search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Театр – это школа для взрослых

Так считает учитель истории и режиссер народного театра Ирина Синягина

Ирина пришла в ТЮЗ поселка Ставрово в 16 лет и погрузилась в этот волшебный мир с головой. Она служит Мельпомене уже 33 года. В Центре культуры и спорта, где идут репетиции и спектакли, она организовала музей. Ирина Александровна мечтает, чтобы здесь, среди экспонатов, проводились театральные гостиные, литературные вечера.


– Как режиссер народного театра «Провинциалы», я считаю это просто необходимым. Мы долго ведем подготовку к новой постановке, примерно год занимают репетиции, потом проходит с успехом премьера. Для маленького поселка и его окрестностей это настоящее событие. Но после премьеры спектакль умирает. В лучшем случае мы покажем кусочки из него на фестивалях или конкурсах, отрывки могут мелькнуть на каких-то мероприятиях. Но для артистов, да и для развития театрального движения этого мало. А потому, когда в Год театра мы замыслили проект создания музея народного театра, посвященного истории и развитию ставровского театрального движения, я сразу стала думать о том, что бы нам там в камерной обстановке можно было поставить, – говорит Ирина Синягина. – Хорошо, что директор нашего Центра культуры и спорта Галина Михайловна Крылова посоветовала принять участие в конкурсе на получение гранта. В итоге мы его выиграли и создали музей, который можно будет совмещать и с театральной гостиной.

Работая учителем истории в школе деревни Толпухово, Ирина Александровна много времени проводит в архивах, открывает новые страницы истории, в том числе развития театрального движения родного поселка. Все это находит отражение на стендах музея. Ведь Ставровский народный театр старейший во Владимирской области. Первая любительская постановка в 1902 году прогремела на всю страну, о ней писали в столичной газете «Русское слово».

– В конце 70‑х один из жителей деревни Безводное обнаружил в сундуке листок этой газеты со статьей. В ней пишется, что в поселке Ставрово произошло невиданное доселе дело – дан крестьянский спектакль. Затеяла его местная интеллигенция, – радуется находке Ирина Александровна. Она готова часами с упоением рассказывать о родном театре.

В начале прошлого века в поселке было три фабрики, торговые ряды, огромное количество питейных заведений, и театр, по мнению учителя истории, стал настоящим противовесом пьянству. Театральная труппа родилась на базе вольной пожарной дружины, в депо. Первым режиссером стал местный помещик Леонид Капацынский, а в дебютном спектакле «Русская свадьба в исходе ХVI века» играли, в том числе и женские роли, только мужчины. Ставровский любительский театр был первым на Владимирщине. Невероятный бум театрального движения случился после революции.

– В каждой деревне при школах и клубах создавались труппы. В поселке существовало сразу два театра, один вели учителя, а параллельно развивалось театральное движение рабочей молодежи. К слову, в Ставрове народный коллектив и сейчас состоит из двух трупп. Это «Ретро», где играют опытные актеры, и «Провинциалы», которыми руковожу я. У нас много молодежи, есть школьники. В поселке существуют и актерские династии, которые подарили нашим подмосткам уже третье, а то и четвертое поколение театралов, – рассказывает педагог.

С тех пор жизнь театра не прекращалась. Даже в Великую Отечественную войну ставились спектакли. Стоит выделить Николая Васильевича Бычкова, который прошел войну и чудом выжил. Он возглавлял театр с 1944 по 1964 год. Начал служить сцене еще до войны, в тридцатые. Работал в Москве на стройке и там играл при заводе в драмкружке, которым руководил актер Малого театра Анатолий Ржанов. Конечно, чтобы узнать глубже и больше о страницах истории поселкового театра, нужно послушать экскурсии, которые ведет Ирина Синягина. Она увлекательно рассказывает о тех фактах, которые отражают историю страны в целом. Но и судьба самой Ирины Александровны не менее интересна.

Великая миссия театра

Нынешний режиссер «Провинциалов» не мыслит себя без сцены. Театр – это та детская мечта, которая стала целью всей жизни.
Когда настал момент и любимая труппа осиротела – ушел из жизни столп ставровского театрального движения последних десятилетий режиссер Владимир Степанов, коллеги обратили на нее свои взоры, и стало ясно, что они именно на Синягину возлагают надежды.

– Для меня самое главное в постановке спектакля – донести мысль автора, на это должны работать все жесты и слова актера. Поэтому на репетициях мы оттачиваем и разбираем каждую фразу. Театр для меня – возможность максимально выразить внутренний мир человека. Театр вообще – это школа для взрослых. Я считаю, что великая миссия театра – сохранить источник чистоты в нашем зачастую недобром мире, – говорит режиссер.

…Когда-то скромная и крайне стеснительная девочка ходила на все постановки ТЮЗа. После одного из спектаклей душа всколыхнулась. И в голове пронеслось: «Хочу в театр!» Владимир Александрович Степанов пригласил ее приходить на репетиции. Она скромно сидела в уголке, пока режиссер не дал ей почитать текст пьесы «Эй, кто-нибудь!».

– Думаю, что он сделал это больше из жалости, – шутит теперь Ирина Александровна.

Тогда она не только прочла одноактную пьесу, но и выучила роль девушки назубок! Как-то на репетиции она вышла и проиграла ее на одном дыхании, вернее прожила. Владимир Александрович просто не мог не отдать Ирине эту роль, с которой она и дебютировала в конце 80‑х. В те годы ставровчане с нетерпением ждали каждую премьеру.

– Сцена для меня – возможность прожить жизнь другого человека, рассказать его историю своеобразными выразительными средствами, погрузиться в иной мир, – признается Ирина.

Сыграть так, как прожить

Театр дал ей возможность преодолеть свои страхи, получить внутреннюю свободу, раскрепоститься. Конечно, Ирина скучает по сцене, поскольку ее нынешняя миссия – это находиться по другую ее сторону. Хотя она проигрывает с актерами каждую роль на репетициях.

– Моя самая любимая роль останется в сердце навсегда. Это тонкая, полная психологизма роль Дон Жуана (по версии автора, он был переодетой женщиной, а потому пользовался у дам таким успехом) в пьесе «Тогда в Севилье» Самуила Алешина. С этой постановкой мы долго потом гастролировали, – вспоминает режиссер.

Проба режиссерского пера случилась в 2007 году, а уже с 2011 года Ирина Александровна официально руководит труппой «Провинциалы». Живет в ее памяти пример учителя Владимира Степанова. В его бытность на малой сцене в Доме культуры давали спектакль по 20-30 раз, и каждый раз зал на 50 мест был полон. Для спектакля это жизнь.

Сейчас Ирина Александровна проводит в музее экскурсии, каждый стенд посвящен определенному этапу становления народного коллектива, связанному с уникальными личностями режиссеров, актеров, художников-декораторов, костюмеров. Ирина Александровна многих из них застала.

Что касается сегодняшних «Провинциалов», то они создают далеко не провинциальные постановки, достойные подмостков столичного уровня. Все это, по словам режиссера, заслуга коллективная. Приходит новая плеяда молодых дарований, готовых служить сцене.

– Хочется, конечно, отметить нашего талантливого модельера Надежду Анатольевну Калашникову. Она создает для нас шедевры. Художник Николай Александрович Моисеев всегда находит неожиданные и яркие решения декораций сцены, которые выглядят очень эффектно и образно, – говорит Ирина Александровна.

К Новому году планируется повторить спектакль «Барабанщица», премьера которого прошла полгода назад. Когда-то, в пятидесятые годы, пьесу «Барабанщица» Афанасия Салынского ставила ставровская театральная труппа. И новое поколение актеров взялось за сложную и серьезную работу. Творческий коллектив постарался сохранить преемственность и в то же время согласно современным техническим возможностям придать новое звучание пьесе. Режиссеру, звукооператору, художнику, всем актерам эта задача оказалась по силам. В основе сюжета трагическая судьба девушки, которую вырастила немка, выучила ее в совершенстве своему языку. Оказавшись в оккупации, Нила приняла на себя миссию разведчицы. Она мужественно сносила все испытания… Зрители по достоинству оценили работу коллектива. Главная роль – разведчицы – досталась молодой актрисе Алине Харитоновой, которая сумела передать переживания, чувства и храбрость хрупкой девушки Нилы Снежко.

Ольга БОТКИНА, пос. Ставрово, Собинский район, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте