search
main
0

Татьяна БОНДАРЕНКО. учитель музыки

Помните песню про «Школьные годы чудесные», внушавшую нам, как прекрасна наша школа? Но разве это так? Давайте вспомним, с каким страхом мы шли к доске, как невыносимо было сорок пять минут сидеть без движения, и с какой радостью мы ждали каникул, чтобы спрятать портфель как можно дальше. И так месяц, год, десять лет… Выход один – смириться.

Может быть, в наше время что-то изменилось?

Смотрю я на сегодняшних школьников, и что же вижу: постоянная усталость и болезненность, страх перед наказанием за невыполненную работу, и все то же нежелание учиться. И тревожит меня только один вопрос: что же мы, педагоги, делаем не так? Почему не летят школьные годы, а тянутся пытками?

Может быть, мы неправильно учим наших детей?

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Учителю следует помнить, что дети все же добрее нас, их не зажимают постулаты. Задача учителя – определить предназначение каждого ребенка, помочь ему раскрыть в себе способности, данные свыше.

Давайте вместе произнесем заветное и всем нам знакомое слово «образование». Что вы слышите? Не случайно «образование» сродни «образу», что означает облик, живое представление о ком-либо или о чем-либо. Я считаю, что способность детей творить образы своими чувствами и мыслями и есть высшая цель обучения. Как важно то, чему учатся наши дети. Я ни в коем разе не умаляю важности овладения знаниями, умениями, навыками. Но не должно быть знаний ради знаний или знание отдельно, а ребенок – отдельно. А в нашей современной школе очень часто просматривается именно такая картина. То, чему учатся дети, должно иметь непосредственное отношение к окружающему миру, поэтому большое значение в образовании имеет мотив – служение людям. Чем масштабней мотив «ради чего», тем успешнее процесс постижения знаний. А для этого ребенок должен понимать, что такое истина. Без нее в ложных постулатах жизнь похожа на гипнотический сон. Если для ребенка дома будет одна истина, в школе – другая, в средствах массовой информации – третья, а на улице – четвертая, какое у него будет представление об окружающем мире? Пока осмыслит, где настоящая истина, пока получит цельное восприятие мира, смотришь – полжизни и прошло. Когда же творить?

Учитель! Будь с детьми искренен и честен, не допускай обиды и гнева. Пусть каждое слово, обращенное к детям, будет согрето твоими чувствами, не будет пустым и случайным.

Наблюдая за детьми на уроках музыки, я неоднократно убеждалась, что эмоции и чувства многократно ускоряют мысль. Чувства – огромный объем сконцентрированной информации. Чем ярче и сильней чувство, тем больше в нем вселенских знаний. В обучении неизмеримо важнее культура чувств, которая, по словам писателя В. Мегре, «способна знания все в зернышко сжимать».

Мне очень повезло в том, что мой предмет – музыка – наиболее благодатен в познании через эмоции и чувства. Я стараюсь не погасить искру творчества, соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями. И с каждым годом все больше и больше убеждаюсь: учить необходимо радости. Через радость ребенок будет стремиться получить знания, которыми он сможет поделиться с окружающими. Я полностью согласна со словами великого австрийского пианиста и педагога Артура Шнабеля: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том чтобы «проталкивать» в них ученика». Тогда ребенок сможет создавать образы, способные влиять на духовный мир людей, менять их мировоззрение. А чуткий педагог ему поможет. Сотрудничая, дети перестанут чувствовать, кто из них ученик, кто учитель. Это и будет высшей истиной.

И напоследок напомню вам еще одно высказывание В. Мегре, будто адресованное всем учителям: «Совместное движение к счастью бесконечно. Но даже и его начало уже можно счастьем называть».

Татьяна БОНДАРЕНКО, учитель музыки Ларбинской средней школы, учитель года Амурской области-2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте