Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Татьяна Бердник, Амурская область: А нужен ли детям пришкольный лагерь?.

Дата: 02 июля 2012, 16:25
Автор:

Многие школы на время лагерной смены становятся поистине резиновыми… Отсюда трудности накормить детей одновременно, организовать выезд, а уж если погода дождливая, то приходится совсем тяжело. Но школы справляются… Разве у них есть выбор?

Хорошее место лагерем не назовут. Эту философскую мысль всякий раз изрекает в начале июня мой коллега, с которым мы вынуждены как-то организовать деятельность наших учеников в течение целого месяца. Вот уже третий год подряд я забываю, что когда-то получила диплом учителя русского языка, и превращаюсь в массовика-затейника, художника-оформителя, слушателя-утешителя… В общем, в воспитателя. И каждый год мои собратья, видя необъятную толпу галдящих, неугомонных, непоседливых ребятишек, невольно задают себе вопрос: кому нужен пришкольный лагерь? Ответ очевиден: более всего лагерь нужен родителям.

Во-первых, дети под присмотром, а не играют дома с розеткой и утюгом, пока мама с папой зарабатывают на хлеб насущный; во-вторых, пришкольный лагерь тем и хорош, что он рядом, беспокоиться, как там себя чувствует чадо за несколько десятков, а то и сотен километров, не приходится – каждый вечер он возвращается домой и делится впечатлениями. Опять же, детки накормлены, и не кириешками или чипсами (разумеется, в лагерях это строго запрещено), а как положено – кашей и супом. Оставшись же дома, как мы понимаем, ребята отдают предпочтение вовсе не оставленному мамой борщу…

А вот педагогам, для которых только-только закончилась горячая пора (а май – это всегда очень насыщенный и трудный месяц для взрослых и детей), буквально на следующий день перевоплощаться в воспитателя-виртуоза, независимо от обстоятельств, всегда бодрого и находящегося в преотличнейшем настроении, весьма и весьма тяжело. И потому я с некоторой тоской понимаю, что вот сейчас я войду в эту дверь и о покое и тишине можно будет забыть до конца смены.

По собственному опыту могу сказать: работа в лагере отнимает просто колоссальное количество сил. Это не школьные будни, когда ты отвел положенное количество уроков, на переменке сбегал, проверил, всё ли в порядке в твоем классе, а в «окно» можешь посидеть в учительской и проверить тетради в тишине.

В лагере слово «тишина» можно забыть. Лагерь – это сплошной крик, визг, смех, стук и т. д, и т. п. Ты отвечаешь за две дюжины детишек, которые не сидят в кабинете 45 минут и не списывают с доски примеры. Нет, они так и норовят залезть на лестницу, выбежать за территорию школы, расшибить коленку и насыпать в глаза песку. Хорошо, если есть вожатый (лучше – два), по крайней мере тогда ты беспокоишься только о здоровье и благополучии детей. А уж вожатые ломают голову, чем этих детей развлечь.

И еще, просто необходимо иметь здоровые легкие и громкий голос. Некоторые, кстати, выходят из положения при помощи простых свистков… Но я знаю, что вожатых в этом году набрали хороших и много, а это значит – «все хорошо, прекрасная маркиза», можно начинать работать, сверять списки и строить на линейку.

Первый день в лагере имеет свои плюсы и минусы. Он очень быстро пролетает, но отличается общей неразберихой. И если где-то что-то недоделано, это сразу становится очевидным. Однако дети идут и идут, те, кто любит проводить время в лагере, прибегают сами и сразу же развивают бурную деятельность, тех, кто не очень любит это дело, ведут за руку родители, некоторые даже начинают упираться и хныкать, а я уже сомневаюсь, что их в моем отряде будет «всего» 25. Но, слава богу, ровно 25, списки сверены, столы накрыты на завтрак, и первый день долгого марафона начинается…

Что такое летний пришкольный лагерь? Это выезды в душном автобусе, разбитые коленки, ссоры и слезы, потерянные телефоны, бейсболки и сломанные игрушки. Но это и смех, воздушные шарики, игры, объятия, веселые девизы и речевки, солнце. И кто возьмется измерить, чего больше?..

Смотрю на свой отряд, выстроенный на вечернюю линейку. Сережа опять без кепки, а солнышко печет… У Нины от непривычного шума разболелась голова. Вовиной маме надо звонить – ее сын уже второй день не ходит в лагерь, может, заболел?

Кстати, что касается оздоровительного действия пришкольного лагеря… Для меня, к примеру, оно очень сомнительно. В загородном – понятное дело: солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! А в пришкольном? Судите сами: летом в городе очень душно и жарко. Так что большую часть времени дети, к сожалению, проводят в помещении. Подышать воздухом тоже особенно негде – рядом дороги, машины, выхлопные газы и жар от раскаленного асфальта. По опостылевшему за учебный год зданию школы ходят злые тети и дяди, которым не позволяют красить и белить, пока работает пришкольный лагерь. Разве что сбалансированное питание…

Пожалуй, помимо питания одним из главных плюсов остаются те положительные эмоции, которые дети получают, общаясь друг с другом, играя и развлекаясь. Но, отдавая ребенка в лагерь, надо обязательно помнить, что это надо делать только в том случае, если чадо само хочет. Иначе процесс адаптации затянется на большую часть смены, слез и капризов не миновать, а о положительных эмоциях и говорить не придется. К сожалению, конечно, случается так, что ребенка просто не с кем оставить летом, все на работе, а он уж очень непоседлив, да еще и мал.

Ближе к середине июня наступает время, когда кажется, что сил больше нет. Хочется просто сесть и сидеть не двигаясь, долго… очень долго… как можно дольше. И отвлечься от суеты. Но это невозможно, потому что Игорек опять проткнул все шарики, а Вася нашел брошенного щенка. Воспитатель – это многодетная мама… А любая мама знает, что такое второе дыхание, не так ли?

Но всё имеет свой конец, и вот он, последний день. С утра подбегает Данилка, весело спрашивает: «Татьяна Геннадьевна, а на второй смене тоже вы будете?» У меня на мгновение обрывается сердце. Понимаю умом, что этого не может быть, бегу на третий этаж к начальнице и выпаливаю свой вопрос. Она смотрит на меня как на сумасшедшую и качает головой. Нет, никаких вторых смен. Слава богу!

Итак, потерянные телефоны и кепки найдены, шарики заново надуты, игрушки собраны и сложены в коробки до следующего лета, подарки розданы. Нина – самая спокойна девчушка в отряде – подходит, смотрит мне прямо в глаза, на которые от облегчения навертываются слезы, и спрашивает: «Татьяна Геннадьевна, вы не хотите с нами расставаться, да?» Я молча глажу ее по голове и улыбаюсь… А весь следующий день хожу потерянная и не знаю, куда себя деть, потому что отпуск, каким бы долгожданным он ни был, как известно, всегда приходит как-то неожиданно.

Помню, меня однажды спросили: а нужен ли детям пришкольный лагерь? Подумав, я ответила – нужен, но… Ох уж эти «но». Я считаю, что пришкольный лагерь приносит действительно существенную пользу, когда он ориентирован на какое-то направление. Спорт, иностранные языки, экология… Тогда и детям интересно, они узнают что-то новое для себя, развиваются, ставят какие-то цели и пытаются добиться результата. Вообще лагерь подразумевает работу кружков и секций, но известно, как это обычно бывает… А если смена профильная, то и дети при деле, и работать с ними легче. Еще один очень важный фактор – количество детей. К сожалению, многие школы на время лагерной смены становятся поистине резиновыми… Отсюда трудности накормить детей одновременно, организовать выезд, а уж если погода дождливая, то приходится совсем тяжело. Но школы справляются… Разве у них есть выбор?

Но идеал на то и идеал, что труднодостижим… Поэтому, как говорится, что есть, то есть. И каждый год в одно и то же время школа, еще не успевшая расслабленно вздохнуть, опять распахивает свои двери, чтобы встретить своих детей вновь – уже не учениками, а отдыхающими. Их снова много – гораздо больше, чем хотелось бы, но принимают всех – куда же детям еще идти? И учителя, которых греет только мысль об отпуске, похожем больше на мираж, снова улыбаются толпящимся в дверях детям. Улыбаются искренне, потому что… дети ведь ни в чем не виноваты, правда?

Об авторе

Татьяна Геннадьевна Бердник в 2009 году закончила Благовещенский государственный педагогический университет им. Калинина. С сентября 2009 года работает учителем русского языка и литературы в Чигиринской школе Благовещенского района Амурской области.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt