search
main
0

Технику получат педагоги, знающие, как ее использовать

В каждом новом учебном году Москва всегда предлагает свои собственные проекты, модели, разработки, которые самым существенным образом продвигают вперед не только систему столичного, но и всего российского образования. Что ожидает нас в новом учебном году по части внедрения и использования информационных технологий? Об этом разговор с Алексеем Семеновым, членом-корреспондентом РАН, ректором Московского института открытого образования и сопредседателем рабочей группы проекта «Школа информатизации».

– Предлагая в рамках модели «Школы будущего» проект «Школа информатизации», вы рассматриваете его как комплексный, включающий в себя все, или как некий путь, предполагающий поступенчатое продвижение?

– «Школа информатизации», конечно, содержит как проект некие комплексные вещи, но один из источников возникновения этого проекта связан с тем, что не всякий учитель сегодня готов широко, продуктивно и комплексно использовать компьютер в своей работе. Это и есть ключевая позиция проекта. С другой стороны, мы говорим, что школа должна дать возможность всякому учителю, который захотел и знает, как это делать, то есть научился работать с компьютером, использовать его в своей профессиональной деятельности. Трудность, таким образом, может заключаться только в самом учителе, а не в том, что, скажем, в школе нет компьютеров в достаточном количестве, не в том, что эти компьютеры нельзя подключить, отремонтировать или настроить. Есть инфраструктурные моменты, которые могут позволить учителю, когда он готов, использовать ИКТ, главная позиция «Школы информатизации» – не навязывать всем учителям модель использования компьютера, а дать возможность обеспечить условия для тех, кто готов к такому использованию, это использование осуществить. В этом смысле такая идея позволяет экономить ресурсы.

– А на чем будете экономить?

– Максимальная экономия ресурсов – вещь в проекте весьма продуманная. Если бы мы сказали: «Давайте в каждую школу поставим то или иное оборудование!», а оно не использовалось в течение пяти лет, то это дало бы только негативный эффект. В проекте «Школы информатизации» встроен такой механизм, который обеспечивает оснащение всякой школы в соответствии с планами учителя. То есть если учитель запланировал свой курс, детально его проработал, если директор ОУ и руководство окружного управления образования его поддержали, то, значит, школа получит технику. Такой цикл оснащения школы (только в зависимости от того, есть ли реальная потребность в ИКТ) и есть одна из основ «Школы информатизации». Поэтому в проекте есть комплексная основа, она гибкая и выстраивает информационную среду школы в соответствии с тем, что школа сегодня хочет и может реально сделать.

– Школа все-таки находится в середине. С одной стороны – педвуз, который должен подвигнуть будущего учителя еще на студенческой скамье к использованию информационных технологий. С другой стороны – структуры повышения квалификации уже работающего педагога. То есть есть три точки опоры в системе образования. Скажите, а они у вас сегодня стягиваются в один узел или пока это не получается?

– Фактически эти три точки связаны. Одна точка – система городских педагогических вузов, которые при поддержке Юрия Лужкова создала Любовь Кезина. Московский городской психолого-педагогический университет делает много, сам ректор МГППУ Виталий Рубцов стоял у истоков компьютерной революции, у него есть серьезные научные работы по школьному компьютеру, еще будучи в учениках у Василия Давыдова, он разрабатывал эту проблематику, Виталий Владимирович один из пионеров в этой области. В МГППУ сегодня есть очень интересный факультет дистанционного обучения, университет эту линию ведет, тем более что заместитель Рубцова Сергей Малых тоже заядлый компьюторщик. Многие вещи там реализуют довольно разумно и правильно. Что касается Московского городского педагогического университета, то там тоже есть разные подразделения, там работает Сергей Григорьев – известный человек, который был избран в члены-корреспонденты РАН за свои работы по информатизации, он руководит конференцией «ИТО» и выстраивает сбалансированную политику, основанную на связи с учеными. Поэтому я считаю, что у нас положение не то что идеальное, но все же неплохое. В Московском институте открытого образования, с другой стороны, ведущем повышение квалификации московских педагогов, сейчас появился прогрессивный, активный и энергичный человек – Юлия Федорова, которая пришла к нам из МПГУ с кафедры методики преподавания физики. Она очень хорошо понимает работу с информационными технологиями в различных предметах, поэтому и у нас дела идут неплохо. В течение последних восьми лет мы ежегодно готовим от пяти до десяти тысяч учителей по применению ИКТ, в частности, все учителя школ-новостроек проходят такую подготовку, независимо от их возраста и стажа работы. По ходу подготовки они или планируют свой курс преподавания с использованием информационных технологий, или нет. Но, к сожалению, есть лишь небольшая группа педагогов, которые не только обучились, но и представили бы себе, как реально они будут в своем классе в следующем году все это использовать, что им для этого нужно. Все это, оказывается, очень непросто, а ведь, повторю, действует такая сбалансированная модель «Школы информатизации» – если ты готов, если ты заявил о себе, доказал, что работа идет, значит, ты выходишь на преподавание с использованием ИКТ и тебе для этого дают технику. Мы еще будем детально заниматься и учебным планированием, и содержанием образования для педвузов, очень и очень многое нам придется еще дотягивать.

