Теперь многие знают, что именно Ульяновский государственный университет укрепляет реноме своего города как одного из мощных культурных центров Поволжья. Во всей нашей России сейчас это единственный классический университет, в стенах которого открыт факультет культуры и искусства. На факультете 12 кафедр, в том числе кафедра актерского мастерства (благодаря ее деятельности в 2001 году создался Ульяновский областной ТЮЗ). В итоге в городе уже несколько театров, в том числе драматический и кукольный. А театра балета пока нет, поскольку не было до сих пор и собственной хореографической традиции. И вот по инициативе декана факультета Татьяны Евгеньевны Никитиной в университете открылась новая кафедра – хореографическая. Мы встретились с Татьяной Евгеньевной накануне большого отчетного концерта, который молодые хореографы давали после своего двухлетнего обучения.
– Нашему факультету всего 16 лет, – рассказывает Татьяна Никитина, – он был организован сначала как филиал Московского государственного университета. А два года назад мы открыли еще и хореографическую кафедру. Почему? Потому что выпускникам местного училища культуры просто негде было учиться дальше. Ведь у нас очень много хореографических коллективов в городе, и весьма неплохих. Но молодежь уезжала, чтобы получать высшее образование в других регионах. Такой специализации, как «педагог-хореограф» или «руководитель хореографического коллектива» у нас никогда не было. Я постаралась собрать на хореографической кафедре лучших педагогов города – Елену Васько и Маргариту Январеву как классических хореографов, авторитетного педагога народного танца Владимира Ионова, прекрасного преподавателя бального танца Владимира Новикова. Но мы сразу же решили, что свои, местные педагоги – это прекрасно, однако надо вливать в обучение «новую кровь», прививая местной традиции столичный дух и мастерство. Помогла Российская академия театрального искусства, а доцент РАТИ Валентина Пасютинская стала ее художественным руководителем и привезла в Ульяновск московских педагогов. Так что теперь столичный хореограф Валерий Новоселов учит волжских студентов современному «джаз-модерну», а Мария Корпусова, проходившая специальную стажировку в Испании, – фламенко; сама же Пасютинская читает историю хореографического искусства.
Валентина Пасютинская продолжила рассказ:
– Создав в 2002 году кафедру хореографии, мы сделали первый набор – 20 студентов. Спустя год, как положено, набрали следующий курс… И дело пошло.
Конечно, «стержень» кафедры – свои, местные кадры, которые пестуют своих птенцов-студентов ежечасно и знают как свои пять пальцев весь танцевальный Ульяновск. Преподаватель народного танца Владимир Ионов – уроженец местных, волжских краев, на его занятиях стоит побывать, чтобы ощутить истинную поэзию народных ритмов. Он всю жизнь работает с фольклором. Он твердо уверен, что именно народный танец воспитывает внутреннюю культуру личности в смысле понимания того, кто ты есть и каковы твои корни. И часто произносит на своих репетициях: «Любите родину, господа!» Почему? «Потому что, – объясняет, – где мы живем, то мы и танцуем. Ну а русский танец – это, между прочим, такое феерическое многообразие, какого вы и представить себе не можете: север – одно, юг – другое, запад – третье, Урал…Сибирь… Нет, русский танец – его не объять, и всей жизни не хватит, чтобы его изучить! А вообще народный танец – это ведь выражение сущности каждого из нас!»
Классическому танцу учат студентов Маргарита Январева и Елена Васько – мастера изысканной школы и изрядного опыта, очень похожие друг на друга строгостью хореографической манеры и абсолютной одержимостью в работе и, кстати, тоже боготворимые своими учениками. А бальный танец – принадлежность Владимира Новикова, покоряющего своих воспитанников изяществом и шармом.
И вот по истечении двух лет работы кафедра преподнесла городу отчетный гала-концерт, объединив в нем все виды хореографического искусства, изучаемые в этих стенах. Точнее, был это не просто концерт, а грандиозное феерическое зрелище – экскурс по хореографии народов всего мира. Классическая шопениана сменялась чечеткой, изысканное фламенко – молдавским галопом, грузинский танец с саблями переходил в праздник бесконечных переплясов народов России…
Есть, конечно, и проблемы у молодой хореографической кафедры, основная – отсутствие помещения, которое арендуется пока в Мемориальном Ленинском центре. Но, невзирая на проблемы, перспективы и замыслы немалые: например, для начала создать при университете учебный театр балета и поставить собственный спектакль.
Комментарии