Секс или любовь, разум или чувства? Так переводят на обывательский название сериала «Физика или химия» рекламщики канала СТС. Разумеется, упрощая эти сложные темы, сводя их к конфликту, держащему зрителей в напряжении. К чести создателей сериала, на экране все немного сложнее.Это заметно особенно при неизбежном сравнении «Физики или химии» со скандальным сериалом Первого канала «Школа», который отталкивал многих уже на уровне эстетики: стиль «домашней камеры» с ее дергающимся, нервным кадром непривычен большинству зрителей.
В этом смысле «Физика или химия» рассчитана явно на более широкую аудиторию. Сериал снят в традиционной манере, удобно и то, что в начале каждой серии или острой ситуации дается короткая нарезка предшествующих событий. Теперь о героях – в «Школе», кажется, вообще не было положительных персонажей – ни учеников, ни учителей, которым можно было бы сочувствовать и с кем зрителям хотелось бы себя идентифицировать. Шокировать такой ситуацией можно, долго смотреть – нельзя, психика включает свои защитные механизмы. Все было нарисовано даже не двумя красками, а скорее одной – черной и ее оттенками. Школа в «Школе» была адом, бессмысленным и беспощадным.
В сериале СТС с самого начала заявлены вроде как положительные герои – и ученики, и учителя. Оговорка «вроде бы» существенна: вполне симпатичные с первого взгляда молодые педагоги с самого начала оказываются наделены червоточинкой. Чего стоит учительница философии Ирина, переспавшая со старшеклассником, пусть еще и не подозревая, что он ее ученик. Затем и вовсе выясняется, что она могла заразить юного любовника – а через него и других школьников, активно занимающихся друг с другом сексом, венерическим заболеванием (правда, вину благородно взял на себя ученик). Другая учительница – русского языка и литературы, Лада, – вызывает скорее жалость, чем сочувствие, это старая дева, боящаяся и практически не знающая жизни. Молодой физрук пытается наладить контакт со старшеклассниками, например, говоря с ними о паркуре, но все-таки это вспомогательный персонаж. Наконец, преподаватель искусств Рик – столь же честный и прямой, сколь провоцирующий и резкий, увлекается легкими наркотиками, о чем становится известно ученикам. Кажется, что все они еще не пережили до конца собственные подростковые комплексы и проблемы – впрочем, инфантильностью заражены даже многие нынешние сорокалетние. Именно это – вкупе с возрастом – делает их близкими с учениками. Слишком близкими. Видимо, таким образом сценаристы дают понять, что педагоги – тоже люди, и никакие человеческие слабости им не чужды. Как говорится, спасибо за напоминание.
Более старшее поколение учителей представлено вполне правдоподобно, хоть и типажно, – тут и категоричный завуч с его карательными методами, и лояльно-нейтральная директриса, и жесткая «англичанка», и ее безвольный либеральный муж. Но, и это очень красноречивое умолчание, здесь нет ни одного по-настоящему талантливого мудрого учителя, который, к счастью, еще не совсем вымер как явление. Ни одного, подобного герою Вячеслава Тихонова в «Доживем до понедельника» или героини Елены Ханаевой в «Розыгрыше». Ни одного, благодаря которому школьные будни обретают смысл и вкус. Но сейчас в российском кино вообще проблема с положительными персонажами.
Могут ли такие старшие на самом деле научить чему-то своих младших коллег? Когда такой неприятный персонаж, как завуч, говорит Рику, между прочим, своему сыну, что он должен подавать пример своим ученикам 24 часа в сутки, а не только с 8 до 18-ти, как тот считает, это звучит как-то неубедительно. К сожалению.
А что же ученики? Тут тоже несколько правдоподобный типажей: школьный негодяй и возмутитель спокойствия Горка со своим дружком-подпевалой, держащие учителей и однокашников в страхе, девочка, которой всех больше надо, Кира, разбитная красотка Рита, молодой да ранний Алексей и т.д. Но сочувствие вызывают не они, а «хорошая девочка» Маша и умный мальчик-китаец Чжан. Последний – жертва преследований со стороны Горки, затравлен и забит. Появление этого персонажа, как и мальчика-гомосексуалиста (хотя подтверждения его ориентации, слава Богу, пока не предъявляли) Федора – дань реалиям нашего времени.
Пока для меня большой вопрос – что стоит за этой попыткой посмотреть на современную школу как на слепок нашей жизни: просто желание привлечь широкую аудиторию к модной нынче теме и поднять телеканалу рейтинг, заявить о себе как о «социально ориентированных и честных» или что-то большее, как это было в случае с фильмами Динары Асановой или Ролана Быкова, на которые ссылается сериал. Однако, не смотря на множество «но», сериал поднимает очень актуальные проблемы – это и подростковый суицид, и наркотики (от этих причин в сериале уже умерло два персонажа), и ранний секс, и расизм, и самоидентификация, и управление своими эмоциями. И самое главное – в «Физике или химии» школа не показана зоопарком, как выразилась одна из наших читательниц, хотя это и место битвы хорошего и плохого. Но такой она была и останется, наверное, всегда.
Таковы мои первые впечатления. Что будет дальше, посмотрим…
Комментарии