search
main
+1

Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей

Спектакль «Песни перелетных людей» ошеломляет. Как содержанием – он посвящен отечественным гениям, вынужденно покинувшим Россию. Так и формой – своей яркостью, музыкальностью и праздничностью.

Фото: песниперелетныхлюдей.рф

События, которые для этих опальных гениев стали личной трагедией, расколовшей их жизнь надвое, показаны экстравагантно и фарсово. Но самым большим подарком ценителям искусства стало то, что «Песни перелетных людей» получили президентский грант на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий и сейчас, после показов в Москве, проект проедет с гастролями по Краснодарскому краю и Крыму.

Все объясняется просто: спектакль был задуман еще в прошлом году и посвящен 100-летию отправки «философских пароходов» из России, когда из страны выслали тех, кого советской власти «расстрелять не было повода, но терпеть было уже невозможно»: например, философов Ивана Ильина, Николая Бердяева, Семена Франка. Но центральными персонажами «Песен» становятся все-таки художники-эмигранты – Марина Цветаева, Иосиф Бродский, Марк Шагал и еще целый ряд выдающихся деятелей искусства. Именно их стихи, проза, дневниковые записи стали основой «Песен перелетных людей». Но звучат знакомые многим строчки весьма нестандартно: они становятся мини-шоу или музыкальными композициями, исполненными в современной манере. Например, воспоминания о голодной России из дневников Марины Цветаевой авторы подали как ток-шоу.

Тут надо сказать о создателях проекта: автор идеи и сценария сего «лоскутного одеяла» из воспоминаний – поэт Влад Маленко, основатель Московского театра поэтов и худрук Государственного музея Сергея Есенина. Честно говоря, если к спектаклю и возникают некоторые претензии, так это к сценарию — не все отобранные строки кажутся уместными и удачно соединенными (впрочем, жанр «сна», выбранный автором, отчасти оправдывает хаотичность. Ведь какой логики ждать от сна?).

А вот постановка и игра виртуозны и скрывают практически все огрехи. Очевидно, потому что режиссер и актеры – это уже давно сложившаяся команда: все артисты проекта – сотрудники театра «Мастерская театральных ремёсел» под руководством Андрея Щукина и его же бывшие ученики по эстрадному факультету ГИТИСа. Щукина – а он изначально преподаватель сценического движения и фехтования – отличает любовь к пластическому и синтетическому театру, и его ученики – универсальные артисты и, карты так легли, великолепные музыканты. Судите сами: ведущий актер Аскер Бербеков – победитель 8 сезона шоу «Голос», Роман Сарнацкий – профессиональный саксофонист и кларнетист, театральный и цирковой композитор, две прелестные девушки Анна Киселева и Анастасия Слепченко – известные актрисы дубляжа и замечательные певицы.

Фото: песниперелетныхлюдей.рф

Этот квартет вытворяет на сцене нечто феерическое и мультижанровое, понятное всем поколениям: они танцуют, поют (и как поют — например, в арии «Каста дива» в исполнении Анны Киселевой звучит голос печального ангела и, хоть убейте меня за кощунство, это не менее пронзительно, чем у Марии Каллас), играют – каждый на нескольких музыкальных инструментах: от пианино и баяна до электрогитар и музыкального планшета. Надо слышать, как Роман Сарнацкий на наших глазах превращает стихотворение Иосифа Бродского «Бабочка» в зажигательный и очень органичный… рэп, виртуозно играя повторяющимися звуками. И даже картавость Бродского (актер читает стихотворение в его манере) используется для усиления эффекта и прекрасно ложится в ритм. А как уморительны частушки про Горького под баян! А танго, во время которого Бербеков-Бродский произносит хлесткие как пощечины максимы из своей нобелевской речи и интервью? Вот вам одна: «Можно вернуться на место преступления, но нельзя вернуться на место прежней любви» – в ответ на вопрос, не собирается ли он приехать в Россию.

Но к чему весь этот фарс, если речь о кровавой душевной ране? А он идет по нарастающей, чередуя приступы остроумия с почти библейским плачем…  Но именно эта форма подчеркивает сюрреалистичность того, что произошло с лучшими людьми русской культуры, вынужденно оказавшимися за ее пределами, или оставшимися/вернувшимися и погибшими. Вынужденное веселье всегда прикрывает звенящее отчаяние. Все главные вопросы остаются незаданными и остаются для внутренней работы зрителю, провоцируя его на серьезные размышления.

Здесь можно только поблагодарить авторов (а артисты в полной мере соавторы сценариста и режиссера) и всю команду проекта, и удивиться истории, которая в чем-то повторяется. Создатели спектакля убеждены, что сделали по-настоящему патриотический спектакль.

«Мы не действовали по отмашке, не опирались на конъюнктуру, – говорит Влад Маленко. – Замысел спектакля возник гораздо раньше, чем произошли последние события. Марина Цветаева, Александр Вертинский, Марк Шагал, Иван Бунин, Иосиф Бродский – все они любили свою родину. Но однажды оказались в некоем духовном терминале, перед выбором. И они все остались верны родине и вернулись в нее своим творчеством, несмотря на то, что физически оказались вне России».

Словом, спектакль «Песни перелетных птиц» – настоящее событие, которое жаль пропустить. Более того, доступное бесплатно (билет можно получить через сайт проекта) в ближайшие полторы недели. Получится ли еще увидеть его в московском Доме актера (то есть по истечении действия гранта), можно пока только гадать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте