search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Театральные страсти

Урок МХК в 11-м профильном филологическом классе

Тема: Русский драматический театр первой половины XX века. Режиссерское искусство: К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров.

Цели:

– познавательная: обобщить знания по теме «Русский театр», углубить представления об основных направлениях и стилях отечественного театра начала XX века;

– эстетическая: познакомить с образцами сценического искусства трех ведущих русских театров;

– развивающая: закрепить навыки проблемного спора-диалога.

Тип урока: урок-семинар.

Наглядно-дидактический материал: портреты крупнейших деятелей трех театров – К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко; В.Э.Мейерхольда, З.Н.Райх; А.Я.Таирова, А.Г.Коонен; художников В.А.Симова, А.Я.Головина, Г.Б.Якулова; слайды художественного оформления театральных спектаклей и костюмов; книги режиссеров.

Межпредметные связи: МХК и литература, МХК и история.

Организация: учебные столы размещены буквой П. Класс поделен на три группы по пять человек – «мхатовцы», «мейерхольдовцы», «таировцы».

Ход урока

(С небольшими сокращениями приводится фонограмма реального открытого урока, данного автором для педагогов Подмосковья).

Учитель: С начала XX века центр мировой театральной жизни постепенно перемещается в Россию, а затем в СССР. Этому было несколько причин. Во-первых, социальные катаклизмы, резко изменившие сознание и жизненный уклад; во-вторых, появление нового, массового демократического зрителя; и наконец, в-третьих, напряженные поиски художественной интеллигенцией новых эстетических форм в театре. Но мой первый вопрос не об этом. До сих пор в рамках нашего предмета мы изучали театр в трех измерениях: с точки зрения его организации и устройства, репертуара и актерского искусства. Почему, на ваш взгляд, в истории театра XX века мы обратились к искусству режиссерскому?

Ученик: Именно в XX веке режиссер становится центральной фигурой в театре.

Учитель: Но что же все-таки вызвало такой резкий поворот? Ведь талантливых актеров не стало меньше и мастерства у них не убавилось.

Ученик: Раньше режиссер выполнял номинальную функцию. Главная роль в постановке спектакля принадлежала ведущим актерам. Режиссер занимался расстановкой актеров в мизансцене, но не руководил на репетициях, не продумывал оформительскую часть постановки. А главное – глубоко не вникал в идейный смысл пьесы.

Учитель: Какие примеры вы можете привести для подтверждения этой мысли из курса литературы?

Ученики (хором): Чехов! «Чайка»!

Учитель: Верно. В чем же была причина провала чеховской пьесы? Ведь главную роль в ней исполнила великая Вера Комиссаржевская.

Ученик: Постановку спектакля осуществлял Евтихий Павлович Карпов – режиссер старой театральной школы. Он не понял новаторства пьесы…

Ученик: Ему мешала театральная рутина…

Учитель: Точнее – эстетика. А теперь подробнее остановимся на рутине и эстетике. Кто же первым восстал против «седой старины» на театральных подмостках? Кто подробнее расскажет об этом? Первое слово, конечно же, «мхатовцам».

Ученик (сторонник МХАТа): Работа по реформированию театра началась в кружке любителей, который возглавил купец Алексеев, впоследствии взявший псевдоним Станиславский. Они ставили пьесы легкого жанра и постепенно выработали подлинную театральность. Но настоящая работа началась после исторической встречи Станиславского и Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар». Здесь во время 18-часовой беседы они сформулировали главные принципы нового театра, назвав его Московским художественным общедоступным.

Учитель: Какие этапы в своем развитии прошел Художественный театр первого поколения?

Ученик отвечает на вопрос.

Учитель: Какие режиссерские находки и открытия сделал Станиславский?

Ученик: Станиславский преобразовал сцену, ввел исторический костюм и изменил актерское самочувствие путем создания «четвертой» стены. Самой сложной оказалась третья составляющая его реформы: режиссер долго и упорно работал с актерами – так из его практики родилась система Станиславского.

Учитель: В чем, кратко, сущность этой системы?

Другой ученик добавляет: Константин Сергеевич придавал исключительно большое значение роли театрального художника. Он заменил плоские декорации на трехмерные. Художник-передвижник Виктор Симов так натурально писал декорации, что зрители с трудом могли отличить их от живой природы. Станиславский долго изучал исторические костюмы. А для постановки пьесы «На дне» мхатовцы посетили Хитров рынок и позаимствовали у его завсегдатаев их лохмотья.

Учитель: Как готовился этот легендарный спектакль? Что нового внес режиссер в сценическое истолкование пьесы Горького?

Ученик кратко излагает историю постановки «На дне» по книге К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Учитель: Сейчас посмотрим фрагмент спектакля «На дне» в постановке Станиславского и Немировича-Данченко.

На экране демонстрируется сцена из первого действия: Васька Пепел, Клещ, Бубнов.

Учитель: Однако уже в это время в труппе Художественного театра находятся актеры, которых не удовлетворяют его направление и основные эстетические установки. Кто они и в чем причины их неудовлетворенности?

Ученик (сторонник Мейерхольда) рассказывает о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде и постановке драмы Лермонтова «Маскарад» на сцене Александринского театра.

Учитель: И все-таки этот спектакль еще не был показательным для Мейерхольда-режиссера. Поиски новой театральности увели его гораздо дальше эстетики «Маскарада».

Ученик: После революции Мейерхольд создал театр своего имени и проводил в нем поистине революционные эксперименты. Главной отличительной особенностью его режиссерской системы был отказ от реалистических принципов Художественного театра, который он называл театром «натуралистическим». Мейерхольд замыслил вернуть театру его изначальную театральность и поэтому назвал свой театр условным.

Ученик: Мейерхольд смело вводил на сцену эксцентрику и экспериментировал с телом актера. Он считал, что истинным актером его театра может быть только артист, прошедший специальную школу биомеханики.

Школьник кратко излагает теорию биомеханики Мейерхольда по книге И.В. Ильинского «Сам о себе».

Ученик: Не случайно самым любимым современным автором Мейерхольда был Владимир Маяковский. Оба художника были революционерами в искусстве, новаторами, экспериментаторами. Лучше всех других режиссеров, обращавшихся к драматургии Маяковского, Мейерхольд поставил пьесы поэта «Клоп» и «Баня». Режиссера привлекли в них гротеск, сатира, клоунада – словом, новая драматургическая эстетика.

Учитель: А не слишком ли далеко завели Мейерхольда его эксперименты с текстами классических произведений?

Учитель: К сожалению, не сохранилось видеозаписей постановок Театра Мейерхольда. Но его ученики – актеры и режиссеры – продолжили дело своего учителя на других сценах. Сейчас мы посмотрим фрагмент постановки заключительной части трилогии А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в постановке крупнейшего актера Театра Мейерхольда Эраста Павловича Гарина. Главную роль играет сам режиссер.

На экране – монолог Тарелкина на «своих» похоронах из фильма «Веселые расплюевские дни».

Учитель: Кто еще из учеников Станиславского оказался «раскольником»?

Ученик (сторонник Таирова): Алиса Коонен!

Учитель: Что заставило эту любимейшую ученицу мастера покинуть alma mater?

Ученик: В 1914 году провинциальный актер и начинающий режиссер Александр Яковлевич Таиров организует Московский камерный театр. Художественные принципы этого театра оказались близки творческим поискам молодой актрисы. Камерный театр надолго стал для нее родным домом, а содружество с Таировым – смыслом жизни.

Учитель: Почему отцы-основатели назвали свой театр камерным? Какой идейный смысл они вкладывали в название?

Ученик: Во-первых, театр был рассчитан на «своего» зрителя, которому были близки творческие установки театра. Такой зритель не мог быть массовым. У Камерного театра за годы его существования действительно сформировалась своя аудитория. Во-вторых, Камерный театр противопоставил свою эстетику мещанско-обывательским вкусам и представлениям о театре как развлекательном искусстве. И в-третьих, Таиров отказался от театральных традиций. Он назвал свое детище театром «эмоционально насыщенных форм».

Учитель: В последней формулировке, наверное, и заключается сущность эстетики Камерного театра?

Ученик: Таиров считал, что литературное произведение, пьеса является лишь материалом в руках режиссера. Режиссер имеет право на свое понимание ее сущности…

Учитель: Это было и у Мейерхольда…

Ученик: Да, но Таиров не экспериментировал с текстом. Сохраняя текст, он усиливал или ослаблял – в зависимости от режиссерского замысла – различные идейные «узлы» пьесы. Свой театр Таиров еще называл синтетическим, потому что в каждой пьесе он укрупнял общечеловеческие мотивы, а исторически преходящим мотивам придавал второстепенное значение.

Учитель: Какие реформы провел Таиров в Камерном театре?

Ученик: Таиров основательно изменил сцену и оформление спектаклей. Он отказался от ровного пола, который считал неэстетичным, и создал несколько уровней на сцене. Таиров отказался от исторического костюма и для каждого спектакля шил такие костюмы, которые отвечали его идейному замыслу. Так были созданы знаменитые костюмы Катерины Кабановой и Эммы Бовари. К работе в театре Таиров привлек замечательного художника-новатора Георгия Якулова, который писал декорации к спектаклям из разных исторических эпох.

Ученик: Важную роль в Камерном театре играло музыкальное оформление спектакля. Таиров говорил, что спектакль должен быть построен по законам музыки. Только тогда получится настоящая синтетическая постановка, объединяющая слово, живопись и музыку.

Учитель: Какие постановки Таирова вошли в историю мирового театра?

Ученик: Как уже говорили, Камерный театр ставил пьесы из разных исторических эпох. Но критики и зрители особо отметили постановки «Грозы» А.Н.Островского и «Мадам Бовари» Г.Флобера.

Далее ученик кратко излагает художественные концепции этих спектаклей по книге «Воспоминания» А. Коонен.

Учитель: Сейчас мы послушаем уникальную запись спектакля по роману Флобера «Мадам Бовари». В главной роли – Алиса Коонен.

Звучит аудиозапись сцены из финала «Эмма у Рудольфа».

Учитель: Подведем итог семинара. Сегодня мы рассмотрели три ведущих направления в русском театре XX века. Они определили развитие не только отечественного, но и мирового театра на несколько десятилетий вперед. Искусство трех корифеев режиссуры, их исторические спектакли до сих пор доставляют нам эстетическое наслаждение и служат недосягаемыми образцами художественной культуры.

Олег ЕГОРОВ, учитель мировой художественной культуры лицея города Железнодорожный, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте