search
main
0

Технологии современной дидактики

Модели урочной и внеурочной деятельности

В продолжение публикации «Учительской газеты» «Наследие. Методики Людмилы Петровны Ильенко доступны каждому учителю» (№48 от 29.11.2022) подробнее знакомим читателей с методическими разработками и моделями авторских уроков доктора педагогических наук, профессора МПУ, академика Международной академии наук педагогического образования Людмилы Ильенко. Предлагаемые материалы входят в цикл «Технологии современной дидактики».

Система образования неоднократно реформировалась в России в последние десятилетия XX века. Однако глубокую модернизацию она испытывает в новом тысячелетии, что в значительной степени обусловлено возрастающим разрывом между быстро изменяющейся жизнью под влиянием развития научно-технического прогресса и неизменными системами обучения.

Информационные данные показывают, что наше образование не решило всех проблем. Недостаточно обучать учащихся, чтобы они хотели стать полноценными и полноправными гражданами своей страны. Необходимо стремиться к тому, чтобы они действительно становились ими.

Предложить систему образования, в которой будут доминировать все проблемы учения и воспитания, весьма трудно. А между тем поиски новой системы, гармонирующей с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни, и составляют главную проблему.

Основными составляющими системы обучения и воспитания являются:

  • учителя, их компетенция, методы работы с учащимися, увлеченность своей профессией;
  • учащиеся, их потребности, мотивация и методы работы, способствующие формированию компетентности личности;
  • содержание обучения и воспитания, систематизация, способы контроля и проверки полученных результатов;
  • среда обучения и воспитания учащихся (средства обучения и воспитания и общественно-материальные условия).

Не следует в данной системе, гармонично сочетающей все элементы, преуменьшать роль учителя и методы его работы.

Несомненно, функционирование системы обучения и образования подчинено ее цели. Цели обучения и образования должны ориентироваться на следующие ценности: благо человека, его счастье, всестороннее развитие, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, политическое, экономическое, интеллектуальное, культурное развитие и т. д., то есть развитие компетентности личности учителя и учащегося.

Итак, система обучения в общеобразовательном учреждении функционирует с системой воспитания, неразрывно и гармонично связана с ней. Отсутствие второй составляющей системы приводит к ослаблению как дидактической, так и воспитательной работы.

Проблемы воспитания неразрывно связаны с проблемами учения, ибо личность обучаемого представляет собой неделимое целое. Поэтому в процессе обучения, то есть совокупного воспитательно-обучающего воздействия, нельзя выделить сферы исключительного влияния на интеллект, мотивацию, систему ценностей, эмоциональную жизнь и волю, характер и практическую деятельность. Эта мысль получает все более широкое признание, проявлением чего служит убеждение, что современные образовательные учреждения существуют не для обучения в них отдельным предметам, а для воспитания и формирования новых жизненных установок личности: способности принимать ответственные решения в ситуации выбора и прогнозировать последствия, предприимчивости, способности к сотрудничеству, мобильности, динамизма, конструктивности, высокой ответственности за судьбу страны.

Воспитательная работа в первую очередь проводится в преподавании основ наук, но она должна быть дополнена внеурочной деятельностью (внеклассной и внешкольной). Естественно, планируя урок, учитель определяет дидактические цели: образовательные, развивающие и воспитательные. Следовательно, воспитательные цели органично вписываются в систему обучения, в каждый урок.

Учителя прекрасно знают, что урок – важнейшая организационная форма познания мира учащимися, которое не сводится только к усвоению знаний. Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир учащихся исключительно отметками и баллами, делят учащихся на две категории в зависимости от того, учат они или не учат уроки. Такой учитель понимает односторонне многогранность духовной жизни учащихся.

Главная фигура образовательного учреждения – это воспитатель, который является и педагогом. В воспитании важны и урок, и внеурочная работа педагога. Поэтому очень значимы слова В.А.Сухомлинского: «Воспитание – это прежде всего человековедение».

Итак, цель и содержание учебно-воспитательной работы заключаются в том, чтобы учащиеся ощущали моральное достоинство и гражданскую активность.

Забота о гармоничности развития морали, ума, чувств, о воспитании благородства сердца, чистоты духовных порывов и устремлений нового человека – суть сильного, могущественного государства XXI века.

В педагогической практике начала столетия широкую популярность получили следующие модели обучения учащихся (то есть модели уроков):

  • поисково-исследовательские;
  • учебно-игровые;
  • коммуникативно-диалоговые;
  • дискуссионные модели деятельности, активного обмена мнениями, то есть творческая дискуссия.

Эти модели делают учащихся инициаторами в ходе учебно-воспитательного процесса, а учитель занимает позицию партнера – помощника в мотивации, расширении и углублении знаний, умений и навыков учащихся.

Исследовательская работа в основном проводится учителями-словесниками, учителями географии, биологии, физики, истории, учителями начальных классов.

Примеры целей урока и внеклассного мероприятия (полностью ход каждого урока вы можете найти в методическом пособии «Модели урочной и внеурочной деятельности педколлективов экспериментальных школ г. Москвы», М. : АРКТИ, 2011).

 

Интегрированный урок-игра «Загадки планеты Земля» (биогеотурнир для учащихся 9-х классов)

Цели:

  • расширить и углубить знания учащихся по биологии, экологии и географии;
  • учить использовать знания на практике после изучения основных тем по биологии;
  • учить ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и формировать умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • развивать навыки сотрудничества, исследовательские, научные умения;
  • формировать умение самостоятельно формулировать ответы на проблемные вопросы, выделяя объект и предмет учебного исследования;
  • вырабатывать навыки работы с различными источниками информации, грамотно их цитировать;
  • развивать умение вести дискуссию, быть корректными, оценивая мнение других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения;
  • воспитывать уважительное отношение к себе, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, заниматься физической культурой и спортом.

Оборудование: лист ватмана с названием мероприятия «Биогеотурнир», девизы поединков, вымпелы для команд – участниц турнира, конверты с заданиями (для поединка «Меч географов/биологов»), таблицы (по курсу «Человек»), карты («География материков и океанов», «Общая физическая география», «География России»), «Письмо барона Мюнхгаузена», жетоны (за правильные ответы болельщиков).

 

Классный час на тему «Радуга настроений» (для учащихся 2-х классов)

Цели:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся;
  • способствовать снятию у детей эмоционального напряжения;
  • развивать навыки сотрудничества и общения, умение взаимодействовать в паре;
  • закреплять знание основных цветов, умение различать холодную и теплую цветовые гаммы.

Оборудование: гуашь и кисточки, фломастеры и цветные карандаши, альбомные листы (по количеству детей), панно «Цветочная поляна», памятка «Радуга настроений», разно­цвет­ные карточки, конверт, аудиомагнитофон.

 

Список тем уроков, планы и подробный ход которых опубликованы в методическом пособии «Модели урочной и внеурочной деятельности педколлективов экспериментальных школ г. Москвы» (М. : АРКТИ, 2011):

  1. Урок-экскурсия по истории России на тему «Поклонимся великим тем годам…» (для учащихся 11-х классов).
  2. Литературно-музыкальная композиция «Великая Победа. Живая память», посвященная годовщине Победы в Великой Отечественной войне (для учащихся 5-11-х классов).
  3. Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности по литературе и музыке на тему «Лирика 1940-х годов. От сердца к сердцу…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне (для учащихся 11-х классов).
  4. Разработка интегрированного урока по истории России и всеобщей истории по теме «Исторические события 90-х годов XX века» (для учащихся 11-х классов).
  5. Школьный вечер на тему «Этот день мы приближали как могли…», посвященный Великой Победе над фашистской Германией (для учащихся 1-11-х классов).
  6. Урок по обществознанию на тему «Трудовые права несовершеннолетних» (для учащихся 10-х классов).
  7. Урок – литературно-музыкальный салон на тему «Дышал я дивным упоеньем любви поэзии святой…» (для учащихся 10-х классов).
  8. Межпредметный исследовательский проект на примере литературного чтения и смежных дисциплин (для учащихся 4-х классов).
  9. Ролевая игра с элементами КВН на тему «Путешествие на математическом звездолете» (для учащихся 6-7-х классов).
  10. Внеклассное мероприятие (диспут) «Час Земли» на тему «Современные эколого-экономические проблемы мегаполиса глазами учащихся (для учащихся 9-11-х классов).
  11. Занятие по психологии на тему «А без друзей на свете трудно жить…» (для учащихся 5-х классов).
  12. Занятие по психологии на тему «Дружба начинается с улыбки!» (для учащихся 3-х классов).
  13. Урок-исследование на тему «Взаимодействие между молекулами» по авторской программе «Мир и человек» (для учащихся 5-х классов).
  14. Урок-исследование с элементами драматизации на тему «Слитное, дефисное написание сложных имен существительных с пол-, полу-» (для учащихся 6-х классов).
  15. Урок окружающего мира с элементами исследования на тему «Земля-кормилица» (для учащихся 4-х классов).
  16. Сценарий бала на тему «Королева-осень» (для учащихся 9-11-х классов).
  17. Интегрированное психолого-педагогическое занятие по окружающему миру на тему «Когда приходит суббота и когда наступает лето» (для учащихся 1-х классов).
  18. Внеклассное мероприятие «Последний звонок» (для учащихся выпускных классов).

В течение года в нашей газете будут опубликованы и другие теоретические и практические материалы на основе работ Л.П.Ильенко, которые по-прежнему актуальны и могут быть использованы учителями и руководителями образовательных организаций.

Елена МАЛЬЦЕВА, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте