторична для мамы, а главное в ее жизни – он. Тогда, я уверена, телевидение не сыграет в жизни ребенка той негативной роли, о которой мы говорим.
Помните о языке
Валентина Леонтьева, ведущая передач “В гостях у сказки”, “От всей души”:
– Нужно любить детей, а не делать вид, что их любят. Потому что детей обманывать невозможно. Они это чувствуют. Не нужно работать с детьми, если ведущие не чувствуют душу ребенка. То, как делают сейчас программу “Спокойной ночи, малыши”, мне не нравится. С детьми нет общения, нет теплоты. Но про современное телевидение не буду говорить, потому что не хочу “плевать в колодец, из которого всю жизнь пила”. Говорить можно только нелицеприятное. В том числе и о программах, адресованных детям… Единственное, о чем невозможно молчать, это то, как с телеэкрана общаются с детьми. Главное, на что нужно обращать внимание создателям передач, это на грамотную речь, на русский язык.
Татьяна НАУМОВА
Комментарий
Можно сколь угодно говорить о телевидении, но ничего не изменится, пока не изменится тип его финансирования. Но не настолько телевизор всесилен, что от него нельзя оторваться. Мы уже писали, что необходимо мощное общественное движение, которое поставило бы себе целью введение нравственной цензуры или иных мер, ставящих под контроль потоки низкопробной экранной продукции. Движение, объединяющее учителей и родителей, людей самых разных профессий, неравнодушных к будущему. Это первое. Второе – совершенствование детского телевидения. Точнее, его возрождение. Это и создание детских фильмов, мультиков, образовательных передач, особого детского телеканала. Пока ничего этого нет, ничего не остается, как использовать семейные советы участников нашего опроса.
Отдел культуры
Комментарии