– С точки зрения применения информационных технологий что такое «Школа будущего»?

– Это школа, где, к примеру, сотовые телефоны и сообщения, которые приходят на них и уходят с них, станут частью культуры и частью школьной жизни, а не просто досадным и противным элементом, с которым учителю и администрации школы нужно бороться. Когда вы сидите на каком-то заседании и совещании, то…

– …всех заставляют выключать мобильные телефоны.

– Да, заставляют выключать. Но если доклад выступающего важен и интересен, вы будете его слушать и не будете смотреть, какие SMS вам приходят. А если очередной докладчик говорит что-то не то, вы вполне можете заниматься своим делом, написать даже кусочек статьи с помощью ноутбука (виновен, но порой сам этим занимаюсь, иначе просто расходовал бы нервные клетки на то, чтобы внимательно слушать то, что мне совершенно неинтересно). В будущем возникнет совершенно новая культура, в которой наличие такого коммуникатора может быть не раздражителем, отвлекающим и учителя, и учащегося, а некоторой частью жизни. Конечно, инструменты информационной деятельности, которые стали частью деятельности взрослого человека, должны быть и частью деятельности ребенка. То, что школа в этом смысле все еще отстает на 150 лет от окружающей жизни в самых разных отношениях, – это факт. Например, в хирургической операционной все состоит из того, чего не было 150 лет назад, нет ни одного объекта, который был бы таким же, как 150 лет назад.

– Думаю, что все же есть скальпель, зажимы, многие предметы, которые были и будут всегда.

– Я неправильно, наверное, сказал так обобщенно, но это мне нужно для того, чтобы показать, что в классной комнате в отличие от операционной устаревшие объекты есть и составляют онову. Учебный инструментарий в «Школе будущего» будет меняться, и это процесс неминуемый.

– К нам идут компьютеры с Запада, программное обеспечение поступает с Запада, мы заимствовали многие зарубежные технологии. Но в чем-то Россия и Москва идут впереди или нет?

– В области преподавания естественных наук (физики и других) используется, например, автоматизированный эксперимент, в котором существенную роль играют датчики, измерительные приборы. Работа в 80-е годы в России сказалась потом на том, как во всем мире эта линия развивалась. Какие-то технологии, связанные с распознаванием письменного текста, тоже были созданы в нашей стране и потом использовались на Западе. Все интернет-технологии развиваются параллельно, сейчас одним из заместителей министра связи стал Алексей Солдатов, сотрудник Курчатовского института, я думаю, что его опыт создания всей интернет-инфраструктуры в России тоже существен в мире. Безусловно, очень значительная часть разработок по ИКТ была сделана в США, куда стянули огромное количество специалистов из других стран и из России, и это сказалось на уровне исследований. Но в целом мне не кажется, что положение с информатизацией образования в России существенно отстает от Запада. Многие решения нам приходится принимать самостоятельно. Эти решения, как ни странно, оказываются не хуже, то есть неэффективность бюрократии одинакова во всех странах, а те решения, которые принимают исходя из интересов школы, в нашей стране оказываются эффективнее. То, что в прошлом столетии было заложено математиком Андреем Ершовым, оказалось вполне прогрессивным на тридцать лет вперед. То есть деятельность каких-то личностей, которые играют значительную роль в России (тот же самый академик Велихов), оказывается довольно существенной. Поэтому Россия в последние годы занимает далеко не последнее место в науке, в образовании, в политике. Тут сказывается и позиция Президента РФ, который последовательно (и начал делать это еще до избрания на этот пост) проводит линию на то, что в каждой школе должен быть Интернет, должен быть весь спектр информационных технологий, который постоянно проявляет ко всему этому интерес. Это очень позитивный знак, и думаю, что в этой области Россия не будет отставать и плохо выглядеть на уровне всего мира.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте